Кто воздвигнет тебя к небесам?
Только сам!
Кто низвергнет тебя с высоты?
Только ты?
Где куются ключи к судьбе?
Лишь в тебе!
Чем расплатишься ты за проигранный бой?
Лишь собой.
«Кто владеет информацией, то владеет миром». Сегодня, в век огромного потока информации, быстрого ритма жизни, переоценки жизненных и нравственных ценностей, эти слова особенно актуальны.
Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.
Обществу нужен человек – творец, поэтому современная школа и современный учитель должны решать не только задачу овладения знаниями, умениями и навыками, но и в значительной степени овладение опытом оценочной, эмоциональной и творческой деятельности. Для достижения этой цели, нам кажется, оптимально использование метода проектов. Гибкой модели организации учебного процесса, ориентированной на самореализацию учащегося, путём развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых «продуктов».
Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
В процессе проектирования изменяется тип отношений, повышается уровень ответственности и компетентности как ученика, так и учителя. Роль учителя радикально меняется. Он постепенно превращается в коллегу, в старшего партнёра по исследованию и разработке проекта. Этот метод можно рассматривать как технологию сотрудничества. Его главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». Кроме того, проектная деятельность связана с работой в коллективе и способствует развитию таких важных качеств, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнёров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятым другими.
Работая над творческим проектом, дети открывают субъективно новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Ведь то, к чему они приходят в результате наблюдения, поисков, размышлений и споров, им заранее никто не рассказывал, не показывал, не объяснял. Занимаясь с неподдельным удовольствием, они каждый раз заново совершают свой микроподвиг первооткрывателей.
В процессе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности:
- коммуникативные;
- личностные;
- социальные;
- литературно-лингвистические;
- математические;
- художественно-соматические;
- манипулятивные;
- технологические.
Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности. Этот метод адаптируется к особенностям всех без исключений учебных дисциплин, и в этом он универсален.
Для создания проекта необходимо наличие социально-значимой задачи (проблемы), которую ставит перед учащимися учитель. Выполнение работы начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности с определения вида продукта и формы презентации. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Результатом такой работы является продукт – это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы. Это может быть Web-сайт, видеофильм, выставка, газета, журнал и т. д., подготовленный продукт должен быть убедительно представлен заказчикам, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, на завершающем этапе проект требует презентации своего продукта. Она может быть в форме деловой игры, демонстрации видеофильма, игры с залом и т.д.
Учителями школы первой ступени МОУ «СОШ № 30» Фефеловой И.А. и Остряковой Н.Н. был разработан проект «Богатство недр Белгородчины», в котором приняли участие учащиеся 3 «А» и 3 «Б» классов.
Дидактические цели и методические задачи этого проекта:
- Знакомство обучающихся с основными полезными ископаемыми Белгородской области, их свойствами и дальнейшим применением.
- Развитие умения учащихся самостоятельно формулировать проблему и находить способы её решения.
- Обучение учащихся выдвижению гипотез, формулированию выводов.
- Воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно, относящейся к богатствам природы и общества.
- Дать возможность учащимся самостоятельно сформулировать существенные признаки полезных ископаемых Белгородчины.
- Содействовать развитию у школьников умения анализировать, синтезировать, сравнивать, выделять главное в познавательных объектах.
- Определить систему упражнений и заданий на применение учащимися полученных знаний в разнообразных ситуациях.
- Обеспечить постепенное нарастание сложности в выполнении упражнений и заданий.
- Инициировать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности и своего опыта.
Основополагающий вопрос, который мы ставили к проекту: «Что таит в себе земля Белгородская?»
Для ответа на этот вопрос ребята разбились на 3 группы, и каждая группа отвечала на свой проблемный вопрос:
- Чем богата земля Белгородчины?
- Где таит свои богатства Белгородчина?
- Какова дальнейшая жизнь полезных ископаемых?
Но в ходе работы образовалась ещё одна группа, которая отвечала на вопрос: "Чем Белгородская земля отличается от других земель?"
Работа велась на уроках:
- «Окружающий мир» - 2 раза в неделю
- «Информатика» - 1 раз в неделю
- На внеклассных занятиях
- На уроках художественного труда
- На уроках ОБЖ
В результате обучающиеся 1 и 2 групп подготовили презентации:
- «Подземное царство Белгородчины» (Приложение 1)
- «Секрет кладовой Белгородчины» (Приложение 2)
Обучающиеся 3 группы изготовили буклет: «Кладовые земли Белгородской» (Приложение 3)
4 группа ребят подготовила презентацию и изготовили на уроках художественного труда плакат «Длинная дорога полезных ископаемых» (Приложение 4)
В результате проектной деятельности учащиеся научились использовать источники дополнительной литературы; обрабатывать, обобщать и излагать результаты собственных исследований; наглядно представлять результаты своей работы, использовать информационные технологии для представления отчётов по исследованию.
Каждый учитель в праве выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребёнка. Наша позиция заключается в том, чтобы научить детей не пасовать перед трудностями, совершать выбор, научить учиться самому, отстаивать свою точку зрения.
Ещё Л.Н. Толстой в «Общих замечаниях учителю» писал: «Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился охотно, нужно: чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно; чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях». Думаем, что эти условия выполнимы при постоянном применении метода проектов в процессе обучения и воспитания школьников.