Обобщающий урок чтения во 2-м классе по разделу "Читая — думаем" по теме "Красна речь пословицей"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ УРОКА:

  • обобщить знания учащихся по разделу ЧИТАЯ - ДУМАЕМ ,
  • развивать у учащихся осознанное чтение,
  • продолжить работу над выразительностью чтения,
  • учить учащихся сопоставлять произведение с пословицей,
  • развивать устную речь учащихся, память, внимание,
  • воспитывать в детях патриотические чувства,
  • учить детей дружить.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • магнитофон,
  • плакаты с пословицами,
  • выставка детских журналов,
  • макет устного журнала,
  • карточки с пословицами,
  • словарь С.И.Ожегова.

ХОД УРОКА

1.Организация класса

2.Основная работа с учащимися.

УЧИТЕЛЬ: В давние времена, когда не было письменности, люди создавали сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, где выражали свои мысли, чувства и передавали это из уст в уста. Так появился фольклор или устное народное творчество.

ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА:

  • как дует ветер? В-в-в-в-в-в
  • как гогочет гусь? Га – га – га
  • как дудят в дудочку? Ду – ду
  • как поют комарики? З-з-з-з
  • как пищат птенцы? Пи-пи-пи
  • как пыхтит каша? Пых-пых
  • как тикают часы? Тик-так

Ребята, какой жанр устного народного творчества тренирует наш язычок? Учит чётко и правильно выговаривать все звуки? (Скороговорки).

Утром присев на зелёном пригорке, учат вороны скороговорки: Кар – кар! Картошка, карета, картуз, карниз, карамель, карапуз.

Прочитайте высказывания: Красна речь пословицей. Пословица недаром молвится. Какое ключевое слово в этих высказываниях повторяется? Пословица – это жанр фольклора, краткое изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Чему учит пословица? (Ответы детей). Сегодня у нас необычный урок чтения. Проведём мы его в виде устного журнала (показываю макет), он поможет вспомнить те произведения, которые мы прочитали на последних уроках. Журнал. А что такое журнал? А вот какое определение журналу даёт С.И.Ожегов: Журнал – периодическое издание в виде книжки, содержащий статьи, произведения разных авторов. Какие детские журналы вы знаете? (Эти журналы дети на-ходят на выставке). Как называется наш устный журнал, вы узнаете если правильно выполните следующее задание. Перед вами лежат карточки с буквами: букву Ш - берите в кружок, Ь – в треугольник, а Н – зачёркиваем, По тем буквам, которые останутся вы и прочитаете название нашего журнала. Правильно, наш журнал называется ЧИТАЯ – ДУМАЕМ.

3.Открываем первую страницу нашего журнала (Чтение – лучшее учение).

Найдите из предложенных пословиц те, которые соответствуют теме страницы.

Книга для ума – что тёплый дождик для всходов. Книга поможет в труде, выручит в беде. Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине, об интересных людях, труде. Книга является надёжным помощником в труде. Рабочий читает книги о станках, чтоб научиться лучше управлять ими, врач о том, как помочь людям стать здоровыми, учитель о том, как учить и воспитывать своих учеников. Поэтому книги надо любить, их надо читать не спеша, внимательно, не пропуская страниц и строчек. Кроме того, надо бережно относиться к ним.

Выходит Незнайка: Я к вам обращаюсь товарищи дети! Полезнее книги нет вещи на свете! Пусть книги друзьями заходят в дома. Читайте всю жизнь, набирайтесь ума! Ребята, помогите мне ответить на вопросы: Что означает слово библиотека? Что означает слово читатель, формуляр? (Ответы детей).

Незнайка: Ребята, а хотите поиграть в игру ”Ромашка”? Я вам читаю отрывок из знакомого рассказа, а вы мне даёте название и называете автора.

  1. ”Волк, спросонья, подумал, что это муха – цап её зубами! – Ничего, только зубы щелкнули, второй раз цапнул – опять мимо, третий раз – да сам себе язык и прикусил.” (Б.Заходер “Как Волк песни пел”).
  2. “Смотрит, а за кустом заяц сидит большой – пребольшой, толстый – претолстый. Ой, как испугался Серый Волк! Поджал он свой серый хвост и навсегда убежал из этого леса” (Прокофьева “Сказка о том, как зайка испугал Серого Волка”.
  3. “Рухнул волчище на крышу, та под его тяжестью проломилась, а затем и стены обрушились, погребли под собой жадного волка. С тех пор и говорят в народе : за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь” (Зотов “За двумя зайцами”).
  4. “Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь. Ваня побледнел и сказал: “Нет, я косточку бросил за окошко” (Л.Толстой “Косточка”).
  5. “Прилетел соловей и сел на окно: Не плачь, Маша! Ночью я пою красивые песни, а ты мне мешаешь. А когда мне плакать? А ты никогда не плачь – сказала мама. Ведь ты уже большая девочка” (Прокофьева “Когда можно плакать”).

УЧИТЕЛЬ: Спасибо тебе Незнайка. Молодцы, ребята! Закрываем первую страницу, открываем вторую – Дерево сильно корнями, а человек – трудом. Найдите и прочитайте те пословицы, которые соответствуют этой странице. Без труда - мечта мертва. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Без труда ничего не даётся. Землю красит солнце, а человека труд. Птица крепнет в полёте, а человек в труде. Деревья смотри в плодах, а человека в делах. Объясни значение той пословицы, которая тебе понравилась.

УЧЕНИК: Стол, за которым ты сидишь, кровать, в которой ты уснёшь. Тетрадь, ботинки, пара лыж, тарелка, вилка , нож и каждый гвоздь, и каждый дом, и каждый ломтик хлеба – всё это сделано трудом, а не свалилось с неба. За всё, что создано для нас мы благодарны людям. Придёт пора, настанет час и мы трудиться будем.

УЧИТЕЛЬ: А какие произведения о труде мы прочитали в этом разделе? (“Самое дорогое” русская народная сказка, С.Баруздин “Кузнец”). Работа по учебнику. Назови героев сказки, что хотели попросить дед и старуха у Лесного Деда? (Выборочное чтение). Как вы представили Лесного Деда? (На рисунках). А что бы ты попросил у Лесного Деда? Почему? А что попросил дед у Лесного Деда? Здоровье. Я тоже хочу, чтобы вы ребята были здоровыми. Физминутка: Топай Мишка, хлопай Мишка, приседай со мной братишка. Руки вверх, вперёд и вниз. Улыбайся и садись.

Рисунок к какой сказке вы видите? “Кузнец”. Найди и прочитай ту часть сказки, которая относится к рисунку. Словарная работа. Щипцы – инструмент для сжимания, схватывания предмета. Горн – печь, для переплавки металлов, обжига керамических изделий. Наковальня – тяжелая опора для ручной ковки. Прочитай главную мысль сказки. Что объединяет эти сказки? Сейчас пока вы школьники. Для вас главный труд – это учёба, хорошие крепкие знания. Они помогут вам получить интересную профессию. Загадки о профессиях. Вот мы добрались и до третьей страницы журнала: Птица сильна крыльями, а человек – дружбой. Прочитайте те пословицы, которые подойдут к этой теме. Человек без друга - что земля без воды. Человек без друзей – что дерево без корней. Друзья познаются в беде. Не тот друг, что медком мажет, а тот, кто правду в глаза скажет. А как вы понимаете пословицу человек без друга - что земля без воды? Какие произведения мы читали? “Сторож” Осеева, “Лиса с журавлём” русская народная сказка, “Ссора птиц” индийская сказка. Что объединяет все эти произведения? Пересказ сказки “Ссора птиц”. Почему птицелов переловил всех птиц? Какое произведение о дружбе тебе больше понравилось и почему? Какие песни о дружбе вы знаете? Музыкальная физминутка “Когда мои друзья со мной”, каким должен быть настоящий друг? Мы добрались до последней странички нашего журнала: Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Зачитайте пословицы, которые подходят для этой страницы. Родина – мать, умей за неё постоять. Своя земля и в горстке мила. Только тому почёт будет, кто Родину ни словом, а делом любит.

УЧЕНИК: Если скажут слово Родина сразу в памяти встаёт: старый дом, в саду смородина, толстый тополь у ворот. У реки берёзка скромница, и ромашковый бугор. А другим наверно вспомнится свой родной и близкий двор.

УЧЕНИЦА: В лужах первые кораблики, над скакалкой топот ног, и большой соседней фабрике громкий радостный гудок. Или степь от маков кроится золотая целина.

ВМЕСТЕ: Родина бывает разная , но у всех она одна!

УЧИТЕЛЬ: Какие рассказы, стихи мы читали о Родине? Ушинский “Наше Отечество”, Орлов “Родное”, Ладонщиков “Скворец на чужбине”, Шим “Жук на ниточке”. Найди в тексте Ушинского “Наше отечество” предложение: Отечеством мы зовём… . Родиной мы зовём … . С матерью потому … . Велика наша Родина … . Посмотрите на рисунки с изображением настроений человечков. Какой рисунок, на ваш взгляд, соответствует настроению рассказа “Жук на ниточке”? Почему? (Чтение отрывка по ролям). Для Вас что такое Родина? Для нас Родина – республика Башкортостан. Недавно 11 октября мы отмечали праздник День Независимости нашей республики. Наша республика красива и богата, богата не только полезными ископаемыми, лесами, горами, реками, но и талантливыми людьми. (просмотр фрагмента видеофильма “Мустай Карим”). По каким произ-ведениям мы знаем народного поэта Башкортостана?

4. ОБОБЩЕНИЕ. Мы прочитали последнюю страничку нашего журнала. Что интересного, полезного вы получили на уроке? Какая страничка вам больше всего понравилась? Всем я отдаю частичку солнечного тепла, пусть урок надолго останется в памяти, а чтобы вы о нём долго помнили – получите эти солнышки. Спасибо всем. Закончим наш урок сценкой “Кончил дело – гуляй смело”.

5. ОЦЕНИВАНИЕ.