Урок развития речи в 4-м классе по теме "Сочинение "Весна идет"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: систематизировать знания и умения обучающихся, в написании сочинения по заданной теме на основе собственных наблюдений за приметами весны.

Задачи урока:

  • Обобщить знания обучающихся о приметах и красках весны.
  • Совершенствовать умение строить текст, развивать наблюдательность и творческое мышление, обогатить словарный запас обучающихся, развивать устную и письменную речь.
  • Воспитывать любовь к природе, к окружающему миру.

Ход урока

I. Релаксация (на фоне мелодии "Одинокий пастух" проговаривается текст).

У: В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце у себя. Закройте глаза.

Представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствует, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце! Оно несет тепло всем, всем! (во время релаксации к доске крепится солнце).

У: Открываем глаза. Вы чувствуете, как теплее и светлее стало в классе? Что нового появилось?

Д: На доске появилось солнце.

У:

Если все вокруг проснулось,
И друг другу улыбнулось,
Ручейки звенят вокруг:
"Пробудись скорее, друг!"
Светит солнышко в глаза,
Значит, к нам пришла:

Д: Весна! (на доске появляется слово "весна").

У: Весна - прекрасное время года. Новые звуки, краски, запахи дарит нам она. Приход весны вдохновлял художников, поэтов, композиторов. Сколько замечательных произведений посвятили они этому удивительному времени года!

II. Постановка цели урока.

У: Сегодня на уроке мы создадим свое уникальное произведение - рукописную книгу. А кто мне подскажет, что такое - рукописная книга?

Д: Это книга, написанная от руки.

У: Книга будет состоять из ваших рукописей - сочинений. Как вы думаете, о чем мы будем писать?

Д: О весне!

У: (Демонстрация обложки). Книгу мы так и назовем "Весна идет", и тема сочинения - "Весна идет". (Запись темы на доске и на листках)

У: А как мы замечаем приход весны? Давайте послушаем весенние звуки, они подскажут, что же изменилось в природе (прослушивание звуков весеннего леса).

Д: Теплеет. Тает снег. Бегут ручьи. Зеленеет трава. Деревья покрываются листьями. Цветут первоцветы. Прилетают птицы. (по ходу ответов обучающихся оформляется доска: крепятся ручей, первоцветы, птицы, березка).

III. Подготовительный этап.

У: Мы создали весеннюю полянку. Теперь нам нужно ее описать. Какой тип текста мы будем использовать?

Д: Описание.

У: А какая часть речи делает текст более ярким, выразительным?

Д: прилагательные.

У: Вспомните, из каких частей обычно состоит текст?

Д: Он состоит из трех частей:

  • 1 часть - вступление.
  • 2 часть - основная.
  • 3 часть - заключение.

(По ходу ответов вывешиваю на доску таблички с названием частей).

IV. Работа с кубиками, составление плана и устного рассказа.

У: У вас на партах лежат кубики. Они послужат вам основой для составления плана сочинения. У каждой группы четыре кубика, на сторонах которых даны опорные предложения и фразы о четырех временах года: осень, зима, весна, лето. Вам нужно выбрать весеннюю тему. (Проверка)

Д: (зачитывают):

  • Весна идет.
  • На весенней полянке весна в разгаре.
  • О небе:
  • О весенней березке:
  • О вернувшихся птицах:
  • О весеннем ручье:
  • О первоцветах:
  • Все празднуют приход весны.

У: Теперь давайте восстановим последовательность материала, опираясь на основные части текста.

1 часть - вступление. Как она обозначена на кубике?

Д: Весна идет.

(Учитель записывает на доске название первой части плана, далее проходит обсуждение по содержанию первой части плана и орфографическая минутка)

2 часть - основная - она обозначена на двух кубиках. Какой из них будет первый?

Д: На весенней полянке весна в разгаре.

У: Что на весенней полянке?

Д: Небо, солнышко, первоцветы, первые птицы, ручеек. (Обсуждение второй части аналогично первой).

У: Осталась 3 часть - заключение. Находим ее обозначение на кубике.

Д: Все празднуют приход весны.

У: В этой части важно подвести итог и выразить в ней ликование природы, ваше отношение к волшебству весны. (Обсуждение третьей части).

У: Молодцы! Встали. Давайте передохнем: сходим на нашу весеннюю полянку и послушаем, как она разговаривает.

V. Физ.пауза.

У:

На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде "Раз!".
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде: "Два!".
Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
В стороны руки.
Плавно помашем - это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем - крылья сложим назад.

У: Присаживаемся. (звучит фонограмма записи звуков весеннего леса").

У: Что вы услышали?

Д: Пение птиц, журчание ручья, шелест листьев.

У: Видите, вся природа ликует - весна идет!

VI. Самостоятельная работа обучающихся (15 минут).

У: Мы создали весеннюю полянку, увидели, как весна своим приходом преобразила природу. Услышали звуки весеннего леса. Сейчас, опираясь на план и опорные слова, вы напишите свое сочинение. Я вам предлагаю взять для письма ручку того цвета, с каким настроением будете писать свою работу. Если будут возникать вопросы, поднимите сигнальную карточку.

VII. Итог. Анализ работы.

У: Есть желающие прочитать свое сочинение? Мы рады будем их послушать.

Д: (обучающиеся зачитывают свои работы).

У: Спасибо, сочинения получились яркими, неповторимыми, каждый постарался раскрыть тему прихода весны. Давайте соберем нашу рукописную книгу. Посмотрите, она получилась яркая, разноцветная, видно, что писали вы ее с весенним настроением. Я желаю вам творческих успехов. Хочется, чтобы у вас появилось желание продолжить создание рукописных книг и о лете, и об осени, и о зиме, которую вы будете хранить в творческой копилке класса. Спасибо вам за урок!