Программа "Я — патриот Кузбасса!" (развитие классного коллектива в 8–9-м классе)

Разделы: Внеклассная работа


Программа составлена с учетом среднесрочной региональной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан в Кемеровской области на 2006 – 2010 годы, разработанной в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан РФ на 2006 – 2010 годы».

Поэтому, разрабатывая основополагающие цели программы, я выделила следующие элементы:

  • Вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность по изучению и популяризации историко-культурного и природного наследия Кузбасса;
  • формирование способностей и готовности к совмещению различных социальных ролей, развитие навыков коммуникативной культуры, психологической устойчивости к быстрым социальным переменам и массированным информационным воздействиям;
  • в единстве с формированием российской идентичности — развитие политико-культурного компонента, предполагающего: мирное и плодотворное взаимодействие разных культур в пространстве учебного заведения, местного сообщества, города, Кузбасса, страны в целом;
  • освобождение картины мира ученика от стереотипов дискриминации и ксенофобии в отношении иных социальных и культурных групп, допустимость альтернативных точек зрения и языков самовыражения, толерантность в отношении другого в качестве нормы социального поведения, принципа личной автономии и основы гражданской солидарности. Комплексный подход к изучению Кузбасса.

Выделенные компоненты носят развивающий характер. Они ориентированы на модель обучения поискового типа: от усвоения исходных понятий к формированию осознанной позиции учащегося через проживание им этого процесса в роли активного участника. Внедрение и использование этих компонентов требует модернизации гражданского и патриотического воспитания и образования, создания условий для более полной реализации его основной интегративной функции средствами краеведения.

Полноценная система гражданского образования и воспитания школьников может противодействовать ряду негативных тенденций:

  • ограничению и замещению соционормативных форм культуры бытовыми и виртуальными культурными связями (развлечение, электронное общение и т.п.), происходящему под влиянием развития виртуально-информационной составляющей социальной жизни;
  • снижению возрастного уровня и росту числа приобщившихся к алкоголю;
  • распространению употребления наркотиков и появлению других зависимостей («шопинг», музыкальная и компьютерная зависимость), связанных со сбоями в адаптационных механизмах личности;
  • уменьшению роли семьи как базовой ячейки социализации и средства защиты от агрессивности окружающей среды, снижению возрастного порога подростковой агрессии и жестокости и вполне взрослым формам их проявления;
  • росту детской, подростковой и молодежной преступности.

Поэтому можно организовать:

  • 8-9 классы - помощь ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, сбор материала о подвигах наших солдат в различных войнах, составление альбомов, связанных с гражданскими акциями, участие в исследовательских проектах(например, «Патриот Кузбасса – патриот России», шефство над памятниками, связанными с историей Кузбасса.

В данном случае, мной разработана та, часть программы, которая относится к развитию среднего звена (8-9 классы).

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Приоритетам воспитания патриота отвечают основные задачи и особенности:

  • сформировать понимание школьниками роли образования как значимого фактора стабилизации и гармонизации жизни;
  • создать нацеленность на обеспечение развивающих и воспитывающих функций школьной среды, открытость воспитательного процесса, сформировать у ребят гражданско-правовую позицию по отношению к основным жизненным критериям;
  • развивать гражданскую ответственность через формирование правового самосознания, толерантности у ребят;
  • обогатить их способности к социальной адаптации, социальной мобильности и социальному партнерству;
  • развивать самостоятельность личности школьников через усвоение общественных, правовых норм;
  • воспитывать патриотизм, любовь к своему Отечеству, к своей малой родине Кузбассу

Поставленные цели и задачи будут достигаться через следующие формы работы:

  • КТД, ролевые игры, диспуты, Конференции, научные работы, ученические собрания, встречи с интересными людьми, классные часы-общения, работа с социумом, индивидуальные беседы с детьми, трудовые десанты и другие трудовые дела, контакт с учителями-предметниками;
  • контакт с родителями учащихся, постоянный мониторинг развития личности учащихся;
  • диагностирование деятельности класса, работа в кружках, секциях, клубах, музее краеведения лицея №1,участие в предметных неделях, участие в различных правовых, патриотических, экологических и др. акциях, широкое общение с учащимися 3 Г класса, помощь учителями начальных классов в проведении мероприятий, поездки в театр, цирк, музей, экскурсии по родному городу и Кузбассу, выпуски школьных газет и участие в различных общешкольных делах.

При составлении данной программы учитывались следующие принципы:

  • Личностного подхода в воспитании при котором постоянно учитываются индивидуальные особенности темперамента ребенка, его черты характера; обязательно диагностировать и знать реальный уровень сформированности личностных качеств; постоянно привлекать каждого воспитанника к посильной для него и усложняющейся по трудности воспитательной деятельности (от знания своих прав к умению их применять на практике); сочетание воспитания с самовоспитанием личности; привитие детям самостоятельности, но при этом учитывая их возрастные особенности.
  • Гуманизация воспитания, т.е. уважение позиции своего воспитанника, признание за ним права быть самим собой, высказывать свободно свои взгляды и мнения, ведь только через реальное признание прав и свобод, окружающих нас детей возможно их становление как Личности и Гражданина.
  • Толерантности, т.к. настоящий патриот Кузбасса должен быть терпелив к чужим культурам, верованиям, взглядам; умение видеть в другом другого, принимать другие формы поведения, другую логику мышления; развивать гражданский уровень сознания ученика от знакомства с другой культурой до осознания проблемности другой культуры.
  • Воспитание жизнью, через сочетание личных и общественных интересов, выбор своей будущей профессии в соответствии с задачами общества. «Кузбасс – родина моя!» - вот девиз патриота.
  • Выявление в каждом воспитаннике прежде всего, положительных качеств, опора на них и развитие у ребенка познавательного, эстетического и др. интересов.
  • Единство воспитательных действий через совместную деятельность семьи, учителей, общественных организаций на занятиях и во внеурочное время, а отсюда преемственность и последовательность в формировании черт личности. Широкое использование фондов и ресурсов музея краеведения лицея №1, совместная деятельность с областным фондом «Шахтерская память» им. В.П. Романова (председатель М.И. Найдов).

СТУПЕНИ ПРОГРАММЫ

«Человек в семье»

На данном этапе классный руководитель продолжает изучение проблем взаимоотношений родителей и детей с точки зрения воспитания у детей патриотизма. Использует воспитательное воздействие семьи для повышения уровня гражданского самосознания ребенка. Через различные формы работы раскрывается зависимость благополучия Кузбасса от благополучия каждой семьи, в нем проживающей. Классный руководитель формирует у детей развитие понятий «патриот», «ответственность», «нравственность» через изучение взаимосвязи учебного процесса в школе и семье. Эта ступень помогает осознать ребенку свое место в семье и обществе.

Основные ориентиры (8 класс).

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

  • формирование чувства долга и ответственности;
  • воспитание гражданственности через знакомство с правовой культурой;
  • выработка общности с коллективом, развитие духа товарищества и сотрудничества на новой ступени.
  • «Знай и люби родной край».
  • «История родного лицея»
  • «Я и сотни других Я»
  • «В жизни всегда есть место подвигу» ( о Е.М. Костюнине)

 Классные часы

  • осознавать уровень духовной зрелости подростка и влиять опосредованно на его сознательное самоопределение;
  • показать ребятам значение прав в обществе;
  • уважать права других людей;
  • формировать приоритет гражданских обязанностей подростка.
  • «Зачем человеку права?»
  • «Право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность»
  • «Обязанности гражданина»
  • «Жизнь дается один лишь раз!»

 Беседы

  • формирование нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности

 

  • КТД «Виват, наука!»
  • викторина «Мы этой памяти верны»
  •  конкурс «Сердцу милая Родина».
  • участие в городском конкурсе , посвященном 90- летию комсомола

Ролевые игры, коллективные творческие дела, конкурсы, экскурсии

  • воспитание в семье устойчивых, выработанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к другим людям;
  • помощь подростку в преодолении внутренних и внешних противоречий.
  • «Образование ценностных ориентаций, становление мировоззрения»
  • «Формирование способностей к обдумыванию своего поведения – важный фактор нравственности человека»

Родительские собрания

  • формирование навыков честного отношения к себе и другим людям;
  • развитие чувства сострадания, милосердия, сопереживания.
  • акция «Милосердие»
  • операция «Забота»
  • благотворительный марафон «Поможем родному городу»
  • Акция «Ветеран живет рядом»
  • Акция «Дети – детям»

Акции

  • сохранение и развитие патриотических традиций для укрепления связей между старшим и подрастающим поколением;
  • воспитание молодежи в духе боевых традиций старшего поколения.
  • Продолжить составление банка информации и «Книги воспоминаний» ветеранов – участников локальных войн, живущих в микрорайоне Красный Камень.

Поисковая работа

  • выявление творческого потенциала учащихся;
  • анализ развития классного коллектива.
  • «Мое отношение к знаниям»
  • Карта самооценки личности (на основе черт характера)
  • «Психологический климат в коллективе»
  • «Умею ли я слушать?»

Анкетирование,
тестирование

«Выбор профессии, как критерий гражданской ответственности»

Главная задача - помочь ребятам выявить круг своих интересов по отношению к будущей профессии, которая должна не только приносить им чувство удовлетворения, но и чувство полезности, создание нужного и важного для своей Родины, для государства. Происходит завершение базовой (основной) подготовки учеников, и классный руководитель через сформированную гражданскую и социальную ответственность помогает учащимся выбрать свой дальнейший профессиональный путь.

Основные ориентиры (9 класс).

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

  • формирование конкурентоспособной личности, то есть овладение определенным способом поведения в реализации своих притязаний на право занять более значимое место в обществе.
  • «Традиции моего родного города»
  • «Во взрослую жизнь собираясь…»
  • «Рабочая мелодия Кузбасса»
  • «Я – гражданин Кузбасса!»

 Классные часы

  • формирование жизненной позиции, развитие способностей к индивидуальному жизненному выбору;
  • повышение уровня психологической компетенции учащихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширение их границ восприятия.
  • «Я и моя будущая профессия»
  • «О жизни и её смысле»
  • «Найти себя...»
  •  «Со школьного двора в XXI век»

 Беседы

  • развитие навыков анализа жизненных ситуаций;
  • предоставление права апробировать свои профессиональные возможности;
  • нацеливание ребят на профессиональную ориентацию через различные творческие формы работы.
  • ролевая игра «Судьба Кузбасса– моя судьба»
  • круглый стол «Что дает нам школа для будущей самостоятельной жизни»
  • игра «Умники и умницы»
  • вечер общения «Пока горит свеча…»
  •  творческий вечер «Я люблю тебя, Россия»
  • участие в городском конкурсе «Я – юный патриот»
  • посещение различных профессиональных учебных заведений г. Киселевска, приглашение специалистов разных профессий для бесед с ребятами.
  • КТД «Мы не скажем друг другу прощай»
  • участие в «Ярмарке вакансий» для школьников.

Ролевые игры, коллективные творческие дела, конкурсы, экскурсии

  • соединение требований к личности и уважения к ней;
  • помощь подростку в выборе профессии;
  • развитие культуры самовоспитания подростка.
  • «Требовательность к поведению других неотделима от требовательности человека к своему поведению»
  • «Им уже – 15! Будем вместе с ними» (Помощь в выборе профессии)

Родительские собрания

  • формирование навыков честного отношения к себе и другим людям;
  • развитие чувства сострадания, милосердия, сопереживания.
  • Акция «Ветеран живет рядом»
  • Акция «Дети – детям»
  • акция «Милосердие»
  • операция «Забота»
  • благотворительный марафон «Поможем родному городу»

Акции

  • сохранение и развитие патриотических традиций для укрепление связей между старшим и подрастающим поколением;
  • воспитание молодежи в духе боевых традиций старшего поколения;
  • формирование готовности подрастающего поколения к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях.
  • Завершить составление банка информации и «Книги воспоминаний» ветеранов – участников локальных войн, живущих в микрорайоне Красный Камень.

Поисковая работа

  • через профориентационный мониторинг подготовить учащихся к дальнейшему жизненному выбору.
  • «Особенности личности подростка»
  • Тест творческого мышления П. Торренса
  • «Размышляем о жизненном опыте» (Н.Е. Щурковой)
  • Опросник субъективного отношения ученика к деятельности.
  • Тест «Мир профессий»

Анкетирование, тестирование,
профориентационный мониторинг

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Работа с педагогическим коллективом.

Основные мероприятия

Период исполнения

1. Держать связь с педагогическим коллективом.

в течение года

2. Организовывать и проводить малые педсоветы по просьбе учителей-предметников, родителей.

в течение года

3. Поддерживать связь между родителями и учителями- предметниками. Приглашать учителей-предметников на родительские собрания.

в течение года

4. Контролировать и помогать учителям-предметникам в проведении курсов по выбору и индивидуальных занятий

в течение года

5. Помогать в решении проблем возникающих между обучающимися и учителями-предметниками, а также между учителями-предметниками и родителями обучающихся.

в течение года

6. Работать над повышением качества знаний обучающихся.

в течение года

7. Помогать в педагогу-психологу в работе с обучающимися.

в течение года

8. Проводить анкетирование среди обучающихся по поводу комфортности обучающихся на уроках, отношение к предмету и т.д., знакомить с результатами анкетирования учителей-предметников.

в течение года

9. Помогать учителям-предметникам в проведении консультаций, дополнительных занятий.

в течение года

10. Координация деятельности учителей-предметников с классным коллективом.

в течение года

11. Взаимодействие с учителями-предметниками при подготовке дел в классе, организация совместных познавательно-досуговых дел.

в течение года

 Индивидуальная работа с учащимися.

Основные мероприятия

Период исполнения

1. Изучение индивидуальных способностей учащихся. Корректировка личностного развития учащихся в духе высокой духовной культуры, гражданской позиции, социальной компетентности.

в течение года

2. Контроль за успеваемостью и учебной деятельностью. Своевременно выявлять проблемы в учебе и оказывать помощь в их ликвидации.

в течение года

3. Систематически следить за заполнением дневников. Проводить беседы по поводу систематического заполнения дневников.

в течение года

4. Своевременно выявлять проблемы, возникающие между отдельными учащимися внутри классного коллектива и разрешать их.

в течение года

5. Работа с одаренными детьми:

  • отслеживать развитие навыков учащихся;
  • составление индивидуальной карты каждого ученика, по которой можно определить основные способности ребенка;
  • отслеживание оценок учащихся по различным предметам и выделение основных групп с естественнонаучной, гуманитарной, физико-математической направленностью мышления.
  • организация участия в научно-исследовательской и проектной деятельности.

 

в течение года

6. Поощрять учащихся за успехи в различных видах деятельности (по итогам четверти, полугодия. года, проведения КТД, участия в школьных и городских мероприятиях и т.д.)

в течение года

7. Держать на постоянном контроле отдельных учащихся класса. Через различные формы работы применять индивидуальное воздействие на каждого учащегося.

в течение года

8. Проводить индивидуальные беседы об аккуратности, прилежности, школьной дисциплине.

в течение года

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Быть человеком правовой и гражданской культуры, свободной личностью, способной к индивидуальному выбору жизненного пути.
  2. Быть творческой личностью с развитой эмоционально-волевой сферой, умеющей правильно выстраивать свое будущее (сделать выбор будущего профиля).
  3. Быть гуманной личностью, позитивной к адаптации и изменениям в социальной среде и в культуре.
  4. Быть личностью с развитым познавательным потенциалом (ЗУНы соответствующие образовательному стандарту, знание широкого спектра профессиональной деятельности человека), готовой много и плодотворно трудиться на благо своего Отечества.
  5. Вести образ жизни достойный гражданина и патриота Кузбасса.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

  1. Всеобщая декларация прав человека.
  2. Закон РФ «Об образовании» (в любом чтении).
  3. Конвенция о правах ребенка.
  4. Конституция РФ.
  5. Концепция патриотического воспитания граждан РФ на 2006-2010 годы.
  6. Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»//Вестник образования, 1999, август.
  7. Среднесрочная региональная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан в Кемеровской области на 2006 – 2010 годы.
  8. Программа «Живи, Кузнецкая земля!»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Воспитай гражданина» (учеб. пособие под ред. Я.В. Соколова), М.:Дрофа, 1999.
  2. Ольшанский В.Б. Психология практикам: учителям, родителям, руководителям. – М., 1996.
  3. Савотина Н. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития//Воспитание школьников, 2003, № 5.
  4. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М.:ЦГЛ, 2002.
  5. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 1999.