Данный урок посвящен одной из наиболее трудных тем в курсе практической грамматики - инфинитиву. Известно, что достаточно свободное владение английским языком, которое предусмотрено программой, не может быть обеспечено без совершенствования грамматических навыков. Студентам необходима грамматика, не только чтобы аудировать, читать, говорить и писать на иностранном языке, но и в профессиональном плане – обучать иностранному языку учащихся в школе.
Неличные формы глагола изучаются как отдельная тема после модальных глаголов, где формам инфинитива уже уделялось достаточное внимание. На данном этапе ставится задача привести имеющиеся уже у студентов практические знания в систему и при тренировке обращать большое внимание на употребление различных форм инфинитива не как части модального сказуемого, а в других синтаксических функциях.
При ознакомлении с различными функциями инфинитива следует особо обратить внимание студентов на использования инфинитива как определения и обстоятельства, т. е. на те случаи, с которыми студенты еще не сталкивались в процессе обучения. В качестве тренировочных упражнений могут использоваться упражнения на перифраз конструкций без инфинитива в инфинитивные, на трансформацию, перевод с русского языка на английский, и т.д.
Представленный нами урок является обобщающим по данной теме. На нашем занятии студенты систематизируют пройденный материал, закрепляют практические навыки его употребления, готовятся к тесту.
Технологическая схема урока
Курс: 3
Специальность: 050303 Иностранный язык
Группа: 35 А
Тип урока: урок-повторение, урок систематизации знаний по теме
Форма проведения: семинар
Содержательно-целевая установка урока:
- систематизировать и закрепить навык употребления инфинитива в различных синтаксических функциях
- развивать навык поискового чтения с грамматической установкой
- воспитывать осознанное отношение к изучению предмета
Метод обучения: проблемно-исследовательский, эвристический, репродуктивный
Материальное обеспечение: Учебник английского языка. 2 курс / В.Д. Аракин, Учебник английского языка. 2 курс/ Т.И. Матюшкина-Герке, наглядность (таблицы), раздаточный материал
Ход урока:
Организационный момент:
1. Приветствие, создание благоприятной атмосферы.
2. Постановка целей урока, сообщение темы и плана урока.
Основная часть урока:
- Повторение теоретического материала о синтаксических функциях инфинитива: инфинитив в роли определения и обстоятельства цели и результата.
- Выполнение тренировочных упражнений с целью развития грамматических навыков употребления инфинитива в синтаксических функциях определения и обстоятельства.
- парная работа с использованием раздаточного материала: перевод упражнений с русского языка на английский с самоконтролем;
- индивидуальная работа со слабоуспевающими студентами: написание несложного теста во время парной работы всей группы.
- Поисковое чтение текста с грамматическим заданием найти все инфинитивы и определить их функции.
Заключительный этап урока:
- Домашнее задание: сделать письменно упражнение из учебника, подготовиться к тесту по пройденному материалу.
- Подведение итогов, объявление оценок.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Цели, задачи | Деятельность преподавателя |
Деятельность студентов | Средства обучения |
1. Приветствие, создание благоприятной атмосферы |
Введение в языковую среду | Приветствует студентов, представляет гостей | Воспринимают информацию | |
2.Постановка целей урока, сообщение темы и плана урока | Введение в урок | Объявляет тему урока, ставит цели и задачи, сообщает план занятия | Воспринимают информацию, задают вопросы | |
3.Повторение теоретического материала о синтаксических функциях инфинитива | Обобщить употребление инфинитива в роли определения и обстоятельства цели и результата | Предлагает трем студентам сделать у доски небольшие сообщения по данной теме, корректирует ошибки, дополняет | Воспринимают информацию, задают вопросы, дополняют | Таблицы синтаксических свойств инфинитива с примерами (Приложение № 1) |
4.Выполнение тренировочных упражнений на карточках и в учебнике - упражнение на перевод с русского языка на английский - упражнение на трансформацию - задание на перифраз - индивидуальные задания для слабоуспевающих учащихся на восстановление пропусков |
Закрепление и развитие грамматических навыков по данной теме, подготовка к контролю | Раздает карточки, комментирует задания, следит за правильностью выполнения | Работают в парах: переводят предложения с русского языка на английский и контролируют друг друга при помощи ключей, предложенных в карточках. Студенты, работающие индивидуально, заполняют пропуски (вставить частицу to перед инфинитивом, где необходимо) |
Печатный раздаточный материал (Приложение №2)
Учебник
|
5.Поисковое чтение текста с грамматическим заданием найти инфинитивы и определить их функции | Совершенствовать навыки и умения чтения текста с грамматической установкой; дальнейшее развитие навыка продуктивного и рецептивного использования инфинитива | Дает установку на поиск необходимой грамматической информации в тексте, снимает трудности, выслушивает примеры, исправляет, комментирует | Читают предложенный текст, находят в нем инфинитивы и определяют их функции | Печатный раздаточный материал (Приложение №4) |
6. Домашнее задание | Формулирует и объясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание, задают вопросы | ||
7.Подведение итогов, объявление оценок | Дать оценку студентов на уроке, стимулировать | Анализирует ответы, выставляет оценки | Воспринимают информацию, задают вопросы |