Реализация идей Л.В. Занкова в современной школе

Разделы: Начальная школа


Новая, информационная эпоха уже сформулировала свой социально – педагогический заказ. «Ей нужны люди с типом сознания, основанным на гуманистических, экологических императивах, характеризующимися самостоятельностью и ответственностью, которое на языке психологии может быть охарактеризовано как рефлексивное (ответственное, анализирующее) в противовес технократическому, манипулируемому. Общественными строителями, способными обеспечить дальнейшую эволюцию цивилизации, могут быть люди, мыслящие достаточно универсально, способные различать и понимать весьма широкий спектр проявлений бытия целостного мира и соответственно выстраивать свою деятельность, никогда не теряя за деталями общей картины.

Выпускнику школы третьего тысячелетия необходимы такие качества, как креативность, коммуникативная компетентность, способность к аналитической деятельности и к саморазвитию.

Одним из существенных результатов разработки и реализации в школьной практике педагогической системы Л.В.Занкова является то обстоятельство, что идеи развивающего обучения утвердились в педагогическом и общественном сознании и оказывает влияние на всю систему российского образования. В любых педагогических инновациях подчёркивается проблемная структура учебных материалов, направленность на организацию учебно – поисковой деятельности детей в атмосфере сотрудничества учителя и детей.

Каллиграфия – это искусство писать четким, красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым днем все больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них, как и у большинства из нас, далеко не каллиграфический почерк. Что такое письмо? Письмо – это способ передавать мысли, а красивое письмо – это ещё и искусство, графика. « Рука – вышедший наружу мозг»,- писал Кант. Это значит, что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, мелких движениях пальцев. Учёные, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и развитие речи.

Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает большие трудности в начальной школе – эти вопросы все больше и больше волнуют меня как учителя – практика. Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма, действительно, увеличивается с каждым годом и по самым общим подсчетам составляет 25-30%, причем это дети, имеющие непроходящие трудности обучения. Мы очень часто просто не видим, как и когда начинаются многие трудности, еще чаще – пытаемся скорректировать не причину, а результат и нередко, затратив много сил (своих и учеников), не добивается желаемого результата. Еще чаще жесткость требований, недостаточное знание и учет возможностей ученика, неправильная тактика педагогической работы и работы дома приводят к серьезным отклонениям в состоянии здоровья ребенка.

В отличие от устных форм речевой деятельности, которыми человек может овладеть и вне обучения (конечно, до определенного уровня), писать нужно учиться. Причем процесс этот длительный и непростой.

То, что писал Леонид Владимирович Занков в шестидесятые годы, в настоящее время звучит столь же актуально, как и пятьдесят лет назад: «Надо соблюдать правильное соотношение анализа и синтеза обучения детей письму и неустанно следить за формированием навыка у каждого».

На простых рисунках дети учатся запоминать графический образ, понимать, что такое часть и что такое целое. Дети учатся видеть в словах письменные буквы, привыкают к письменному шрифту, тренируют руку: рисуют, обводят, раскрашивают, штрихуют. Я очень часто применяю задания «Собери рисунки из частей», «Выдели часть из рисунка, заштрихуй её», игра «Зеркало», вычлени один рисунок из другого. Это одни из эффективных приемов подготовки руки к письму.

Самому ребенку, в силу его возрастных психофизиологических особенностей, даже при нормальном ходе развития понять, а тем более вербализировать всю последовательность своих действий не только очень трудно, но для большинства – практически невозможно.

Почти все дети не любят писать, так как у них нет потребности в этом. Создается гигантский барьер в обучении: во-первых «не хочу», во-вторых «не могу». Как облегчить обучение письму, построить урок интереснее, чтобы захотелось писать. Конечно же, используя эффективные приёмы. И тут на помощь приходит основные структурные единицы графической системы – элементы письменных букв.

Работая в тетрадях Н.В. Нечаевой, дети постепенно приходят к осознанию следующих опорных положений:

  • все буквы алфавита составлены из восьми основных элемен­тов, которые могут различаться размерами, расположением по отношению к рабочей строке, могут быть по-разному повернуты в пространстве, кроме того, иметь тонкие различия в графике.

Эти опорные положения позволили детям уже в тетради № 1 увидеть, как "живут" элементы в буквах, и не только увидеть, но и написать их во всех буквах. Это помогает организовать сравнение нового элемента или буквы с уже из­вестными элементами и буквами, тем самым, обеспечив много­кратную их повторяемость на основе анализа и синтеза. Учитель предлагает каждому ребенку основные элементы букв и на каждом уроке они складывают из них знакомые буквы, перекодируют одну букву в другую, меняя элементы местами. Это очень хороший прием, так как дети видят не только зрительно, но и формируют образ буквы при помощи тактильных ощущений.

Знание места начала написания каждого элемента позволяет детям постепенно уже в тетради № 1 выходить на их соединение. Делают они это только при обводке букв. Процессуальность по­добных заданий, обладающих высоким мотивационным содержа­нием, такова:

  • во-первых, изучаемый элемент обводится в буквах, частью которых он является;
  • во-вторых, изучаемый и изученные элементы обводятся в словах.

А это ещё только середина сентября и значит, богатый материал для новых заданий, которые может использовать учитель. Дети с удовольствием выполняют задание «Найди сам изученный элемент в словах». Это позволяет мне еще эффективнее использовать основной прием в формировании графических навыков – анализ формы букв. Дети анализируют форму буквы, раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы. Но это только формальный анализ. Мы с детьми учимся выделять элементы движения, а подобные задания способствуют опережающему запоминанию мест соединений элементов, готовят их к написанию букв и слов. При изучении первых же букв ученики обводят и пишут самостоятельно наиболее типичные соединения этих букв с последующими эле­ментами.

Таким образом, выработанная система работы по формированию графических навыков по тетрадям Н.В. Нечаевой позволяет учесть нам всю многокомпонентную психофизиологическую структуру процесса овладения письмом: звукобуквенный анализ, зрительный анализ, формирование и сохранение зрительно – двигательного образца, каждого графического элемента (буквы), а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движений.

К сожалению, пока ни психология, ни физиология, ни педагогика не располагают данными о том, какое из звеньев этой сложной структуры имеет решающее значение при обучении, но, тем не менее, ясно одно: выпадение любого из этих звеньев затрудняет формирование навыка письма.

 Особенности методики развивающего обучения позволяют учащимся самостоятельно добывать знания при минимальной косвенной помощью как уже говорилось выше, система способствует развитию мышления, а этого нельзя достичь без правильно заданного вопроса. На уроке нужно создавать проблемную ситуацию и тогда ребёнок, прежде чем ответить, начинает анализировать, рассуждать и делать выводы. Уроки строятся на подборе таких вопросов, заданий. которые содержат трудности, ловушки, но нужно помнить , что трудности должны быть преодолимы. Материал подбирается в зависимости от целей и задач урока. Создание условий для возникновения интереса- трудная задача, но её можно решить средствами учебника и за счёт привлечения дополнительного материала.

Например, в 3-ем классе даётся закрепление по теме состав слова. В качестве иллюстрации вышесказанного приводится фрагмент урока «Состав слова».

Введение в тему.

У. А) Прочитайте имена сказочных героев.

Кощей Бессмертный, Елена Премудрая, сестрица Алёнушка и братец Иванушка, Красная Шапочка.

Б) Какие из них соответствуют данной схеме?

Д. - Алёнушка, Иванушка, Шапочка.

У. - Докажите.

У. - Как образованы эти слова?

Д. - При помощи суффикса.

У. - Почему два слова выделены?

Д. - В этих словах есть приставки.

У. -Как они образованы?

Д. - Приставочно-суффиксальным способом.

У. - Назовите тему урока.

Д. - Состав слова. (Табличка состав слова)

3. Изучение темы

У. А) Из чего состоят слова?

Д. - Корень, суффикс, приставка, окончание.

У. - А какая часть самая главная? Почему?

Д. - Корень, потому что все растения имеют корень и без него они погибнут. Врусском языке от него образуются однокоренные слова. (Табличка корень).

У. Б) Ребята, а вы знаете из каких сказок эти герои?

Дети называют сказки.

У. - Мы сегодня с вами отправимся в путешествие по сказкам. Я вам прочитаю отрывок. Из какой он сказки?

Окончив работу, девушка забивалась в уголок у очага и садилась прямо назолу, и за это её прозвали Золушкой. А старшая из сестер называла её Замарашкой.

Д. - Золушка.

У. - Назовите однокоренные слова. Докажите.

Д. - Зола, Золушка.

У. - Назовите способ образования слова Золушка?

Д. - Суффиксальный. (Табличка суффикс).

У. - Какую роль выполняет суффикс в слове?

Д. - Служит для образования новых слов.

У. В) У вас на столе лежит текст. Прочитайте его. Из какой сказки?

Найдите и выпишите слова, образованные только при помощи суффикса.

Дочку свою вдова очень любила и все ей прощала, а падчерицу заставляла много работать и кормила очень плохо.

Д. - Дочку, любила, работать, кормила.

Г) Словарная работа.

У. - Ребята, а где живут сказки?

Д. - В библиотеке

У. - Объясните лексическое значение этого слова.

У. - В словаре Даля дается следующее толкование этого слова. (Учитель читает из словаря)

У. - А кто знает, как пишется это слово? (Табличка библиотека).

- Запишите это слово, поставьте ударение, выделите опасные места.

- Как называется профессия человека, работающего в библиотеке?

Д. - Библиотекарь.

У. - Запишите это слово.

- Что вы можете сказать об этих словах?

Д. - Однокоренные и родственные.

У. - Назовите способ образования слова библиотекарь?

Д. - Суффиксальный.

На учебном материале каждого предмета в системе Л.В.Занкова ежедневно решаются не только специфические задачи , но и задачи развития активной мыслительной деятельности школьников, связанной с эмоциями, переживаниями, волевым напряжением. Поэтому, задачей современной школы, является воспитывать людей с высокой коммуникативной культурой, обладающей кругозором, умеющих самостоятельно принимать решение в новой ситуации, видеть варианты выполнения своих обязанностей и выбирать наиболее продуктивные из них, постоянно совершенствоваться, осваивать новые приёмы знаний и применения их на практике. Для этого нужно обладать способностью анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать умозаключения. У детей присутствует неосознанное стремление к познанию. Задача учителя – создать такие ситуации, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию станет постоянной, доминирующей. Решение этой проблемы возможно, если ребёнок будет поставлен в ситуацию, когда его деятельность будет окрашена эмоциями, связанными с яркими впечатлениями, интересом к той работе, которую предлагает учитель. В этом случае у ребёнка формируется и развиваются процессы восприятия, мышление, воображение и внимание.

Дети проявляют особый интерес и активность тогда, когда задание сложное, когда нужно «догадаться», «открытое новое». Есть хорошее слово «почему». С него начинается детское открытие. «Умение спрашивать, запрашивать недостающую информацию, быть готовым к изменению сложившихся способов действия, а также привычка искать доказательства и иметь склонность к дискуссии – есть проявление рефлексивного развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности». Мои ученики пока ничего нового в науке не открывают. Они только учатся мыслить, узнают то, что до них уже открыли. И тут на их пути появляется «почему».

- Почему медведь на Севере белый?
- Почему надо спать?
- Почему нельзя достать до неба?
- Почему разные предметы имеют одно и то же название?
- Почему? Почему? Почему? ....

Именно этот вопрос делает ученика любознательным, размышляющим, инициативным, думающим, способным самостоятельно преодолевать трудности, принимать решения.

Ребёнок должен приходить в школу делать открытия, конечно, не для человечества, а для самого себя. Тогда он может подойти к общим проблемам науки, постепенно будет осваивать методы современного научного исследования, поймёт, что такое современная наука и как она двигает прогресс.

В чём же состоит развитие учебной деятельности для меня и моих учеников?
Целью моих уроков является не столько передача знаний, сколько их поиск, открытие и активное усвоение.

В этой ситуации я и ребята становимся участниками прогресса открытия, часто моделируем или реконструируем его историческую реальность. При этом ученики предлагают и свои собственные пути решения, вступив порой с авторами учебника или с авторитетом учёного в противоречия. Появляется так необходимый интерес к учению.

Итак, фрагмент урока по окружающему миру, 2 класс.

Тема: Вода.

Цель: познакомить учащихся со свойствами воды.

- Прочитав рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде, и самое интересное, что это правда!

Многие из ребят не верят. Раздаётся смех, возникают сомнения.

Пауза.

Прошу учеников посмотреть в окно и спрашиваю:

- А мы с вами не ходим по воде?

Вопрос заставляет детей думать. И вот звучат версии: да, нет, по лужам. Но среди ребят находится тот, кто скажет, что «лёд-это же вода», «снег-это же вода».

- Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем её удивительных свойств.

В классе оживление. Идёт обмен мнениями.

Но это ли не главное?

Главное, что детям интересно самим найти ответ на поставленную проблему. И вот ребята ставят опыты. Предлагаю дома провести наблюдения за небольшой ёмкостью с водой, помещённой в полиэтиленовый пакет, а затем в морозильник. В морозильнике ёмкость лопнула. Почему так произошло? Наблюдения при самостоятельно проведённом опыте активизировали интерес учащихся, мотивировали их самостоятельно добыть знания по этому вопросу. Так формируется познавательный интерес, творческая активность учащихся.
Ведь, дети – авторы открытий.

Шаг за шагом они открывают величайшие тайны жизни. И приятно мне услышать: «А что будет дальше?» А дальше новый урок, новые учебные задачи и новые открытия.