На экране демонстрируются музыкальные кадры из фильмов времен Великой Отечественной войны: "Два бойца", "В шесть часов вечера после войны", "Небесный тихоход". На кулисах надписи: с левой стороны 1941-1945 год, с правой стороны "Песни, рожденные в боях". Над экраном в центре "С праздником Великой Победы".
На сцену выходят ведущие.
1 ведущий: Песни как люди: у каждой своя биография. Своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не задев и не растревожив. Другие вспыхнут ярко, и незаметно угаснут. И лишь немногие - долго живут и не старятся.
2 ведущий: Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далекие, что иные из них, словно волшебный смычек, прикасаются к сокровенным, невидимым струнам нашей памяти, будаража ее, становясь камертоном нашего настроения, наших
мыслей и чувств.
1 ведущий: Бегут годы. Сменяются поколения. Новое время - новые песни. Но и старые, хорошие, обязательно остаются. Они не уходят в запас.
2 ведущий: Их, эти песни не разучивают специально, не издают тысячными тиражам к юбилейным датам. Редко, а то и совсем не услышишь их по радио и в телепередачах.
А вот живут и продолжают жить они в сердце и в памяти народной, передаются из поколения в поколение.
1 ведущий: В июльские дни 1941 года на экранах кинотеатров стали демонстрироваться киносборники "Победа за нами!", где впервые прозвучала песня "На врага! За Родину - вперед!". Пел ее хор ансамбля песни и пляски ЦДЖК в сопровождении оркестра под управлением Исаака Дунаевского.
2 ведущий: Песня звучала за кадром, в то время как на экране демонстрировались боевые эпизоды. Предлагаем послушать эту песню в исполнении хора школы №236 "Вдохновение". Итак, музыка Исаака Дунаевского, слова Лебедева-Кумача "На врага! За Родину - вперед!".
(В зале выключается свет и на экране демонстрируются кадры /хроника/ начала войны. После исполнения песни, хор спускается в зрительный зал и становится участником вечера).
1 ведущий:
Враги у ворот Сталинграда.
Товарищ, враги у ворот.
Всей силой, всей яростью надо
Отбить их, разбить, побороть:
2 ведущий: В суровое и тревожное время написаны были Евгением Долматовским эти строки. 9 сентября 1942 года их опубликовала газета "Красная армия". А днем позже все та же газета поместила новое стихотворение Евгения Долматовского "Разговор Волги с Доном".
1 ведущий: В воображаемом диалоге двух великих рек поэт "дал поэтический образ разгрома фашистских войск под Сталинградом, схематически совпадавший с тем планом окружения и разгрома врага, который был осуществлен нашими войсками в 1943 году" "Разговор Волги с Доном", слова Долматовского, музыка Чемберджи.
(Все дальнейшие песни исполняются солистами хора).
2 ведущий: Сталинград, Курск, Орел, Ленинград, Москва. О каждом городе, о каждой битве написано много песен. Мы не сможем пройти мимо песни "Их было только двадцать восемь", написанной на слова Анатолия Сафронова, музыка неизвестного автора.
1 ведущий: Помните слова Михаила Светлова:
Положи на сердце эту песню,
Эту строчку каждую возьми!
Жизнь гвардейца!
Повторись!
Воскресни!
Песнею о двадцати восьми!
2 ведущий: В ста километрах от Москвы, вблизи старинного русского города Волоколамска, поезд непременно сбавляет скорость. Здесь у платформы Дубосеково, посреди неоглядного поля, внезапно возникнут и во весь рост поднимутся перед вами шесть громадных фигур воинов в каменных плащ-палатках.
1 ведущий: Без пьедесталов и постаментов навечно встали они на родной земле - последние из двадцати-восьми героев-панфиловцев, телами своими преградившие путь к столице. "Песня о двадцати восьми", музыка неизвестного автора, слова А.Сафронова.
(Звучит песня на фоне кадров о Московской битве.)
2 ведущий: В повести "Мое взрослое детство" - литературном дебюте народной артистки РСФСР Людмилы Марковны Гурченко много ярких и трогательных страниц, связанных с незабываемыми песнями той поры.
1 ведущий: Она вспоминала об импровизированных концертах перед ранеными бойцами. Песня о бесстрашном, неунывающем парне с Васильевского острова надолго осталась в памяти у многих, но, конечно же, особой популярностью она пользовалась у защитников города на Неве.
2 ведущий: Музыка Семена Лепянского, слова Николая Глейзарова "Парень с Васильевского острова".
(Звучит песня)
1 ведущий: Строки из письма участника войны Юданова Константина Михайловича:
"В 1943 году к нам на Соловки в школу юнг Северного флота приезжала бригада артистов. Солисткой у них была Евгения Соснова. Она спела нам песню про синеглазую морячку, из которой до сих пор мне помнятся такие слова:
По-над морем бродит вьюга,
Застилает горизонт.
За дружком ушла подруга
Санитаркою на фронт.
Мы, моряки, очень любили ее и меж собой так и прозвали "морячкой". Я думаю, что и нам, всем присутствующим в этом зале, будет интересно послушать эту песню.Музыка Евгения Жарковского, слова Никола Флерова "Синеглазая морячка".
(Звучит песня).
2 ведущий: Среди многочисленных реликвий военного времени есть и обычная фронтовая листовка. Более пяти десятилетий хранила ее в своем архиве известная советская писательница, заслуженный учитель искусств РСФСР Наталья Кончаловская.
1 ведущий: Выпущена была эта листовка в Алма-Ате осенью 1942 года ко дню Танкиста. Вверху призыв: "Построим таковую колонну "Алма-Ата - фронту!", под ним фотоснимок улыбающегося героя довоенного фильма "Трактористы" Клима Ярко. Еще ниже - крупно - название песни "Это парень из нашего города" и фамилии авторов: Николая Крючкова и Натальи Кончаловской.
2 ведущий: Идея сочинить ее пришла в те дни, когда в Алма-Ате на Центральной объединенной киностудии завершились съемки фильма "Парень из нашего города" и в этой картине не оказалось ни одной песни. Выступая перед воинами, уходящими на фронт, их матерями, Крючков чувствовал, что ему не хватает такой песни, и тогда он сам придумал ее. Подобрал сначала мотив, а потом попросил Наталью Кончаловскую написать стихи.
1 ведущий: Послушайте, что получилось. Музыка Николая Крючкова, стихи Натальи Кончаловской "Это парень из нашего города".
(Гаснет свет, на экране кадры из этого фильма, звучит песня)
2 ведущий: И еще об одной песне, в судьбе которой принял участие Николай Афанасьевич Крючков. Фильм "Фронт" по одноименной пьесе Корнейчука вышел на экраны в 1944 году. Один из герое - Сергей Горлов, роль которого исполнял Николай Крючков, пел песню "Шарф голубой".
1 ведущий: История создания песни очень интересна. Роль Сергея Горлова в фильме небольшая. Герой Крючкова должен был совершить подвиг. Он бросается под танк с гранатой и погибает. Но актеру хотелось расширить границы этой роли, сделать так, чтобы образ этот запомнился и полюбился зрителю.
2 ведущий: И вот родилась идея написать песню, но композитор Гавриил Попов - прекрасный симфонист, работающий над музыкой к фильму "Фронт", песен не писал. И тогда Крючков сочинил ее сам.
1 ведущий: Музыку он придумал, но нужны еще слова. Тут на помощь актеру пришел звукооператор Виктор Зорин. Он за ночь сочинил текст будущей песни про шарф голубой.
Итак, музыка Николая Крючкова, слова Виктора Зорина "Шарф голубой"
(Свет выключается, песня исполняется на фоне кадров из фильма "Фронт").
2 ведущий: В 1943-1944 годах снимается фильм Ивана Пырьева по сценарию Виктора Гусева "В шесть часов вечера после войны". Его главные герои друзья-артиллеристы. Песня "Казак уходил на войну" стала в этой картине определяющим музыкально-поэтическим лейтмотивом, а сам эпизод - одним из наиболее волнующих и запоминающихся.
1 ведущий: Премьера фильма состоялась в середине ноября 1944 года, когда шли ожесточенные бои. Но всеми картина была воспринята как, своего рода, художественное произведение нашей Победы. Ведь там, на экране, война уже кончилась. Все это гармонировало с тогдашними чувствами - ожиданием грядущей Победы.
2 ведущий: Конечно, в этом фильме сейчас можно углядеть несовершенство и художественные погрешности. Но все это утонуло в радости самого главного события, ради которого он и был задуман, снимался, и поэтому зритель простил авторам все погрешности. Он их просто не заметил.
1 ведущий: Музыка Тихона Хренникова, слова Виктора Гусева "Казак уходил на войну" (Песня исполняется на фоне кадров из фильма "В шесть часов вечера после войны", после исполнения песни свет не включается, а кадры меняются на хронику, где бойцы получают посылки из тыла).
2 ведущий: Патриотическое движение по сбору и посылке на фронт подарков для солдат, всколыхнувшее тыл с первых дней Великой Отечественной войны, отразилось в строках многих песен военных лет. Песня "Принесли мне в землянку посылку" или, как назвали ее авторы "Все равно", - пожалуй, наиболее яркая из них, более всего запомнившаяся и распространившаяся в военные годы.
1 ведущий: Поэт и драматург Цезарь Солодарь, побывав на фронте и увидев, как солдаты радовались, получая эти посылки, он решил написать об этом стихи, а композитор Юрий Милютин - музыку. Песня "Все равно" исполняет вокальная группа.
(Песня идет на фоне кадров хроники)
2 ведущий: Песни Великой Отечественной войны. Их пели не только воины, их пел весь наш народ, жил с ними, черпал в них оптимизм и силу в годину суровых испытаний.
1 ведущий: Да и могло ли быть иначе? Шла "народная священная война", и победа ковалась как на передовой, так и в глубоком тылу. Потому и песни любимые были одни и те же и у "человека с ружьем", и у тружеников заводов и пашен, и у "детей войны".
2 ведущий: Песни эти близки и дороги так же и тем, кто родился под мирным небом. И не только потому, что в них оказались затронутыми общие для военной поры настроения и надежды.
1 ведущий: В этих песнях отразилась во всей определенности краса и величие русского народа, его нравственные устои, обнажившиеся в условиях суровых испытаний.
2 ведущий: И завершить хотелось бы песней на слова Льва Ошанина, музыку Исаака Дунаевского "Ехал я из Берлина".
Примечание:
1. Кадры из фильмов и хроника демонстрируются без звука, за исключением начала, когда в зале собираются гости.
2. Вокально-хоровая группа все время находится на сцене, так же как и ведущие: они и исполнители и зрители.
Тексты песен смотрите в ПРИЛОЖЕНИИ.