Урок в 10–11-м классах по теме "Обобщение знаний по теме "Морфемика и словообразование"

Разделы: Русский язык


Цель урока: Организовать повторение материала и систематизировать знания учащихся по теме “Морфемика и словообразование” в формате ЕГЭ по русскому языку.

Оборудование: Интерактивный комплекс (интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор), раздаточный материал.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4..

Технологическая карта урока:

Эпизод модуля Коментарии учителя Действия учителя Действия учеников
Эпизод 1

(шторка)

Повторение орфографии и пунктуащии

Выполните задание в тетради. Один ученик работает у доски, с помощью инструмента Перо вставляет буквы, ставит знаки препинания, объясняет свой выбор. При необходимости помогает.

Проверяет вместе с учениками, закрыв Шторку

 

Один ученик работает у доски, остальные переписывают предложения в тетрадь, вставляют буквы, знаки препинания, графически объясняя свой выбор.

Эпизод 2

Задание по морфемике

Часто омофоны имеют разный словарный состав. Правильно разобрать слово можно, если установить его морфологическую принадлежность.

Перепишите слова в тетрадь, определите, к какой части речи они относятся и разберите их по составу.

После разбора слов по составу учитель предлагает ученикам сделать вывод о том, как морфемика связана с морфологией и орфографией Ученики разбирают слова по составу и делают вывод о том, объяснить орфограммы можно с помощью структуры слов
Эпизод 3 Вспомните ,какие части речи не имют окончания.

Заполите таблицу, учитывая морфологическую принадлежность слова. Выделите квадратиком окончания.

Комментирует, объясняет, исправляет ошибки. Дети говорят о том, что неизменяющиеся части речи не имеют окончаний.

Несколько учеников ( по очереди) работают у доски, остальные заполняют таблицу в тетради

Эпизод 4

Заполнение таблицы

Сделайте словообразовательный и морфемный разбор

слов, определите , к какой части речи принадлежат данные слова

Объясняет, как необходимо выполнить это задание. Следит за правильностью заполнения таблицы. При необходимости исправляет ощибки и комментирует написанное.

По окончании заполнения таблицы вместе с учащимися делается вывод о том, какие части речи (каким способом и от какой основы) образуются.

Несколько учеников по очереди заполняют таблицу, причём разные части речи пишут, используя разные цвета инструмента Перо.

Это небходимо для того, чтобы сделать вывод о частотности способов образования той или иной части речи. Остальные выполняют это задание на листках в которых эта таблица распечатана заранее (прилож 1)

Эпизод 5

Распределение слов по фигурам в соответствии со способом образования.

Дифференцируйте слова, учитывая их морфемный состав. Комментирует, объясняет, исправляет ошибки. Один ученик выполняет задание у доски.

Остальные составляют в тетради таблицу и вписывают в неё слова в соответствии с заданием.

Эпизод 6

Работа со словами, образованными неморфологич. способом (субстантивированные существительные)

Распределите слова по графам таблицы, определите, из какой части речи они першли в разряд существительных. Комментирует, объясняет, исправляет ошибки. Один ученик работает у доски , остальные работают с раздаточным материалом.(прилож. 2)
Эпизод 7

Выполнение теста.

  Учитель организует закрепление знаний в виде теста. Ученик выполняет тест, остальные проверяют.
Эпизод 8

Лексическое задание. Подобные задания выполняются на каждом уроке

Соедините стрелками слова из первого столбика

с синонимами из второго. Спишите слова парами.

Комментирует, объясняет, исправляет ошибки. Вариант 1: Работа в группах

Вариант 2: Индивидуальная работа

Учащиеся выписывают слова в парах, объясняют лексическое значение слов.

Эпизод 9

Работа по культуре речи

Если останется время на уроке!

Отметьте флажком словосочетания с речевой избыточностью.

Объясните ошибки.

Комментирует, объясняет, исправляет ошибки.