Использование фактов из жизни и деятельности М.В. Ломоносова при составлении задач

Разделы: Начальная школа


“Михаил Васильевич Ломоносов – не просто один из замечательных представителей русской культуры. Еще при жизни Ломоносова образ его засиял для русских современников особым светом осуществившейся надежды на силу национального гения”. С.И.Вавилов.

Почти три века отделяют нас от Ломоносова. Казалось бы, кардинально изменилось общество, наука, сам человек. Но и сегодня многие ученые, писатели, общественные деятели вспоминают Ломоносова, приводят по разным причинам его высказывания, а специалисты различных областей ищут в его научном наследии ответы на многие нерешенные вопросы.

Нам, его землякам, стыдно не знать о нем.

Еще В.Г.Белинский писал: “Ломоносову воздвигнут памятник – и он вполне достоин этого; он – великий характер, примечательный человек; юноши с особенным вниманием и особенной любовью должны изучать его жизнь, носить в душе своей его великий образ”.

И это высказывание, по нашему мнению, актуально до сих пор.

Перед педагогами встает задача: познакомить младших школьников с жизнью и деятельностью М.В.Ломоносова. Но в силу психологических особенностей младших школьников порою это недоступно. Младшему школьнику трудно усвоить и запомнить даты, факты из жизни и деятельности М.В.Ломоносова, если их давать в сухом изложении.

Мы решили, что, решая задачи, основанные на этих фактах, дети быстрее проявят интерес к личности великого русского землянина.

Факты из жизни и деятельности М.В.Ломоносова не должны быть мертвым грузом. Ими можно оперировать.

Мы хотим привести пример такой работы.

Такие задачи можно использовать на разных этапах урока: устном счете, изучении нового материала, закреплении пройденного.

Мы предлагаем текстовый материал, презентацию (Приложение 1), выполненную на основе этого материала и пример тестового задания (Приложение 2) для проверки усвоения изученного материала.

1. Факт. М.В.Ломоносов родился в д. Мишанинской близ Холмогор, что в 75км от Архангельска.

Вопрос. Сколько времени затратит всадник, едущий верхом на лошади, проезжающий в среднем 15 км/ч, чтобы доехать от Холмогор до Архангельска?

2. Факт. М.В.Ломоносов в 19 лет отправляется за обозом в Москву, ему приходится догонять этот обоз, что он и сделал на третий день в 70 км от начала пути. 1верста = 10668 м.

Вопрос. Какое расстояние приходилось преодолевать М.В.Ломоносову в среднем в день, чтобы догнать обоз?

3. Факт. Когда М.В.Ломоносов учился в Московской славяно-греко-латинской академии, он тратил по одному алтыну в день.

1 алтын = 3 копейкам
1 копейка = 2 денежкам.

Вопрос. Найти, сколько денежек в алтыне.

4. Факт. Получая в день 1 алтын, Михаил тратил 1 денежку на квас, 1 денежку на хлеб, остальные – на бумагу, обувь и другие нужды.

Вопрос. Сколько денежек он тратил на остальные нужды?

5. Факт. Обучаясь в Московской академии, Михаил Ломоносов в учении шагал семимильными шагами. За 4 года прошел 6 школ, на которые полагалось 7 лет.

Вопрос. На сколько лет меньше потратил Ломоносов на учение, чем полагалось?

6. Факт. В Москве, в академии, учились дети, в основном, 10 лет. Михаилу Ломоносову при поступлении было 20 лет.

Вопрос. Какова разница в возрасте была между Михаилом и другими детьми?

7. Факт. Курс в Московской академии был рассчитан на 12 лет. Ломоносов его прошел за 5 лет.

Вопрос. На сколько времени меньше истратил Ломоносов на изучение наук в академии, чем было на это рассчитано?

8. Факт. В 1687 году в Москве была открыта Эллино – греческая академия, в которую в 1731 году поступил Ломоносов ( тогда она уже называлась славяно – греко – латинской академией).

Вопрос. Сколько лет спустя после открытия поступил в эту академию Ломоносов?

9. Факт. 1 января 1736 года Ломоносов прибыл в Петербург в академический университет, а уже в сентябре того же года он, как один из лучших студентов, был отправлен в Германию для изучения горного дела, металлургии и “пробирного искусства”.

Вопрос. Через сколько месяцев после поступления в Петербургский университет Ломоносов отправился в Германию?

10. Факт. Будучи молодым, Ломоносов не умел расходовать деньги. Перед поездкой в Германию он получил на содержание 300 рублей, но 1/3 их истратил еще до приезда в эту страну.

Вопрос. Сколько денег у него осталось на житье?

11. Факт. Поистратившийся М.Ломоносов в Германии вынужден был зарабатывать на пропитание. Однажды на ярмарке на имевшийся у него грош, купил Михайло на лесной бирже 3 бревна, топор и лопату. Вкопал 2 бревна в землю, соединил перекладиной в виде русской П, 3-е бревно положил поперек, уравновесив его мешками с песком. Получились весы, на которых взвешивали коров целиком. Немецкие скотоводы восхитились изобретением Михайлы и заплатили в конце дня 3 талера.

1 талер = 80 копеек
1 грош = 2 копейки.

Вопрос. Найти прибыль, полученную Ломоносовым.

12. Факт. Ломоносов изобрел специальный прибор для изучения силы земного притяжения “универсальный барометр”, а через 186 лет, в 1940 году, на конференции ученых немецкий физик Гальк демонстрировал “свой” прибор, который был ничем иным, как “универсальным барометром” Ломоносова.

Вопрос. В каком году на самом деле был изобретен этот прибор?

13. Факт. В 1761 году М.В. Ломоносов открыл на Венере атмосферу. Через 200 лет Советский Союз направил к Венере первую космическую лабораторию.

Вопрос. В каком году произошло это событие?

14. Факт. В 1743 году Ломоносовым была написана ода “Вечернее размышление о божьем величестве при случае великого северного сияния”, которая была напечатана в 1747 году.

Вопрос. Спустя сколько лет после написания была напечатана эта ода?

15. Факт. 12 (23) января 1755 года был издан указ об открытии Московского университета, который возглавил М.В.Ломоносов. Занятия начались 26 апреля (7 мая) того же года.

Вопрос. Спустя сколько времени после указа начались занятия?

16. Факт. Среди первых студентов университета не было ни одного дворянина, а в 1764 году из 48 студентов только 8 было дворян.

Вопрос. Какую часть студентов занимали дворяне?

17. Факт. Самая известная из мозаичных картин М.Ломоносова – “Полтавская баталия”. Ее длина 12 аршин, высота – 11 аршин.

Вопрос. Найдите площадь картины.

Задачу можно усложнить, используя следующие данные:

1 аршин = 16 вершков
1 аршин ? 71 см.

18. Факт. М.В.Ломоносов выполнил 43 мозаичных картины, 22 из них до нас не дошло.

Вопрос. Сколько картин Ломоносова, при желании, мы можем увидеть сегодня?

19. Факт. Ломоносов построил первую химическую лабораторию в России, занимавшую 6,5 сажен в длину и 5 в ширину.

Вопрос. Найти площадь лаборатории.

При желании, задачу можно усложнить, используя следующие данные:

1 сажень = 3 аршинам
1 сажень = 2,1336 м.

20. Факт. В 1758 году Ломоносовым была изобретена “ночезрительная труба”, которая предназначалась для рассматривания на море удаленных предметов (ныне – прибор ночного видения).

В 1772 году подобную конструкцию предложил немецкий ученый И.-Г. Ламберт, а в 1803 году – французский астроном Ж.де Лаланд. Оба считали себя авторами изобретения.

Прибор нашел практическое применение, был актуален, во время Великой Отечественной войны в 1942 году.

На этих фактах можно построить не одну задачу.

Литература

  1. Андреев-Квивич С.А. Крестьянский сын Михайло Ломоносов. – М.: Просвещение, 1960.
  2. Андреев-Квивич С.А. Может собственных Платонов. – М.: Детская литература, 1974.
  3. Артемов В.В. Русские ученые и изобретатели. / Позиненко А.Н. – М.: ООО РОСМЭН-ПРЕСС, 2004.
  4. Архангельская областная детская библиотека им. А.П. Гайдар. М.В. Ломоносов 1711 – 1765. – Северо-западное книжное издательство, 1971.
  5. Баландин Р.К. Великие русские люди: детство и юность. – М.: Педагогика-Пресс, 2002.
  6. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т.7,с.4. – М: Наука, 1983.
  7. Варфоломеев Л.А. Стезю Ломоносова: северяне – выдающиеся деятели науки и культуры / Р.Я.Ханталина. – Архангельск, 2001.
  8. Залывский Н.П. Михаил Васильевич Ломоносов и экономическая наука России. – Архангельск: ПГУ, 2001.
  9. Карпеев Э.П. М.В.Ломоносов. – Архангельск, 1999.
  10. Клиентов А. Российская наука. Ученые и изобретатели. – М.: Белый город, 2005.
  11. Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем / Г.Е. Павлова, А.С.Орлова. – М.: Современник, 1989.
  12. Осокин В. Российскою землей рожденный. – М.: Молодая гвардия, 1971.
  13. Перевезенцев С. Михайло ломоносов. – М.: Белый город, 2004.
  14. Равич Н. Повесть о великом поморе. – М.: Детская литература, 1976.
  15. Рыжов К. Сто великих россиян. – М.: Вече, 2000.
  16. Родина Ломоносова // №1, 1994.
  17. Селезнев А. Михайло Ломоносов. – Северо-западное книжное издательство, 1969.
  18. Соловьев В.М. История России для детей и взрослых. – М.: Белый город, 2003.
  19. Самин Д.К. Сто великих ученых. – М.: Вече, 2001.
  20. Селезнев С.А. Ломоносов и север. – Северо-западное книжное издательство, 1969.
  21. Тихомиров О.Н. Михайло Ломоносов. – М.: Малыш, 1982.
  22. Черняховский Ф.И. Михайло Васильевич ломоносов 1711- 1961.- Архангельск, 1961.