Программа составлена с учетом среднесрочной региональной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан в Кемеровской области на 2006 – 2010 годы, разработанной в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан РФ на 2006 – 2010 годы».
Поэтому, разрабатывая основополагающие цели программы, я выделила следующие элементы:
- Вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность по изучению и популяризации историко-культурного и природного наследия Кузбасса;
- формирование способностей и готовности к совмещению различных социальных ролей, развитие навыков коммуникативной культуры, психологической устойчивости к быстрым социальным переменам и массированным информационным воздействиям;
- в единстве с формированием российской идентичности — развитие политико-культурного компонента, предполагающего: мирное и плодотворное взаимодействие разных культур в пространстве учебного заведения, местного сообщества, города, Кузбасса, страны в целом;
- освобождение картины мира ученика от стереотипов дискриминации и ксенофобии в отношении иных социальных и культурных групп, допустимость альтернативных точек зрения и языков самовыражения, толерантность в отношении другого в качестве нормы социального поведения, принципа личной автономии и основы гражданской солидарности. Комплексный подход к изучению Кузбасса.
Выделенные компоненты носят развивающий характер. Они ориентированы на модель обучения поискового типа: от усвоения исходных понятий к формированию осознанной позиции учащегося через проживание им этого процесса в роли активного участника. Внедрение и использование этих компонентов требует модернизации гражданского и патриотического воспитания и образования, создания условий для более полной реализации его основной интегративной функции средствами краеведения.
Полноценная система гражданского образования и воспитания школьников может противодействовать ряду негативных тенденций:
- ограничению и замещению соционормативных форм культуры бытовыми и виртуальными культурными связями (развлечение, электронное общение и т.п.), происходящему под влиянием развития виртуально-информационной составляющей социальной жизни;
- снижению возрастного уровня и росту числа приобщившихся к алкоголю;
- распространению употребления наркотиков и появлению других зависимостей («шопинг», музыкальная и компьютерная зависимость), связанных со сбоями в адаптационных механизмах личности;
- уменьшению роли семьи как базовой ячейки социализации и средства защиты от агрессивности окружающей среды, снижению возрастного порога подростковой агрессии и жестокости и вполне взрослым формам их проявления;
- росту детской, подростковой и молодежной преступности.
Поэтому можно организовать:
- 8-9 классы - помощь ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, сбор материала о подвигах наших солдат в различных войнах, составление альбомов, связанных с гражданскими акциями, участие в исследовательских проектах(например, «Патриот Кузбасса – патриот России», шефство над памятниками, связанными с историей Кузбасса.
В данном случае, мной разработана та, часть программы, которая относится к развитию среднего звена (8-9 классы).
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Приоритетам воспитания патриота отвечают основные задачи и особенности:
- сформировать понимание школьниками роли образования как значимого фактора стабилизации и гармонизации жизни;
- создать нацеленность на обеспечение развивающих и воспитывающих функций школьной среды, открытость воспитательного процесса, сформировать у ребят гражданско-правовую позицию по отношению к основным жизненным критериям;
- развивать гражданскую ответственность через формирование правового самосознания, толерантности у ребят;
- обогатить их способности к социальной адаптации, социальной мобильности и социальному партнерству;
- развивать самостоятельность личности школьников через усвоение общественных, правовых норм;
- воспитывать патриотизм, любовь к своему Отечеству, к своей малой родине Кузбассу
Поставленные цели и задачи будут достигаться через следующие формы работы:
- КТД, ролевые игры, диспуты, Конференции, научные работы, ученические собрания, встречи с интересными людьми, классные часы-общения, работа с социумом, индивидуальные беседы с детьми, трудовые десанты и другие трудовые дела, контакт с учителями-предметниками;
- контакт с родителями учащихся, постоянный мониторинг развития личности учащихся;
- диагностирование деятельности класса, работа в кружках, секциях, клубах, музее краеведения лицея №1,участие в предметных неделях, участие в различных правовых, патриотических, экологических и др. акциях, широкое общение с учащимися 3 Г класса, помощь учителями начальных классов в проведении мероприятий, поездки в театр, цирк, музей, экскурсии по родному городу и Кузбассу, выпуски школьных газет и участие в различных общешкольных делах.
При составлении данной программы учитывались следующие принципы:
- Личностного подхода в воспитании при котором постоянно учитываются индивидуальные особенности темперамента ребенка, его черты характера; обязательно диагностировать и знать реальный уровень сформированности личностных качеств; постоянно привлекать каждого воспитанника к посильной для него и усложняющейся по трудности воспитательной деятельности (от знания своих прав к умению их применять на практике); сочетание воспитания с самовоспитанием личности; привитие детям самостоятельности, но при этом учитывая их возрастные особенности.
- Гуманизация воспитания, т.е. уважение позиции своего воспитанника, признание за ним права быть самим собой, высказывать свободно свои взгляды и мнения, ведь только через реальное признание прав и свобод, окружающих нас детей возможно их становление как Личности и Гражданина.
- Толерантности, т.к. настоящий патриот Кузбасса должен быть терпелив к чужим культурам, верованиям, взглядам; умение видеть в другом другого, принимать другие формы поведения, другую логику мышления; развивать гражданский уровень сознания ученика от знакомства с другой культурой до осознания проблемности другой культуры.
- Воспитание жизнью, через сочетание личных и общественных интересов, выбор своей будущей профессии в соответствии с задачами общества. «Кузбасс – родина моя!» - вот девиз патриота.
- Выявление в каждом воспитаннике прежде всего, положительных качеств, опора на них и развитие у ребенка познавательного, эстетического и др. интересов.
- Единство воспитательных действий через совместную деятельность семьи, учителей, общественных организаций на занятиях и во внеурочное время, а отсюда преемственность и последовательность в формировании черт личности. Широкое использование фондов и ресурсов музея краеведения лицея №1, совместная деятельность с областным фондом «Шахтерская память» им. В.П. Романова (председатель М.И. Найдов).
СТУПЕНИ ПРОГРАММЫ
«Человек в семье»
На данном этапе классный руководитель продолжает изучение проблем взаимоотношений родителей и детей с точки зрения воспитания у детей патриотизма. Использует воспитательное воздействие семьи для повышения уровня гражданского самосознания ребенка. Через различные формы работы раскрывается зависимость благополучия Кузбасса от благополучия каждой семьи, в нем проживающей. Классный руководитель формирует у детей развитие понятий «патриот», «ответственность», «нравственность» через изучение взаимосвязи учебного процесса в школе и семье. Эта ступень помогает осознать ребенку свое место в семье и обществе.
Основные ориентиры (8 класс).
Воспитательные задачи |
Основные мероприятия |
Формы проведения |
|
|
Классные часы |
|
|
Беседы |
|
|
Ролевые игры, коллективные творческие дела, конкурсы, экскурсии |
|
|
Родительские собрания |
|
|
Акции |
|
|
Поисковая работа |
|
|
Анкетирование, |
«Выбор профессии, как критерий гражданской ответственности»
Главная задача - помочь ребятам выявить круг своих интересов по отношению к будущей профессии, которая должна не только приносить им чувство удовлетворения, но и чувство полезности, создание нужного и важного для своей Родины, для государства. Происходит завершение базовой (основной) подготовки учеников, и классный руководитель через сформированную гражданскую и социальную ответственность помогает учащимся выбрать свой дальнейший профессиональный путь.
Основные ориентиры (9 класс).
Воспитательные задачи |
Основные мероприятия |
Формы проведения |
|
|
Классные часы |
|
|
Беседы |
|
|
Ролевые игры, коллективные творческие дела, конкурсы, экскурсии |
|
|
Родительские собрания |
|
|
Акции |
|
|
Поисковая работа |
|
|
Анкетирование, тестирование, |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Работа с педагогическим коллективом.
Основные мероприятия |
Период исполнения |
1. Держать связь с педагогическим коллективом. |
в течение года |
2. Организовывать и проводить малые педсоветы по просьбе учителей-предметников, родителей. |
в течение года |
3. Поддерживать связь между родителями и учителями- предметниками. Приглашать учителей-предметников на родительские собрания. |
в течение года |
4. Контролировать и помогать учителям-предметникам в проведении курсов по выбору и индивидуальных занятий |
в течение года |
5. Помогать в решении проблем возникающих между обучающимися и учителями-предметниками, а также между учителями-предметниками и родителями обучающихся. |
в течение года |
6. Работать над повышением качества знаний обучающихся. |
в течение года |
7. Помогать в педагогу-психологу в работе с обучающимися. |
в течение года |
8. Проводить анкетирование среди обучающихся по поводу комфортности обучающихся на уроках, отношение к предмету и т.д., знакомить с результатами анкетирования учителей-предметников. |
в течение года |
9. Помогать учителям-предметникам в проведении консультаций, дополнительных занятий. |
в течение года |
10. Координация деятельности учителей-предметников с классным коллективом. |
в течение года |
11. Взаимодействие с учителями-предметниками при подготовке дел в классе, организация совместных познавательно-досуговых дел. |
в течение года |
Индивидуальная работа с учащимися.
Основные мероприятия |
Период исполнения |
1. Изучение индивидуальных способностей учащихся. Корректировка личностного развития учащихся в духе высокой духовной культуры, гражданской позиции, социальной компетентности. |
в течение года |
2. Контроль за успеваемостью и учебной деятельностью. Своевременно выявлять проблемы в учебе и оказывать помощь в их ликвидации. |
в течение года |
3. Систематически следить за заполнением дневников. Проводить беседы по поводу систематического заполнения дневников. |
в течение года |
4. Своевременно выявлять проблемы, возникающие между отдельными учащимися внутри классного коллектива и разрешать их. |
в течение года |
5. Работа с одаренными детьми:
|
в течение года |
6. Поощрять учащихся за успехи в различных видах деятельности (по итогам четверти, полугодия. года, проведения КТД, участия в школьных и городских мероприятиях и т.д.) |
в течение года |
7. Держать на постоянном контроле отдельных учащихся класса. Через различные формы работы применять индивидуальное воздействие на каждого учащегося. |
в течение года |
8. Проводить индивидуальные беседы об аккуратности, прилежности, школьной дисциплине. |
в течение года |
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Быть человеком правовой и гражданской культуры, свободной личностью, способной к индивидуальному выбору жизненного пути.
- Быть творческой личностью с развитой эмоционально-волевой сферой, умеющей правильно выстраивать свое будущее (сделать выбор будущего профиля).
- Быть гуманной личностью, позитивной к адаптации и изменениям в социальной среде и в культуре.
- Быть личностью с развитым познавательным потенциалом (ЗУНы соответствующие образовательному стандарту, знание широкого спектра профессиональной деятельности человека), готовой много и плодотворно трудиться на благо своего Отечества.
- Вести образ жизни достойный гражданина и патриота Кузбасса.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
- Всеобщая декларация прав человека.
- Закон РФ «Об образовании» (в любом чтении).
- Конвенция о правах ребенка.
- Конституция РФ.
- Концепция патриотического воспитания граждан РФ на 2006-2010 годы.
- Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»//Вестник образования, 1999, август.
- Среднесрочная региональная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан в Кемеровской области на 2006 – 2010 годы.
- Программа «Живи, Кузнецкая земля!»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- «Воспитай гражданина» (учеб. пособие под ред. Я.В. Соколова), М.:Дрофа, 1999.
- Ольшанский В.Б. Психология практикам: учителям, родителям, руководителям. – М., 1996.
- Савотина Н. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития//Воспитание школьников, 2003, № 5.
- Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М.:ЦГЛ, 2002.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 1999.