Урок по литературному чтению во 2-м классе по теме "И. Соколов-Микитов "Следы на снегу"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Продолжить знакомство с произведениями И. Соколова – Микитова
  • Познакомить с произведение
  • Работать над выразительным чтением

План урока:

  1. Проверка домашнего задания
  2. Работа с новым произведением
  3. Анализ произведения
  4. Итог урока
  5. Домашнее задание

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

Учитель. Начнем с проверки домашнего задания. Что было задано? (Выразительное чтение, кроссворд.)

– Сначала проверим кроссворд! Открыли учебники и тетради. (Непогода, лазейка, подстилка.)

Итог: с кроссвордом вы справились хорошо, свои отгадки подтвердили словами из текста.

Проверим выразительное чтение.

  • Какие фамилии вы записали?
  • Как было устроено гнездо белки?
  • Чем питается белочка?
  • Почему белке мороз не страшен?

Итог: вы хорошо подготовили выразительное чтение и ответили на вопросы.

– Мы прочитали уже немало рассказов по теме “Идет волшебница зима” и в каждом узнавали что – то новое – вспоминали рассказ К.Г. Ушинского “Мороз не страшен”, где Мороз одного щипал за нос, другого за щеки, третьего за ухо. Узнавали, какой бывает холодный мороз. Или сказку “Мороз Иванович”, Мороз может быть и добрым, и злым.. рукодельницу отблагодарил, ленивицу наказал. А стихотворение “О чем ты думаешь, снегирь”, давайте вспомним строки:

Ах до чего мороз сердит
Всё в тихом зимнем сне
О чем ты думаешь снегирь?

– Но нам еще рано думать о весне, мы будем восхищаться зимой.

2. Работа с новым произведением

У. И сегодня мы продолжим работать над темой “Идет волшебница зима” и познакомимся с рассказом И. Соколова – Микитова “Следы на снегу”. Не читая рассказ можно сказать, о чем он? Да, вы правы, это рассказ о следах зверей или птиц, и по ним мы можем узнать какой зверек, где остановился. А вот кто умеет читать следы, мы с вами узнаем из нашего рассказа.

Чтение по частям.

3. Анализ произведения

У. Кто же умеет читать следы? (Охотники.)

– С чем автор сравнивает землю? (С белой скатертью.)

– Почему?

– За кем охотился горностай? (За мышами и птицами.)

– На что похожи следы лисы? (На красивую цепочку.)

– Как прошли волки? (След в след.)

– Как прошли лоси?

– Почему зайчик топтался на одном месте? (Обглодал кору осины.)

– Кто же кормится в лесу? (Птицы и звери.)

– Вчера я вам читала “Птичье братство” как прилетает одна птица и начинает звать других. Если у нас останется время, то я вам почитаю еще.

Работа в тетради на печатной основе.

4. Итог урока

У. Почему рассказ озаглавлен именно так?

– Какие животные нам встретились?

5. Домашнее задание

Выразительное чтение.