Открытый факультатив в 5-м классе по теме "Топологические опыты"

Разделы: Математика


Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с односторонней поверхностью, методом графов,
  • привить навыки исследований.

Оборудование:

  • бумажная полоска 30 см в длину и 3 см в ширину;
  • ножницы;
  • клеящий карандаш,
  • куб,
  • план города Кенигсберга,
  • русский алфавит.

Ход занятия

Учащиеся работают в группах по два человека.

1 задание (опыт):

-Попробуйте провести непрерывную линию по полоске, не отрывая карандаша от листа бумаги. Что вы получили? Сформулируйте вывод.

группы с нечетными номерами склеивают полоску в простое кольцо;

группы с четными номерами склеивают полоску в перекрученное кольцо.

Учащиеся делают следующие выводы: По простому кольцу нельзя провести непрерывную линию, а по перекрученному кольцу можно.

Учитель резюмирует: Перекрученное кольцо называют листом Мебиуса. Оно является примером односторонней поверхности. Изучением свойств односторонних поверхностей занимается наука топология. С точки зрения топологии гайка, кружка, макаронина – одинаковые объекты (у них только одно отверстие). В русском алфавите тоже есть топологически одинаковые буквы (о-б-р) например. Впервые такой опыт провел немецкий геометр и астроном Август Мебиус. Он заметил, что у перекрученного кольца – только одна сторона А. Мебиус изучил и описал свойства односторонних поверхностей. Рассмотрим и мы одно из них.

Проведем следующий опыт.

2 задание:

-Какие из фигур можно вычертить, не отрывая карандаша от листа бумаги, а какие нет и почему? Как вы думаете?

1                       2                      3

Учащиеся выполняют задание и делают вывод: Фигуру 2 можно начертить одним росчерком, а фигуры 1 и 3 – нельзя.

Учитель резюмирует: А. Мебиус подсчитал четность узлов в графе. Граф – это связная сеть кривых, как на рисунке.

Точки, в которых кривые соединяются, называются узлами. На нашем графе 5 узлов, причем три из них четные, а два нечетные. Если в графе число нечетных узлов больше двух, то фигуру нельзя начертить одним росчерком. Данное свойство помогло решить задачу о Кенигсбергских мостах. Описал и решил ее Л. Эйлер.

Задача:

-Город Кенигсберг был расположен на берегах и двух островах реки Преголь. Части города соединены между собой 7 мостами. Совершая прогулки. горожане спорили: можно ли пройти по каждому мосту только один раз и вернуться в начальную точку пути?

Рассмотрим рисунок. План города для решения задачи представим в виде графа.

На этом графе четыре узла, так как четыре части суши и семь кривых. Узлы являются нечетными, так как к трем подходят по три кривых, а к четвертому узлу – пять кривых. Поскольку все узлы нечетные, то этот граф нельзя начертить одним росчерком. Задача невыполнима.

3 задание: Оса забралась в банку из-под сахара. Банка имеет форму куба. Сможет ли оса последовательно обойти все 12 ребер куба, не проходя дважды по одному ребру, не перелетая и не подпрыгивая?

Решение: Представим куб в форме графа. В графе 6 узлов, к которым подходят по три кривых, поэтому узлы являются нечетными и их больше двух, значит, оса не сможет обойти последовательно все 12 ребер.

4задание:

-Разрежьте простое кольцо ножницами вдоль. Что получилось? Разрежьте перекрученное кольцо вдоль. Что получилось? Продолжим перекручивание полоски бумаги перед склеиванием, каждый раз увеличивая число полуоборотов на один.

Результаты запишем в таблицу.

Число полуоборотов Результат разрезания Свойства
0 2 кольца длина окружности кольца та же, но кольцо в 2 раза уже
1 1 кольцо кольцо перекручено на два полуоборота и оно уже первоначального

Учащимся предложено самостоятельно провести опыт для 2,3 полуоборотов и сделать вывод.

Подведение итогов занятия: Вы познакомились с несколькими свойствами односторонней поверхности и убедились сами, что попробуй простую фигуру сложить, как вмиг увлекаешься делом.

Литература:

  1. И. Ф. Шарыгин Наглядная геометрия 5 – 6 классы Дрофа Москва 2007
  2. И. Ф. Шарыгин Математика Задачи на смекалку 5 – 6 Москва “Просвещение” 1995
  3. Е. Еловская “Геометрия и красота” учебно-методическая газета МАТЕМАТИКА №5 – 2008