Интегрированный урок (геометрия + биология) "Площадь прямоугольника"

Разделы: Математика


Пояснительная записка к уроку:

Методическая разработка интегрированного урока по учебному предмету: Геометрия
Учебник: Л.С.Атанасян и др. М. «Просвещение», 2005г., для учащихся 8 класса
С какой программой интегрируется: Биология 8 класс, учебник: Н.М.Сонин и др. М. «Дрофа», 2002г. программный раздел «Анализаторы», урок 1 «Зрительный анализатор».
Место данного урока в общей системе преподавания учебного предмета: программный раздел «Площади», урок 1-2 «Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника»

Основные теоретические, методические и организационные особенности данного урока:

  • Форма урока: коллективный проект;
  • Местопроведения: кабинет математики;
  • Кол-во часов: 2
  • Необходимые условия: раздаточный материал по геометрии, таблица о строении глаза, готовые презентации; рекомендации и упражнения для укрепления мышц глаз.
  • Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор.
  • Другие задействованные лица: учитель биологии, учащиеся 8 класса

Научные исследования показывают, что 95% младенцев рождается с нормальным зрением. Но очень малый процент их достигает пожилого возраста со зрением, какое можно было считать нормальным. Быстрое ухудшение зрения - один из самых серьезных дефектов современной цивилизации. Наиболее ранимые возрастные группы школьников - дети первых двух лет обучения и дети в возрасте 10-12 лет. Это связано со школьной нагрузкой и периодом полового созревания, т.е. периодом создания и формирования функциональных биологических систем организма. К концу обучения в школе доля здоровых детей составляет не более 10%, частота нарушения функций органов зрения увеличивается в 4,5 раза. Профилактика близорукости заключается в укреплении здоровья растущего организма. Приобщение к физкультуре и спорту, организация режима дня школьника, витаминизированное питание, правильная посадка и другие факторы, которые считаются «мелочами» – хорошая бумага, темные чернила, качественный мел, хорошая доска, вовремя сделанная гимнастика для глаз, достаточная освещённость школьного кабинета – все это помогает сохранить здоровое зрение.
Целью урока было исследовать влияние освещения рабочего места учащихся на остроту зрения. Для этого учащимися были исследованы на достаточность освещенности кабинеты в нашей школе.
Объектами исследования были кабинеты: немецкого языка, математики; географии; химии, русского языка и физики.
При изучении характера освещения кабинета учащиеся измерили площадь окон, пола. Выполнили расчёты коэффициента естественной освещенности. Полученные значения сравнивали с гигиеническими нормами. Естественное освещение учебных помещений, осуществляемое через световые проемы окон, характеризуется коэффициентом естественного освещения (КЕО). Санитарно-эпидемиологическими правилами устанавливаются предельно допустимые КЕО.
Результаты работы были проанализированы и даны рекомендации: какие меры надо принимать, чтобы сохранить зрение.

 План-конспект интегрированного урока.

Тема урока: «Площадь прямоугольника»
Цели:

  1. образовательные:
    а) формирование программных знаний и умений при переходе от продуктивного на творческий уровень с учётом дифференцируемого подхода;

б) обучение нахождению площадей прямоугольника по условию задачи.

  1. развивающие:
    а) развитие памяти и речи на языке предмета;
    б) развитие умения преодолевать трудности при решении задач на нахождение площадей и заданий, связанных с использованием площадей;
    в) развитие познавательного интереса, умения переносить знания в новые условия, решать задачи наиболее рациональным способом.
  2.  воспитательные:
    а) воспитание внимания, аккуратности, чёткости записи, умения работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку и оценить деятельность товарищей;

б) формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, развитие эмоционально-чувствительной сферы учащихся, способности сопереживания.

Этапы урока

Поставленные задачи и задания.
Познаваемые вопросы.

Действия педагога.

Действия учеников.

Ожидаемый результат
1.Оргмомент

Психологически обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке. Приветствует учащихся, предлагает школьникам занять свои места, проверить готовность рабочего места. Приветствуют учителя. Рассаживаются, проверяют наличие дидактического материала и др. Настрой на урок.
2.Целеполагание и мотивация

Мотивировать к успеху, развивать чувство долга, настойчивость в достижении поставленной цели. Поясняет, что в результате урока учащиеся выполнят исследовательскую работу, научатся решать задачи на нахождение площадей прямоугольников, отвечать на вопросы, решать познавательные задачи. Формулируют цели урока и записывают их в тетрадь. Вместе с учителем приходят к выводу, что работа на данном уроке дает возможность усвоить большой по объему учебный материал и способствует выработке практических умений. Создание условий для формирования у учащихся конкретных знаний по предметам.
3. Разминка

Организовать внимание. Повторить понятие многоугольника, равенства фигур. Проверяет правильность, полноту, сознательность выполнения задания. Выясняет причины невыполнения, устраняет пробелы в ЗУН.
(см. Приложение 1 (1))
Работают устно, ответы сверяют с эталоном на доске. Используются самоконтроль и взаимопомощь. Выявляется факт наличия типичных ошибок. Намечаются пути их ликвидации.
Этапы урока

Поставленные задачи и задания.
Познаваемые вопросы.

Действия педагога. Действия учеников. Ожидаемый результат
4. Усвоение и закрепление новых знаний.

Ввести понятие площади многоугольника, основных свойств площадей. Вывести формулу нахождения площади прямоугольника.

 

Изучить строение глаза, факторы, влияющие на зрение
Требования к освещенности классной комнаты.
Гимнастика для глаз.
Проведение исследования освещения школьных кабинетов.

Учитель математики: Организует внимание обучающихся и процесс восприятия ими нового материала. Проводит объяснение в форме лекции.

 (Физкультминутка – см. Приложение 2)
Учитель математики: Предлагает решить задачи и проанализировать их результаты.
(см. Приложение 1 (2))
Учитель биологии: Объясняет новый материал в форме эвристической беседы с привлечением презентации. Включает детей в поисковую работу.
(см. Приложение 3)
Учитель математики: Организует исследовательскую работу по определению коэффициента естественной освещенности кабинетов.

Выполняют записи в тетрадях, осмысливают новый материал, его практическую значимость.

 

Решают задачи у доски и в тетрадях. Анализируют решения.

 

 

Выполняют предложенную работу, обсуждают полученную информацию, задают вопросы, делают выводы.

Заинтересованность в работе на уроке, умение увидеть факты в новом свете, применить теорию в практике.

 

 

 

 

Формирование ответственного отношения к своему здоровью.

Развитие способностей к содержательному обобщению и рефлексии.

Этапы урока Поставленные задачи и задания.
Познаваемые вопросы.
Действия педагога. Действия учеников. Ожидаемый результат
5.Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении Сообщить домашнее задание и методику его выполнения.
Мотивировать учащихся на его выполнение.
Подвести итоги урока.
Предлагает каждому ученику провести исследование освещения комнат в доме.

 

Организует беседу по обсуждению результатов работы учащихся. Высказывает собственное суждение об успешных достижениях на учебном занятии.

Записывают задание, задают учителю уточняющие вопросы.

 

 

Определяют результаты своей работы, ориентируясь на цели, записанные в тетради.

Принятие необходимости и обоснованности, посильности домашнего задания, интереса к его выполнению, многообразные формы выполнения.