Цели:
- формирование навыка сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через десяток;
- развитие памяти, внимания, мышления, речи, познавательных интересов;
- создавать условия для формирования доброжелательных межличностных отношений, формирования навыков культуры общения во время работы в парах и группах.
Оборудование: картинки: Дед Мороз, сорока, воробей, свиристель, синичка, дятел, клест. У каждой птицы – конверт-снежинка с определенным заданием. Жетоны – это части Снеговиков (голова, туловище, ножки, ручки, шапка). Карточки с задачами и схемами к ним. Наборное полотно с цифрами на каждой парте, 6 наборов «Математической мозаики» разного уровня сложности, на листе А4 – Олень и конверты на парте у детей с его деталями, фланелеграф.
Ход урока
I. Организация класса на работу
(Вопросы задаются в быстром темпе)
- Какое сегодня число?
- День недели? Месяц?
- Сколько в нем дней?
- Следующий месяц?
- Как называется столица России?
- Как зовут папу вашей мамы?
- Сколько всего ушей у трех мышей?
- Что легче: 1 кг конфет или 1 кг снега?
- Сколько месяцев в году?
- Какой праздник приближается? (Новый год)
II. Постановка учебной задачи. Введение в тему
Гость гостил,
Золотой мост мостил –
Без ножа, без топора,
Без железного долота. (Мороз)
– Кто это? ( На доске появляется картинка с Дедом Морозом) И к нам в гости пришел дед Мороз. Принес письмо от своих друзей. Прочитаем?! (В письме просят о помощи Снеговики, которых заколдовала Снежная Королева и разбросала по белому свету).
Наша цель – собрать их вместе. Это условие Снежной Королевы.
Дед Мороз: «Я помогу Вам найти их, но выполнять задания прошу Вас, ребята. Я уже совсем старенький и все забыл, что когда-то решал в школе. Вы, согласны помочь замечательным Снеговикам?»
– Ну, тогда в путь!!!
(На доске картинки с изображением птиц: сорока, воробей, свиристель, синичка, дятел, клест).
Птички – друзья Деда Мороза.
Они задания в клюве ему приносят
Подумайте , что объединяет все эти задания?(Проблемный вопрос)
III. Решение задач. Работа в парах
– Первое задание у четвертой птички, расположенной слева направо (синица).
– Ребята, как по-другому можно о ней сказать? (Дети говорят о расположении по-разному)
Это птичка-синичка. Вот какое задание у нее в конверте. Соотнеси схемы и задачи. Даны 4 схемы (Приложение 1) и 4 задачи (на парте).
1. Ане подарили 5 марок, а Славе подарили на 7 марок больше. Сколько марок подарили Славе? |
2. Оля повесила на елку 15 игрушек, а Люба – 6 игрушек. На сколько игрушек больше повесила Оля, чем Люба? |
3. На столе лежит 12 синих кубиков, а красных – на 4 меньше, чем синих. Сколько красных кубиков на столе? |
4. В корзине лежит 7 шишек и 9 хлопушек. Сколько всего игрушек и хлопушек лежит в корзине? |
Ребята работают в паре. У каждой пары на столе лежит «Наборное полотно» с цифрами и карточки со схемами и задачами. Кто выполнил задание – подают сигнал «Пара готова».
Одна из пар (по усмотрению учителя) записывает решение задач у доски с последующей проверкой. (За быстрое и правильное решение пара награждается жетоном). Дети, выполнившие задание быстрее, получают дополнительные задания (Приложение 2) или оказывают помощь другим ребятам.
Подводим итог по решению задач с проверкой на доске.
IV. Игра «Математическая мозаика».
Работа в группе
– Посмотрим задание птички, которая находится между воробьем и синичкой (свиристель).
– Какая она по счету слева направо?
– А как еще по-другому можно сказать?
Задание: восстановить сказочные картинки. Если значения выражений верны, то картинки «оживут».
Ребята работают в группе. Учитель использует имеющийся материал. Это картинки из сказок, разрезанные на определенное количество частей. На них написаны значения выражений. У ребят на парте таблица-карточка с выражениями. Они их решают и прикладывают изображением вверх. Таким образом, картинка восстанавливается – оживает (смотри ниже).
Задания дифференцированы по уровню сложности: 2 группы – сложные приемы вычислений, 2 группы – средние , 2 – простые.
Таблицы-карточки.
– С какими сказками вы встретились? В двух предложениях расскажите о ней.
– Что можете сказать о выражениях, которые вам встретились? (Сложение, вычитание в пределах 20 , исключение в сложных заданиях).
ФИЗМИНУТКА
Две в руках, две в ногах –
Не провалишься в снегах.
А проедешь без труда –
Только лягут два следа.
(лыжи и лыжные палки)
Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная. (Коньки)
Дети разгадывают 2 загадки (о лыжах, о коньках) Берут одну из двух и под музыку изображают катание на лыжах или на коньках. Учитель рисует словесную картину природы и сам активно участвует в отдыхе.
А теперь наклонились, взяли снежок и кинули его как можно дальше.
V. Геометрическое задание. Работа в паре
– Эта птичка по счету пятая (Клест).
– Но у него нет задания на снежинке. Почему? Мы считали слева направо, а может здесь нужно считать по-другому – справа налево?!
– Молодцы!
– Правильно, сорока! Задание: Сложи фигуру.
– Кто это? (Олень) На доске появляется Олень. Он нам поможет быстрее добраться до Снежной Королевы. На столах конверт с деталями. Кто первый выполнит задание (соберет Оленя) - получает жетон.
VI. Самостоятельная работа
– Об этой птице говорят, как о санитаре леса. Что вы можете о ней сказать? Это дятел.
Задание на доске: реши выражения, выбрав для решения один из трех столбиков (Ответы закрыты). За решение первого столбика вы получаете один жетон, за решение второго – два жетона, за решение третьего – три жетона.
(Разноуровневые задания)
– Кто решал первый столбик, второй, третий? Молодцы!
– Проверьте. (Открываются значения выражений на доске)
– Молодцы! (Дети награждаются жетонами)
VII. Итог
– Вспомните вопрос! (Что объединяет эти задания?)
– Кто готов ответить? (Все выражения на знание таблицы сложения и вычитания в пределах 20)
– Справились ли мы с заданиями Снежной Королевы? Что нам помогло?
– А это мы сейчас проверим. Посчитайте сколько жетонов у вас? Выйдите все, кто их получил. Посмотрите – это части Снеговиков. Попробуйте их собрать.
(На фланелеграф создается прекрасная картинка из трех или четырех Снеговиков).
Всем спасибо за урок! Молодцы! Аплодисменты!