Цели:
- Познакомить учащихся с основными приемами выпиливания ручным лобзиком по внешнему, внутреннему контуру.
- Ознакомить учащихся со способами наладки и регулировки лобзика; научить осуществлять окончательную обработку изделия шлифовальной шкуркой и надфилем.
- Повторить правила безопасности труда; воспитывать бережливость в расходовании материалов, аккуратность и точность в работе.
Инструменты и оборудовании: столярный верстак, лобзик, приспособления для выпиливания, струбцина, заготовки, надфиль, шлифовальная шкурка, копировальная бумага, карандаш, циркуль, шило, шаблон, рисунок.
Объект работы: детские часы. (Для обучения маленьких детей узнавать время)
Ход урока
1. Вводная часть.
В начале урока учитель напоминает учащимся, что прямолинейное пиление древесины можно осуществить с помощью ручной ножовки. После этого необходимо показать красивые изделия сложной формы, выполненные лобзиком. Учащиеся рассматривают изделия и отмечают их красоту.
Учитель с учениками вспоминает, где еще, они встречались с изделиями, выполненными лобзиком (наличники на доме в деревне, предметы быта шкатулки и др.) Затем предлагается поставить вопрос: "Каким образом можно достигнуть этого результата?" "Какой инструмент лучше использовать для работы?" "Какие приспособления при этом использовать?"
2. Изложение нового программного материала.
Лобзик состоит из рамки (1) с ручкой (2), верхним (3) и нижним (4) зажимными винтами. Между зажимными винтами натягивается и крепится узкая и тонкая стальная пилка с наклоном зубьев в сторону ручки.
Для стягивания рамки перед креплением пилки применяют эксцентриковый зажим. (Рисунок 2) После закрепления пилки винтами эксцентриковый механизм снимают. Пилка под действием рамки натягивается. Сжимать рамку можно и вручную. (Объяснение сопровождать показом приемов) Для этого один конец рамки упирают в крышку стола, левой рукой нажимают на другой конец рамки, а правой закрепляют пилку зажимными винтами.
Разметку линий выпиливания на заготовке осуществляют обычно с рисунка при помощи копировальной бумаги. При выпиливании лобзиком в заднем зажиме верстака крепят специальный выпиловочный столик. Заготовку укладывают на столе и придерживают левой рукой, а правой выпиливают.
Если необходимо выпилить внутренний контур заготовки, то в ней прокалывают шилом или высверливают отверстие в вырезаемой части. В него заводят снизу верхний конец пилки, рамку лобзика сжимают и крепят пилку. Заготовку прижимают к выпиловочному столику сверху и лобзиком выпиливают контур по линии разметки. (Учитель показывает, как это делается.)
Лобзик перемещают вниз и вверх без перекосов пилки с легким нажимом, чтобы не поломать ее. После выпиливания заготовки по внутренним очертаниям пилку раскрепляют и вынимают лобзик. Наружный контур обычно опиливают в последнюю очередь, чтобы не поломать его выступающие части. Зачищать вырезанные участки заготовки нужно шлифовальной шкуркой или надфилями.
3. Текущий инструктаж.
- Учитель знакомит детей с правилами безопасности труда.
- Работу выполнять хорошо подготовленным лобзиком.
- Не "заваливать" лобзик во время пиления!
- Следи, чтобы рука, удерживающая заготовку, не попала под пилку!
- Не торопись и не нажимай сильно на пильное полотно.
- Не сдувай опилки, по окончании работы применяй щетку-сметку.
4. Объяснение практической работы.
Ребята сегодня на уроке мы с вами будим выполнять часы. Учитель показывает нарисованные часы и заинтересовывает учащихся. Дети рассматривают предложенную картинку, определяют количество деталей.
Детям раздаются технологическая карта, которая предварительно была сделана учителем.
В беседе с учениками учитель проговаривает каждый этап выполнения работы.
Последовательность выполнения работы.
- На листе фанеры размечается при помощи циркуля 2 окружности O 200мм.
- Выпиливаются
- Поверхность одной окружности разбивают на 12 частей (по шаблону)
- Распределить правильно как на часах цифры и обвести по контуру (по шаблону)
- В намеченных цифрах делаются отверстия и цифры выпиливаются по внутреннему контуру.
- В центре окружности просверливается отверстие.
- Первую окружность склеивают со второй.
- На листе фанеры размечаются цифры и стрелки (по шаблону) и выпиливаются по внешнему контуру. В стрелках посверлить отверстие.
- Цифры и стрелки разукрашиваются разными цветами и для удобства оборудуются силовыми кнопками.
- На часах внутри рисуется изображение клоуна, оно разукрашивается.
- В гнезда вставляются цифры.
- В центре вставляются стрелки (руки).
Технологическая карта.
№ п\п |
Последовательность операций |
Инструменты и приспособления |
1 | Выбрать трехслойную фанеру толщиной 40мм | Линейка карандаш |
2 | На заготовке разметить 2 окружности O200 мм | Карандаш, циркуль, линейка |
3 | Выпилить намеченные окружности. | лобзик |
4 | Зачистить поверхность. | Наждачная бумага, надфили. |
5 | Поверхность одной окружности разбить на 12 частей (по шаблону) | Шаблон, карандаш |
6 | По разметке распределить цифры как на циферблате. Наметить цифры по контуру. | Шаблон, карандаш |
7 | Выпилить цифры по внутреннему контуру. | лобзик |
8 | Зачистить поверхность. | Наждачная бумага, надфили. |
9 | В центре этой заготовке сделать отверстие O10мм | Сверло, коловорот |
10 | Первую и вторую окружность склеить. | Клей ПВА |
11 | Зачистить поверхность. | Наждачная бумага, надфили. |
12 | На трехслойной фанере цифры обвести по контуру. | Шаблон, карандаш |
13 | Выпилить намеченные цифры по внешнему контуру. | лобзик |
14 | Зачистить поверхность цифр. | Наждачная бумага, надфили. |
15 | Разукрасить цифры. | Краски, кисть |
16 | В центре цифр закрепить силовые кнопки. | Силовые кнопки |
17 | На трехслойной фанере стрелки обвести по контуру. | Шаблон, карандаш |
18 | Выпилить намеченные стрелки по внешнему контуру. | лобзик |
19 | Зачистить поверхность. | Наждачная бумага, надфили. |
20 | Сделать отверстие O10мм | Сверло, коловорот |
21 | Разукрасить стрелки. | Краски, кисть |
22 | На циферблат нанести изображение клоуна и разукрасить. | Краски, кисть |
23 | Все детали покрыть лаком. | Лак, кисть |
24 | Собрать изделие. |
5. Подведение итогов.
Учитель с учениками рассматривает выполненное изделие. Отмечает качество выполненной работы, выявляет недостатки и способы их устранения.
6. Закрепление пройденного материала.
7. Уборка кабинета.