Урок систематизации и обобщения материала в 10-м классе по теме "Кислородосодержащие органические соединения"

Разделы: Химия


Цель урока:

  1. Закрепить и систематизировать знания учащихся по кислородсодержащим органическим соединениям.
  2. Контроль знаний учащихся.

Задачи:

  • jбобщение и закрепление знаний об особенностях в строении предельных одноатомных спиртов, альдегидов, карбоновых кислот и аминокислот, совершенствовать умения в составлении структурных формул гомологов и изомеров.
  • hазвитие умений самостоятельной работы; формирование умений работать с дополнительной литературой и составлять презентации. Развитие умений самоконтроля и самооценки .
  • aормирование у школьников “ Я концепции” ( “ Я способен”, “Я справлюсь”, “Я могу” ).

Оборудование:

  • дидактические карточки с заданием,
  • оценочный лист,
  • мультимедийный проектор,
  • презентации учащихся,
  • магнитофон.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Класс делим на 4 группы по 6 человек. На столах, вокруг которых сидят учащиеся, ставим таблички с номерами групп ( № 1,2,3,4 ), дидактические карточки и оценочные листы группы. Звучит музыка, со звонком на урок дети рассаживаются по своим группам, которые формируются заранее и согласовываются с учащимися класса.

II . Работа учащихся в группах.

1этап: Химическая эстафета.

К доске приглашаются по одному ученику от каждой группы, объясняется задание: “На карточке записаны названия веществ, вам необходимо прописать соответствующую молекулярную формулу и передать карточку следующему ученику из своей группы”.

( Количество формул должно соответствовать числу учеников в группе). Каждая правильно прописанная химическая формула оценивается в 1 балл. Ответы проверяются учителем сразу и капитан группы проставляет баллы в оценочный лист ( карточка №1):

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
метанол

этан

пропанол

этилен

уксусная кислота

бутаналь

фенол

хлорпропан

этаналь

муравьиная кислота

бутен

пропанол

уксусная кислота

дибромэтан

гексан

этанол

ацетилен

этаналь

этанол

бензол

нитробензол

пропаналь

масляная кислота

аминоуксусная к-та

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ГРУППЫ.

Номер группы,

фамилии

учащихся

1 этап 2 этап 3 этап 4 этап 5 этап 6 этап
             

 2 этап: “ Узнай вещество…”

Каждая группа получает формулу кислородсодержащего органического соединения. Необходимо описать данное вещество по плану ( карточка №2)

  • Название вещества
  • К какому классу относится
  • Общая формула класса вещества
  • Особенности в строении
  • Физические свойства
  • Характерные типы реакций.

1 группа                   2 группа                   3группа                      4 группа

Подготовка в группе – 2 минуты, отвечает устно один ученик от группы . Задание учителем оценивается в 12 баллов ( 6 вопросов по 2 балла каждый). Результаты капитан команды ( группы) заносит в оценочный лист.

3 этап: “ Знаю ли я гомологи?”

От каждой группы к доске выходят по одному ученику. Задание: Для вещества, которое вы получили на 2 этапе урока ( 1-я группа – этанол, 2-я группа –уксусную кислоту, 3-я группа – этаналь, 4-я группа – аминоуксусную кислоту), запишите структурные формулы гомологов, состоящих из :

А). Одного атома углерода;

Б). Трех атомов углерода;

В). Шести атомов углерода. Вещества назовите.

Задание оценивается в 6 баллов и результаты проставляются в оценочный лист!

4 этап : “ Я умею составлять изомеры!”

Задание выполняется учащимися в группах и оценивается в 10 баллов.

“ На 2-м этапе урока вы получили конкретное вещество : 1 группа – этанол, 2 группа- уксусную кислоту, 3 группа – уксусный альдегид и 4-я группа- аминоуксусную кислоту. Для вещества данного класса, содержащего 7 атомов углерода, составить структурные формулы 5-ти изомеров Назовите вещества.”. Ответы сдают учителю на проверку и приступают к выполнению следующего задания.

5 этап “ Генетическая связь между кислородсодержащими органическими соединениями”( карточка№3)

Задание: Осуществить превращение.

1группа : метан > ацетилен > уксусный альдегид > уксусная кислота > ацетат магния

2 группа: этилен > этанол > этаналь > этановая кислота> метиловый эфир уксусной кислоты

4 группа: ацетилен> уксусный альдегид> уксусная кислота > хлоруксусная кис-

лота > аминоуксусная кислота

За одно верно прописанное уравнение ставится 2 балла, итого – 8 баллов за все задание. Проверяет учитель, оценки выставляются в оценочный лист.

6 этап : “ Это интересно…”

К данному этапу урока учащиеся готовятся заранее, так как об этом своевременно осведомлен командир группы, которого на первый раз назначает учитель. Задание: Пользуясь дополнительными источниками, приготовить сообщение и презентацию по данному классу кислородсодержащих органических веществ на 5-7минут. Требования к оформлению презентации учащиеся знают, так как данное задание на уроках химии выполняется не впервые. ( 1-я группа по спиртам; 2 группа по альдегидам; 3 группа по карбоновым кислотам; 4 группа по аминокислотам). Задание оценивается в 20 баллов.

 В качестве примера приводится работа учащихся 1-й группы 6 этапа урока

“ Это интересно… Спирты.”

Первым представителем гомологического ряда предельных одноатомных спиртов является метанол. По своему физиологическому действию метанол – нервно-сосудистый яд. Попадание в организм 5–10 мл метанола уже вызывает отравление, которое может привести к потере зрения, а доза метанола в 30 мл является летальной.
Возникает естественный вопрос: может быть, стоит вообще отказаться от широкого применения метанола и заменить его этанолом? Это сделать невозможно, т.к. метанол является сырьем для производства формальдегида и уксусной кислоты, растворителем лаков и красок.

Метанол – неплохая альтернатива бензину в качестве автомобильного топлива. Хотя его теплотворная способность в два раза меньше, чем у бензина, но он имеет высокое октановое число (125–130).

В Бразилии с бензином уже довольно успешно конкурируют метиловый и этиловый спирты, получаемые из дешевого сельскохозяйственного сырья (обмолоченных кукурузных початков).

В нашей галактике найдено гигантское облако спирта

Радиоастрономы из американской обсерватории Jodrell Bank обнаружили в космосе гигантское облако метилового спирта, сообщает Innovations Report. Облако протяженностью 463 миллиарда километров медленно обращается вокруг центральной звезды и периодически генерирует микроволновые вспышки.

Механизм вспышек ближе всего к принципу действия мазеров (или “микроволновых лазеров”) — изобретенных в середине прошлого века источников когерентных радиоволн. Внутри мазеров молекулы газа “накачиваются” излучением внешнего источника, а затем согласованно излучают. Астрономы отмечают, что так могут вести себя не только молекулы спирта, однако о химической природе облака однозначно свидетельствует спектр.

Спиртовые мазеры нашли внутри участка Млечного Пути, известного как W3OH. В нем (в отличие от более “старых” и “стабильных” областей Галактики) до сих пор интенсивно рождаются звезды, и потому его регулярно наблюдают радиоастрономы. Кроме спирта, там были также обнаружены водяные мазеры, однако они менее распространены.

По словам астрономов, прежде они были убеждены, что космические мазеры — точечные объекты, разбросанные по протяженному участку пространства. Согласно новым исследованиям, между отдельными “излучателями” радиоволн существуют гигантские спиртовые “мосты”, которые вместе и образуют облако.

Ученые говорят, что рассеянный во вселенной спирт может стать главным источником информации об областях, где рождаются звезды. Большую часть излучения поглощает космическая пыль, которая, однако, прозрачна для импульсов спиртовых мазеров.

Вехи истории .

Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н.э. – с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых, соков, дикорастущего винограда. Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия. Так, известный путешественник Н.Н.Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков. Чистый спирт начали получать в VI–VII вв. арабы и назвали его “аль коголь”, что означает “одурманивающий”.

Историю русской водки следует, видимо, начать со второй половины XIV столетия, когда в 1386 году генуэзское посольство впервые привезло виноградный спирт, названный aqua vitae, в Москву и продемонстрировало его великому князю.

Этот факт интересен прежде всего тем, что является первым документальным свидетельством о знакомстве наших предков со спиртом.

1533 - памятный год в истории русского винокурения. Именно тогда в Москве был открыт первый "царев кабак", а торговля водкой сосредоточилась в руках царских чиновников.

Середина XVIII века по праву считается вершиной в развитии русского винокурения. Этот "золотой" период в истории русской водки начался 31 марта 1755 года, когда Екатерина II своим указом определила винокурение как исключительную привилегию дворян, освободив их при этом от всякого налогообложения. Во второй половине XVIII века появилось множество сортов водки.

В начале XIX века русская водка оказалась завезенной во Францию. После поражения Наполеона и вступления русских войск в Париж в 1814 году водка появилась в ресторане "Вери", снятом российским правительством для питания генералов и офицеров армии. Так водка оказалась доступной и французской аристократии - завсегдатаям ресторана.

По классификации Всемирной организации здравоохранения алкоголь относится к наркотическим веществам. При более или менее продолжительном употреблении алкоголя у человека вырабатывается потребность в нем.

Существует мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа. Но русский историк и этнограф, знаток обычаев народа профессор Н.И.Костомаров (1817–1885) полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5–10%. Чара пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом. При Петре I пьяницам, попавшим в тюрьму, вешали на шею тяжелую чугунную медаль “3a пьянство”.

Последующее распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов, их стремлением получить как можно больше прибыли в казну от торговли спиртным.

Особо следует остановиться на потреблении пива и его последствиях. Пиво относится к слабоалкогольным напиткам (в среднем 4–5%, но есть и крепкие сорта – до 9%). Однако это не означает, что пиво безвредно. У наркологов существует термин “пивной алкоголизм”. За рубежом в среднем 21% пациентов, лечащихся от алкоголизма в наркологических клиниках, пили только пиво. Следовательно, даже употребляя только пиво, человек подвергается риску стать алкоголиком.

Кроме того, пиво, являясь первичным продуктом брожения, содержит много примесей, вредно влияющих на печень.

Отечественные ученые-криминалисты и социологи на основании результатов исследований считают, что в пьяном виде совершается примерно 93–96% преступлений. В США из более чем 5 млн ежегодных арестов почти половина связана со злоупотреблением алкоголем. Примерно такая же статистика среди заключенных: приблизительно у 50% из них причиной антисоциальных поступков стал алкоголь.
В настоящее время исследователи высказывают такие точки зрения на взаимосвязь алкоголя и агрессии:

  • алкоголь снижает процессы торможения и высвобождает насильственные импульсы;
  • алкоголь нарушает деятельность нейротрансмиттеров;
  • алкоголь приводит к дисфункции височной доли мозга, что способствует агрессивному поведению;
  • алкоголь усугубляет поведенческие нарушения у психически аномальных личностей.

Российское законодательство определяет, что лицо, совершившее преступление в состоянии алкогольного опьянения, не только не освобождается от уголовной ответственности, но, напротив, несет ее в значительно большей степени, ибо опьянение является отягчающим обстоятельством.

( Если в конце урока остается время, можно провести небольшую дискуссию о вреде алкоголя, последствиях его неправильного употребления).

7 .Итог урока.

По оценочным листам каждая группа считает количество набранных баллов, только после этого учитель знакомит учащихся с переводом баллов в отметку:

  • 62- 55 баллов отметка “5”
  • 54 - 44 балла отметка “4”
  • 43 – 31 балл отметка “3”.

8. Рефлексия.