Цель урока: систематизировать знания и умения обучающихся, в написании сочинения по заданной теме на основе собственных наблюдений за приметами весны.
Задачи урока:
- Обобщить знания обучающихся о приметах и красках весны.
- Совершенствовать умение строить текст, развивать наблюдательность и творческое мышление, обогатить словарный запас обучающихся, развивать устную и письменную речь.
- Воспитывать любовь к природе, к окружающему миру.
Ход урока
I. Релаксация (на фоне мелодии "Одинокий пастух" проговаривается текст).
У: В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце у себя. Закройте глаза.
Представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствует, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце! Оно несет тепло всем, всем! (во время релаксации к доске крепится солнце).
У: Открываем глаза. Вы чувствуете, как теплее и светлее стало в классе? Что нового появилось?
Д: На доске появилось солнце.
У:
Если все вокруг проснулось,
И друг другу улыбнулось,
Ручейки звенят вокруг:
"Пробудись скорее, друг!"
Светит солнышко в глаза,
Значит, к нам пришла:
Д: Весна! (на доске появляется слово "весна").
У: Весна - прекрасное время года. Новые звуки, краски, запахи дарит нам она. Приход весны вдохновлял художников, поэтов, композиторов. Сколько замечательных произведений посвятили они этому удивительному времени года!
II. Постановка цели урока.
У: Сегодня на уроке мы создадим свое уникальное произведение - рукописную книгу. А кто мне подскажет, что такое - рукописная книга?
Д: Это книга, написанная от руки.
У: Книга будет состоять из ваших рукописей - сочинений. Как вы думаете, о чем мы будем писать?
Д: О весне!
У: (Демонстрация обложки). Книгу мы так и назовем "Весна идет", и тема сочинения - "Весна идет". (Запись темы на доске и на листках)
У: А как мы замечаем приход весны? Давайте послушаем весенние звуки, они подскажут, что же изменилось в природе (прослушивание звуков весеннего леса).
Д: Теплеет. Тает снег. Бегут ручьи. Зеленеет трава. Деревья покрываются листьями. Цветут первоцветы. Прилетают птицы. (по ходу ответов обучающихся оформляется доска: крепятся ручей, первоцветы, птицы, березка).
III. Подготовительный этап.
У: Мы создали весеннюю полянку. Теперь нам нужно ее описать. Какой тип текста мы будем использовать?
Д: Описание.
У: А какая часть речи делает текст более ярким, выразительным?
Д: прилагательные.
У: Вспомните, из каких частей обычно состоит текст?
Д: Он состоит из трех частей:
- 1 часть - вступление.
- 2 часть - основная.
- 3 часть - заключение.
(По ходу ответов вывешиваю на доску таблички с названием частей).
IV. Работа с кубиками, составление плана и устного рассказа.
У: У вас на партах лежат кубики. Они послужат вам основой для составления плана сочинения. У каждой группы четыре кубика, на сторонах которых даны опорные предложения и фразы о четырех временах года: осень, зима, весна, лето. Вам нужно выбрать весеннюю тему. (Проверка)
Д: (зачитывают):
- Весна идет.
- На весенней полянке весна в разгаре.
- О небе:
- О весенней березке:
- О вернувшихся птицах:
- О весеннем ручье:
- О первоцветах:
- Все празднуют приход весны.
У: Теперь давайте восстановим последовательность материала, опираясь на основные части текста.
1 часть - вступление. Как она обозначена на кубике?
Д: Весна идет.
(Учитель записывает на доске название первой части плана, далее проходит обсуждение по содержанию первой части плана и орфографическая минутка)
2 часть - основная - она обозначена на двух кубиках. Какой из них будет первый?
Д: На весенней полянке весна в разгаре.
У: Что на весенней полянке?
Д: Небо, солнышко, первоцветы, первые птицы, ручеек. (Обсуждение второй части аналогично первой).
У: Осталась 3 часть - заключение. Находим ее обозначение на кубике.
Д: Все празднуют приход весны.
У: В этой части важно подвести итог и выразить в ней ликование природы, ваше отношение к волшебству весны. (Обсуждение третьей части).
У: Молодцы! Встали. Давайте передохнем: сходим на нашу весеннюю полянку и послушаем, как она разговаривает.
V. Физ.пауза.
У:
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде "Раз!".
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде: "Два!".
Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
В стороны руки.
Плавно помашем - это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем - крылья сложим назад.
У: Присаживаемся. (звучит фонограмма записи звуков весеннего леса").
У: Что вы услышали?
Д: Пение птиц, журчание ручья, шелест листьев.
У: Видите, вся природа ликует - весна идет!
VI. Самостоятельная работа обучающихся (15 минут).
У: Мы создали весеннюю полянку, увидели, как весна своим приходом преобразила природу. Услышали звуки весеннего леса. Сейчас, опираясь на план и опорные слова, вы напишите свое сочинение. Я вам предлагаю взять для письма ручку того цвета, с каким настроением будете писать свою работу. Если будут возникать вопросы, поднимите сигнальную карточку.
VII. Итог. Анализ работы.
У: Есть желающие прочитать свое сочинение? Мы рады будем их послушать.
Д: (обучающиеся зачитывают свои работы).
У: Спасибо, сочинения получились яркими, неповторимыми, каждый постарался раскрыть тему прихода весны. Давайте соберем нашу рукописную книгу. Посмотрите, она получилась яркая, разноцветная, видно, что писали вы ее с весенним настроением. Я желаю вам творческих успехов. Хочется, чтобы у вас появилось желание продолжить создание рукописных книг и о лете, и об осени, и о зиме, которую вы будете хранить в творческой копилке класса. Спасибо вам за урок!