Пояснительная записка к уроку:
Методическая разработка интегрированного урока по учебному предмету: Геометрия
Учебник: Л.С.Атанасян и др. М. «Просвещение», 2005г., для учащихся 8 класса
С какой программой интегрируется: Биология 8 класс, учебник: Н.М.Сонин и др. М. «Дрофа», 2002г. программный раздел «Анализаторы», урок 1 «Зрительный анализатор».
Место данного урока в общей системе преподавания учебного предмета: программный раздел «Площади», урок 1-2 «Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника»
Основные теоретические, методические и организационные особенности данного урока:
- Форма урока: коллективный проект;
- Местопроведения: кабинет математики;
- Кол-во часов: 2
- Необходимые условия: раздаточный материал по геометрии, таблица о строении глаза, готовые презентации; рекомендации и упражнения для укрепления мышц глаз.
- Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор.
- Другие задействованные лица: учитель биологии, учащиеся 8 класса
Научные исследования показывают, что 95% младенцев рождается с нормальным зрением. Но очень малый процент их достигает пожилого возраста со зрением, какое можно было считать нормальным. Быстрое ухудшение зрения - один из самых серьезных дефектов современной цивилизации. Наиболее ранимые возрастные группы школьников - дети первых двух лет обучения и дети в возрасте 10-12 лет. Это связано со школьной нагрузкой и периодом полового созревания, т.е. периодом создания и формирования функциональных биологических систем организма. К концу обучения в школе доля здоровых детей составляет не более 10%, частота нарушения функций органов зрения увеличивается в 4,5 раза. Профилактика близорукости заключается в укреплении здоровья растущего организма. Приобщение к физкультуре и спорту, организация режима дня школьника, витаминизированное питание, правильная посадка и другие факторы, которые считаются «мелочами» – хорошая бумага, темные чернила, качественный мел, хорошая доска, вовремя сделанная гимнастика для глаз, достаточная освещённость школьного кабинета – все это помогает сохранить здоровое зрение.
Целью урока было исследовать влияние освещения рабочего места учащихся на остроту зрения. Для этого учащимися были исследованы на достаточность освещенности кабинеты в нашей школе.
Объектами исследования были кабинеты: немецкого языка, математики; географии; химии, русского языка и физики.
При изучении характера освещения кабинета учащиеся измерили площадь окон, пола. Выполнили расчёты коэффициента естественной освещенности. Полученные значения сравнивали с гигиеническими нормами. Естественное освещение учебных помещений, осуществляемое через световые проемы окон, характеризуется коэффициентом естественного освещения (КЕО). Санитарно-эпидемиологическими правилами устанавливаются предельно допустимые КЕО.
Результаты работы были проанализированы и даны рекомендации: какие меры надо принимать, чтобы сохранить зрение.
План-конспект интегрированного урока.
Тема урока: «Площадь прямоугольника»
Цели:
- образовательные:
а) формирование программных знаний и умений при переходе от продуктивного на творческий уровень с учётом дифференцируемого подхода;
б) обучение нахождению площадей прямоугольника по условию задачи.
- развивающие:
а) развитие памяти и речи на языке предмета;
б) развитие умения преодолевать трудности при решении задач на нахождение площадей и заданий, связанных с использованием площадей;
в) развитие познавательного интереса, умения переносить знания в новые условия, решать задачи наиболее рациональным способом. - воспитательные:
а) воспитание внимания, аккуратности, чёткости записи, умения работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку и оценить деятельность товарищей;
б) формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, развитие эмоционально-чувствительной сферы учащихся, способности сопереживания.
Этапы урока | Поставленные задачи и задания. Познаваемые вопросы. |
Действия педагога. | Действия учеников. | Ожидаемый результат |
1.Оргмомент | Психологически обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке. | Приветствует учащихся, предлагает школьникам занять свои места, проверить готовность рабочего места. | Приветствуют учителя. Рассаживаются, проверяют наличие дидактического материала и др. | Настрой на урок. |
2.Целеполагание и мотивация | Мотивировать к успеху, развивать чувство долга, настойчивость в достижении поставленной цели. | Поясняет, что в результате урока учащиеся выполнят исследовательскую работу, научатся решать задачи на нахождение площадей прямоугольников, отвечать на вопросы, решать познавательные задачи. | Формулируют цели урока и записывают их в тетрадь. Вместе с учителем приходят к выводу, что работа на данном уроке дает возможность усвоить большой по объему учебный материал и способствует выработке практических умений. | Создание условий для формирования у учащихся конкретных знаний по предметам. |
3. Разминка | Организовать внимание. Повторить понятие многоугольника, равенства фигур. | Проверяет правильность, полноту, сознательность выполнения задания. Выясняет причины невыполнения, устраняет пробелы в ЗУН. (см. Приложение 1 (1)) |
Работают устно, ответы сверяют с эталоном на доске. Используются самоконтроль и взаимопомощь. | Выявляется факт наличия типичных ошибок. Намечаются пути их ликвидации. |
Этапы урока | Поставленные задачи и задания. |
Действия педагога. | Действия учеников. | Ожидаемый результат |
4. Усвоение и закрепление новых знаний. | Ввести понятие площади многоугольника, основных свойств площадей. Вывести формулу нахождения площади прямоугольника.
Изучить строение глаза, факторы, влияющие на зрение |
Учитель математики: Организует внимание обучающихся и процесс восприятия ими нового материала. Проводит объяснение в форме лекции. (Физкультминутка – см. Приложение 2) |
Выполняют записи в тетрадях, осмысливают новый материал, его практическую значимость.
Решают задачи у доски и в тетрадях. Анализируют решения.
Выполняют предложенную работу, обсуждают полученную информацию, задают вопросы, делают выводы. |
Заинтересованность в работе на уроке, умение увидеть факты в новом свете, применить теорию в практике.
Формирование ответственного отношения к своему здоровью. Развитие способностей к содержательному обобщению и рефлексии. |
Этапы урока | Поставленные задачи и задания. Познаваемые вопросы. |
Действия педагога. | Действия учеников. | Ожидаемый результат |
5.Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении | Сообщить домашнее задание и методику его выполнения. Мотивировать учащихся на его выполнение. Подвести итоги урока. |
Предлагает каждому ученику провести исследование освещения комнат в доме.
Организует беседу по обсуждению результатов работы учащихся. Высказывает собственное суждение об успешных достижениях на учебном занятии. |
Записывают задание, задают учителю уточняющие вопросы.
Определяют результаты своей работы, ориентируясь на цели, записанные в тетради. |
Принятие необходимости и обоснованности, посильности домашнего задания, интереса к его выполнению, многообразные формы выполнения. |