Цель урока: Организовать повторение материала и систематизировать знания учащихся по теме “Морфемика и словообразование” в формате ЕГЭ по русскому языку.
Оборудование: Интерактивный комплекс (интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор), раздаточный материал.
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4..
Технологическая карта урока:
Эпизод модуля | Коментарии учителя | Действия учителя | Действия учеников |
Эпизод 1 (шторка) Повторение орфографии и пунктуащии |
Выполните задание в тетради. Один ученик работает у доски, с помощью инструмента Перо вставляет буквы, ставит знаки препинания, объясняет свой выбор. | При необходимости помогает. Проверяет вместе с учениками, закрыв Шторку |
Один ученик работает у доски, остальные переписывают предложения в тетрадь, вставляют буквы, знаки препинания, графически объясняя свой выбор. |
Эпизод 2 Задание по морфемике |
Часто омофоны имеют разный словарный
состав. Правильно разобрать слово можно, если
установить его морфологическую принадлежность. Перепишите слова в тетрадь, определите, к какой части речи они относятся и разберите их по составу. |
После разбора слов по составу учитель предлагает ученикам сделать вывод о том, как морфемика связана с морфологией и орфографией | Ученики разбирают слова по составу и делают вывод о том, объяснить орфограммы можно с помощью структуры слов |
Эпизод 3 | Вспомните ,какие части речи не имют
окончания. Заполите таблицу, учитывая морфологическую принадлежность слова. Выделите квадратиком окончания. |
Комментирует, объясняет, исправляет ошибки. | Дети говорят о том, что неизменяющиеся
части речи не имеют окончаний. Несколько учеников ( по очереди) работают у доски, остальные заполняют таблицу в тетради |
Эпизод 4 Заполнение таблицы |
Сделайте словообразовательный и
морфемный разбор слов, определите , к какой части речи принадлежат данные слова |
Объясняет, как необходимо выполнить это
задание. Следит за правильностью заполнения
таблицы. При необходимости исправляет ощибки и
комментирует написанное. По окончании заполнения таблицы вместе с учащимися делается вывод о том, какие части речи (каким способом и от какой основы) образуются. |
Несколько учеников по очереди
заполняют таблицу, причём разные части речи
пишут, используя разные цвета инструмента Перо. Это небходимо для того, чтобы сделать вывод о частотности способов образования той или иной части речи. Остальные выполняют это задание на листках в которых эта таблица распечатана заранее (прилож 1) |
Эпизод 5 Распределение слов по фигурам в соответствии со способом образования. |
Дифференцируйте слова, учитывая их морфемный состав. | Комментирует, объясняет, исправляет ошибки. | Один ученик выполняет задание у доски. Остальные составляют в тетради таблицу и вписывают в неё слова в соответствии с заданием. |
Эпизод 6 Работа со словами, образованными неморфологич. способом (субстантивированные существительные) |
Распределите слова по графам таблицы, определите, из какой части речи они першли в разряд существительных. | Комментирует, объясняет, исправляет ошибки. | Один ученик работает у доски , остальные работают с раздаточным материалом.(прилож. 2) |
Эпизод 7 Выполнение теста. |
Учитель организует закрепление знаний в виде теста. | Ученик выполняет тест, остальные проверяют. | |
Эпизод 8 Лексическое задание. Подобные задания выполняются на каждом уроке |
Соедините стрелками слова из первого
столбика с синонимами из второго. Спишите слова парами. |
Комментирует, объясняет, исправляет ошибки. | Вариант 1: Работа в группах Вариант 2: Индивидуальная работа Учащиеся выписывают слова в парах, объясняют лексическое значение слов. |
Эпизод 9 Работа по культуре речи Если останется время на уроке! |
Отметьте флажком словосочетания с
речевой избыточностью. Объясните ошибки. |
Комментирует, объясняет, исправляет ошибки. |