Российская теория и практика средней школы обладает огромным набором методов, форм, средств обучения, основным типом обучения выступает вербальный: использование печатного текста и устной речи, где учитель в основном, передает знания учащимся и контролирует уровень их усвоения.
Под влиянием ситуации на рынке труда, ускоренным развитием общества, информационной среды репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, уходит в прошлое. Современное общество требует от системы образования формирования у учащихся инициативности, инновационности, мобильности, гибкости, динамизма и конструктивности. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, уметь принимать самостоятельные решения. Уметь работать в команде, владеть новыми технологиями. Воспитание такой профессионально активной личности требует от педагога применения совершенно новых приемов, методов и форм работы. Учителю необходимо прежде всего применять активные методы обучения, развивающие технологии, которые направлены на развитие познавательной, коммуникативной, личностной активности школьников.
Компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:
Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.
Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.
Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.
Матричная система управления, делегирование полномочий, привлечение родителей, учащихся и людей "извне" к управлению ОУ и оценке его деятельности.
На смену ЗУНам пришли надпредметные образовательные результаты. Переосмысливая свою деятельность приходится осваивать для себя новые позиции: партнера, эксперта, организатора самостоятельной деятельности. Вместе с детьми, осваивая новые технологии, учу их работать в группе, вести исследовательскую работу, организовывать учебные дискуссии. Компетентностный подход требует изменения системы оценивания: оценку выставлять не за понимание текста, а за умение работать с информацией, оценивание становится более дифференцированным и более прозрачным.
С целью создания на уроках развивающей среды поощряю учащихся за попытки что-то сделать самостоятельно, побуждаю к опробованию других способов мышления, включаю учащихся в различны виды деятельности, развивающие у них различные способности, учу не бояться высказывать свое понимание проблемы, особенно тогда, когда оно отличается от мнения большинства. На уроках математики учу ребят задавать вопросы, объясняю им, что необходимо выслушать мнение всех, но у них есть право не согласиться с мнением большинства, они должны аргументироваться свое мнение. Я очень часто поддерживаю учащихся, когда они делают ошибки, помогаю им справиться, объясняю им, что "не знаю", "не уме.", "не понимаю", это не стыдно, а первый шаг к "знаю", "умею", "понимаю".
На своих уроках формирую элементарные общеучебные компетенции школьников. Учу их:
- точно формулировать мысли по теме;
- исследовать различные варианты решения задач, выбирать наилучшие, принимая во внимание различные критерии;
- выбору основного содержания прочитанного или услышанного;
- работать в сотрудничестве при выполнении общего задания (ученик-ученик, ученик-учитель);
- оценивать результат своей деятельности.
Термин "компетенция" имеет два значения: круг полномочий какого-либо лица и круг вопросов, в которых данное лицо обладает опытом, познаниями. Применительно к образованию имеет смысл второе значение термина. Формирование компетентностного подхода на уроке дает возможность формировать у учеников способность действовать в ситуации неопределенности, обладая опытом. В.А. Болотов, В.В.Сериков отмечают "компетентность, выступая результатом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, обобщения личностного и деятельностного опыта".
Компетентностное обучение становится перспективным, так как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер. Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения. Такие элементарные общеучебные компетенции, как выделение главного из прочитанного, точная формулировка правил, теорем, аксиом, исследование различных вариантов решения задач, оценка результатов своей деятельности должны формироваться не отдельно, а в целостной системе навыковых блоков, называемых компетенциями.
На уроках, посвященных решению задач, ученик не копирует готовые решения с доски, а занимается поиском решения задач. Во время самостоятельной работы предлагаются разноуровневые карточки.
В своей работе использую промежуточный, текущий и итоговый контроль, тесты с выбором ответов и требующие развернутого ответа.
Реализация компетентностного подхода на уроках способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышению интереса к предмету, нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.
Литература.
- Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика. 2003, № 10.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02,2002 № 393.
- Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. 2004. № 5.
- Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД "Первое сентября" 2003-2004 г.