Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Сланцевский детский сад № 1 компенсирующего вида” (г. Сланцы, Ленинградской области) для детей с нарушениями речи с 2007г.работает в рамках реализации Программы развития, одним из основных блоков которой является “Экологическое воспитание как основа воспитательной системы ДОУ”. Второй учебный год внедряется программа Н.А.Рыжовой “Экологическое образование в детском саду”. Коллектив столкнулся с проблемой – интегрирование задач экологического воспитания в коррекционно-образовательный процесс. В апреле 2008г. состоялось заседание педагогического совета, где учителя – логопеды и воспитатели поделились своим опытом работы на тему “Поиски возможных форм организации экологической работы в ДОУ”. Воспитатель высшей квалификационной категории Т.А.Приходько подробно остановилась на экологической сказке.
Приступая к работе, преследовалась цель: формировать у детей ответственное отношение к природе.
В процессе работы над этим были поставлены задачи:
- Посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения
- Формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка 5 – 6 лет.
- Развивать познавательный интерес к миру природы,
- Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
- Воспитывать гуманное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
- Развивать чувство эмпатии к объектам природы.
Прогнозируемый результат – знание элементарных норм экологической культуры и выполнение их в жизни.
Был разработан план изучения блоков программы “Наш дом – природа”, составлен список экологических сказок для детей.
В течение года детям читались и рассказывались экологические сказки Н.Рыжовой: “Жила – была Река”, “Как люди речку обидели”, “История одного пруда”, “Ходит капелька по кругу”, “Вот труба, над нею – дым”, сказки Николаевой: “Что такое кислый дождь”, “Нефть в море”, “Отчего погибли киты” и др. Дети с удовольствием слушали интересные для них сюжеты, усваивая экологические правила, нормы поведения в природе.
Во время работы со сказками мы убедились в том, что не все, что мы предлагаем детям, интересно и понятно. Некоторые сказки (“Жила – была Река”) требовали большой подготовительной работы. Порой, их приходилось сокращать. Но самая большая беда была в том, что мы читали эти сказки по книгам без картинок. А дети так хотели их видеть!
Следующий недостаток экологических сказок – их однотипность. Герои их – мальчик, девочка, камешек, птичка, капелька. С ними случается беда, но нет здесь захватывающего сюжета, волшебных сил, которых любит современный ребенок.
Прочитанные и пересказанные сказки дети до этого не слышали. Если же они узнавали что-то знакомое, говорили: “Я мультик смотрел”. И никто не сказал: “ Мне рассказывали” или “ Мне читали”. Отсюда вывод: основной источник экологического образования детей – детский сад, домашний же воспитатель, в основном – это телевизор, где “живут и здравствуют” любимые детьми и непонятные нам, взрослым, Смешарики. Эту большую любовь к современным героям мультфильмов, мы использовали в экологической работе. Первый опыт встречи с ними был на Дне образования, на совместном с родителями занятии “Путешествие капельки”. Дети изготовили маски героев, поиграли с ними и постепенно стали отождествлять себя с этими персонажами. Так пришла идея инсценирования сказки “Смешарики в отпуске”. Эта форма работы, по нашему мнению, дала большой положительный результат, так как дети не только усвоили нормы экологически правильного поведения в природе, но и прочувствовали их, проиграли, надеемся, запомнили их на всю жизнь.
И на сегодняшний день мы с уверенностью можем сказать: “Уроки доброты через экологическую сказку и нормы экологического поведения нашими детьми усвоены”. Таким образом, экологические сказки надо читать, обыгрывать, пересказывать с детьми, инсценировать, рисовать, сочинять.
Выбранная нами форма работы по экологическому образованию дошкольников доставила много интересного не только детям, но и нам, воспитателям. Она приемлема. И для детей подготовительной группы, воспринимающих окружающий мир более серьезно и правдиво.
Для нашего детского сада эта форма работы несет в себе и коррекционную направленность: развитие связной речи, работа над звукопроизношением, грамматическим строем речи – все это можно выполнять, работая над экологическим воспитанием детей через сказку.
В этой статье мы представляем сценарии двух спектаклей, прошедших в старших группах нашего ДОУ.
Сценарий спектакля “Смешарики в отпуске”
(рис. 1)
Составители: учитель-логопед второй квалификационной категории Т.Ю. Крень, воспитатель высшей квалификационной категории Т.А. Приходько, воспитатель второй квалификационной категории Е.В. Разинкова.
Действующие лица: Крош, Лосяш, Копатыч.
Действие первое
Ведущий: Жили-были веселые, неугомонные, жизнерадостные Смешарики. Учились, трудились, смеялись, веселились. Настало у них время отдыха, и отправились они в отпуск.
(Под веселую музыку входят вприпрыжку герои: Крош, Лосяш, Копатыч.)
Крош:
Пришагали мы на речку
Воскресенье провести.
Лосяш:
Отдохнем, повеселимся
И на солнце полежим.
Копатыч: Давайте найдем свободное местечко.
Ведущий: И стали Крош, Лосяш и Копатыч искать свободное местечко. И тут посмотрят и там, и вдаль глянут… Трудно найти свободное местечко…
(Осматриваются, ищут свободное место.)
Ведущий: Крош и говорит:
Крош:
А свободного местечка
Возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят,
Отдыхают, как хотят.
Копатыч:
Вот местечко
Хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид,
Прекрасный пляж…
Распаковывай багаж!
Звучит спокойная веселая музыка, слышно пение птиц.
Ведущий:
Солнышко светит,
Водичка журчит
Птички поют, веселятся.
Мягкая травка.
Чудеснейший вид
Может и нам тут остаться?
(Смешарики располагаются, делают вид, что загорают, играют в мяч, едят.)
Ведущий:
Смешарики багаж распаковали.
Копатыч мячик достает,
Он Крошу, тот Лосяшу
Его передает.
Играют и резвятся!
Заботы никакой!
Здоровые, веселые придут они домой.
На солнце загорают,
Да книжечки листают.
Баранками, бананами
Здоровье поправляют.
Время молнией летит!
Вечер близко,
Солнце низко.
Крош друзьям и говорит:
Крош:
Вот, друзья, мы отдохнули.
Только мусор куда деть?
Ведущий:
Музыка тревожная звучала,
Скуколень к ним прилетала.
Скуколень:
Я Скуколень, я Скуколень.
Скучаю я и ночь, и день.
Сидеть мне с вами даже лень.
Смешарики: Здравствуй, Скука. Здравствуй, Лень.
Лосяш:
Подскажи, реши вопрос:
Куда девать нам этот воз?
Скуколень:
Веселитесь, отдыхайте,
В речку все это бросайте.
Ведущий: И летели в Речку банки, склянки и размокшие баранки. Забрали свои рюкзаки, книжки да мячик Смешарики и побежали домой.
Действие второе
Ведущий: На другой день Бараш, Пин и Ежик отправились на рыбалку.
(Смешарики шагают под веселую музыку.)
Бараш:
Пришагали мы на речку
Воскресенье провести.
Рыбку в речке половить.
(Садятся, удят рыбу.)
Ведущий:
Укромный уголок они нашли
И удочки достали.
Попалось им на удочки
По рыбке по одной.
Уклейкой называется,
А больше никакой!
Не ловится рыбешка!..
Ну, ни на чей крючок!..
Но вдруг – удача!
Задергался у Ежика
Зеленый поплавок.
Пин:
Повезло тебе так, Ежик!
Щуку тащишь из воды.
Еж:
Погляди, какая щука!
Это же башмак!
(Стоят, удивляются.)
Ведущий: Рассматривают они башмак. Удивляются. Откуда? Что это? Заклевало вдруг у Пина…
Пин:
Может щука у меня? (Тащит .)
Нет, пустая банка.
Бараш:
А я хочу поймать леща,
Трудная задача!
Только ждет меня опять, братцы, неудача.
(Вытаскивает колесо.)
Ведущий:
Отдыхали тут, друзья.
И остались на полянке
У потухшего костра
Банки, склянки
И размокшие баранки…
Словом, мусора гора!
Прилетала Скуколень и совет давала всем:
Все бросайте, хоть куда
Даже в речку, господа!
И случилась тут беда.
Диалог с залом.
- Какая же случилась беда?
- Какой была речка до того, как встретилась с людьми?
- Как речка помогала людям? (Давала пищу, освежала в зной, бодрила. Люди отдыхали и загорали у реки.)
Действие третье
Играет веселая, задорная музыка. Появляются вприпрыжку Совунья и Нюша.
Нюша: Совунья, погляди. Какой ужас здесь сделали.
Совунья:
Да.
Была чистая вода
И местечко хоть куда! (Осматриваются.)
Отдыхать теперь нельзя.
Ведущий: Нюша и Совунья давайте позовем сюда всех Смешариков.
Нюша и Совунья: Смешарики! Сюда! Сюда!
Совунья: Кто вам посоветовал такой ужас сделать?
Смешарики: С К У К О Л Е Н Ь !!!
Появляется Скуколень
Скуколень:
Я Скуколень, я Скуколень,
Скучаю я и ночь, и день.
Сидеть мне с вами даже лень…
Бараш: Давайте перевоспитаем Скуколень.!
Скуколень: Что???
Крош: Ты живешь не за горами.
Пин: По соседству. Рядом с нами.
Нюша: Будь спокойным. Деловым.
Копатыч: Для друзей всегда открытым.
Совунья: И забудь про скуку, лень.
Еж: Не скучай и не ленись.
Бараш: Лучше с нами ты трудись.
Лосяш: Чтоб потом мы отдыхали, веселились и гуляли.
Скуколень:
Я согласен быть таким,
Не ленивым, деловым.
Нюша: Место надо сделать чистым. Чтобы был чудесный вид.
(Смешарики наводят на берегу порядок.)
Ведущая: Смешарики навели порядок на берегу реки, встали полукругом у ее берегов. И вдруг зажурчала весело Река, понеслась по камушкам веселая, счастливая, чистая и прозрачная.
Звучит спокойная музыка. Река пробегает между детей змейкой.
Река:
Я знала, что погибну,
Но вы меня спасли.
Я снова стала чистой,
Как капелька слезы.
Так будьте же гостями,
Купайтесь, веселитесь!
Давайте мы станцуем под музыку сейчас!
Ведущий: Смешарики! Становитесь в “Ручеек”, поиграем вместе с “Речкой”.
Дети вместе с рекой водят хоровод “Ручеек”. Звучит веселая музыка.
Ведущий:
Наигрались Смешарики и побежали.
Смешарики убегают.
Речка:
Погодите, не спешите!
И подарки получите!
Ведущий: А вот и подарки. (Показывает на подарки – бутылки с чистой водой). Ребята, давайте поблагодарим Реку за такой подарок. Ведь без воды мы не сможем жить.
Дети благодарят Речку.
Ведущий: Дети, как надо себя вести на реке, чтобы вода в ней была вот (показывает) такой чистой и прозрачной?
Ответы детей из зала.
Ведущий: Чистая вода – это замечательный подарок. К сожалению, на Земле ее остается все меньше и меньше. Мы должны беречь наши реки, чтобы они всегда были прозрачными и чистыми. Спасибо, Река! Давайте скажем все вместе: Спасибо, Река.
Дети:
Спасибо, Река!
До свидания.
Представление актеров.
Сценарий спектакля “Поспешили – людей насмешили”
Составитель: учитель-логопед высшей квалификационной категории Сибуль И.Э.
Действующие лица: Медведь, Лягушка, Мышонок, Курочка, Гусь, Корова, Поросенок, Козленок, Белка, Кошка, Утка, Лисичка.
Ход спектакля
Декорации: лес, полянка, домик.
Ведущий:
На полянке стоит дом.
Интересно, что же в нем?
Поспешите,
С нами вместе посмотрите.
(Звучит музыка.)
Ведущий: Вот лягушка по дорожке скачет, не жалея ножки.
(Лягушка стучится в домик.)
Лягушка:
Ква-Ква- Ква
К вам в гости пришла.
Голос из домика: Р-Р-Р-Р…
Ведущий:
Лягушка убежала,
Мышонка позвала.
Хоть мышонок очень мал,
Тоже в гости побежал.
Мышонок:
Пи-Пи-Пи.
Пироги пекли?
Голос из домика: Р-Р-Р-Р.. (Мышонок убегает.)
Ведущий:
А теперь посмотрите на гусака.
Крыльями машет, глядит свысока.
Гусь (стучится в домик).
Га-Га-Га.
Ничего не ел с утра!
Голос из домика: Р-Р-Р-Р.. (Гусь убегает.)
Ведущий:
Новую юбку корова надела.
В гости идти она захотела.
Корова (стучится):
Му-Му-Му.
Я попить хочу.
Голос из домика: Р-Р-Р-Р. (Корова убегает.)
Ведущий:
Вот курочка-хохлаточка
Шагает в новых тапочках.
(Курочка стучится в домик.)
Курочка:
Ко-Ко-Ко.
Поклевать бы мне пшено
Голос из домика: Р-Р-Р-Р…(Курочка убегает.)
Ведущий:
Полюбуйтесь-ка немножко,
Как ступает мягко кошка!
Кошка (стучится):
Мяу-Мяу. Не гоните,
А сметаной угостите.
Голос из домика: Р-Р-Р-Р…(Кошка убегает.)
Ведущий:
Поросенок заскучал,
Тоже в гости побежал.
Поросенок:
Хрю-Хрю-Хрю.
Вкусный корешок люблю.
Голос из домика: Р-Р-Р-Р…(Поросенок убегает.)
Ведущий:
Серая белочка,
С серым хвостом
К домику ловко бежит за грибком.
Белка:
Цок-Цок-Цок.
Может, есть у вас грибок?
Голос из домика: Р-Р-Р-Р…(Белка убегает.)
Ведущий:
Хоть утка сегодня и очень устала
В гости попасть и она пожелала.
Утка (стучится):
Кря-Кря-Кря.
В гости я пришла не зря.
Голос из домика: Р-Р-Р. (Утка убегает.)
Ведущий:
Вот козленок, серый бок,
В гости скачет: прыг да скок.
Козленок:
Ме-ме-ме.
Свежей травки нужно мне.
Голос из домика: Р-Р-Р. (Козленок убегает.)
Ведущий:
Идет в гости и лиса,
Щурит, рыжая, глаза:
(Лисичка подходит.)
Лиса:
Тяв-Тяв-Тяв.
И я хочу побывать в гостях.
Голос из домика: Р-Р-Р.
Ведущий: Медведь выглянул из домика.
Медведь:
Р-Р-Рад гостям!
Я Вас прошу
Проходите все к столу!
Ведущий: Звери обрадовались, побежали к Мишке. Стали веселиться.
(Зверюшки становятся в хоровод и весело танцуют вокруг медведя.)
Ведущий:
Зря, трусишки, поспешили
И народ весь насмешили!
Мишка не желал пугать,
А хотел их угощать.
К О Н Е Ц.