Урок чтения в 4-м классе по теме "А.С. Пушкин "Гонимы вешними лучами"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Образовательная:

  • на примере данного произведения показать особенности мастерства А.С.Пушкина в создании художественного образа весны;

Воспитательная:

  • прививать любовь к русской поэзии;

Развивающие:

  • развивать эстетические чувства, образное мышление;
  • развивать навык выразительного чтения поэтического произведения.

Оборудование:

  • портреты А.С.Пушкина и И.А.Бунина;
  • словарная работа;
  • текст речевых упражнений;
  • фотоиллюстрации.

Ход урока

I. Орг. Момент.

II. Аутотренинг.

  1. Я отправлюсь в гости к весне.
  2. Я буду внимателен,
  3. Я все замечу и запомню.
  4. Я возьму с собой хорошее настроение.
  5. Я хочу узнать новое!
  6. Я очень хочу узнать новое!
  7. Я хочу работать!
  8. Я готов!

III. Речевые упражнения:

Записи на доске:

во ре Напоил -напоены
кво тре Забыл -в забытьи
скво стре  
сквозь встре С окрестных гор
  встречает  

Учитель.: - Подготовим свой речевой аппарат к работе.

а) чтение столбиков;

б) чтение слов;

в) повторение скороговорки.

"Апрель ленивого не любит, проворного приголубит"

хором;

-в паре;

1-2 вслух.

IV. Проверка домашнего задания (И.Бунин, "Бушует талая вода") (портрет И.Бунина)

Бушует талая вода,
Шумит и глухо и протяжно,
Грачей пролетные стада
Кричат и весело и важно,
Дымятся чёрные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу "зайчики" трепещут:
Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.

- С каким чувством пишет поэт о весне?

- Какими словами и выражениями он передал эти чувства?

- Мы знаем, что Бунин - мастер красок, звуков и даже запахов. Какие звуки весны вы услышали? А какие запахи описал поэт?

- Сосредоточьтесь и передайте то, о чем мы говорили, в своем чтении (3-4 чел. читают наизусть стихотворение)

- Удалось ли читающему это передать? ( учащиеся оценивают чтение стихотворения и выбирают лучшего чтеца).

V. Создание ситуации успеха.

Нет ни одного известного поэта, чью душу не затронула бы картина природы, оживающей весной. И мы с вами знаем много стихотворений о весне, многие из которых являются нашими любимыми.

Вот мне нравится:

Плакала Снегурочка,
Зиму провожая.
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала,
Трогая березы,
Выросли подснежники -
Снегурочкины слезы.
(Т.Белозеров)

- Кто-нибудь из вас поддержит меня, прочитав стихотворение о весне? (2-3 чел.)

- Какие это разные стихотворения, хотя тема одна. А если бы они все были одинаковы, было бы скучно.

- А почему эти стихотворения все хорошие, но все разные? От чего это зависит? (свободные высказывания учащихся)

- Ребята, давайте вспомним, какими изобразительными средствами пользуются поэты при создании образа весны? (ученики перечисляют приёмы и приводят примеры)

Учитель вывешивает на доске карточки со словами:

  • Олицетворение
  • Эпитеты (для передачи настроения)
  • Повторы (используются поэтами)
  • Сравнение
  • Противопостваление

- С какой целью поэты применяют эти средства?

Те средства, которые мы с вами назвали, используют многие поэты. А стихи не бывают одинаковыми. Одним из величайших мастеров стихотворений, человеком, который художественным словом мог передать целый мир, в том числе и мир весны, был А.С.Пушкин.

(На доске закрепляется портрет поэта)

Тема нашего урока "А.С.Пушкин. Гонимы вешними лучами:)

- Хотите познакомиться с его произведением и открыть особенности его мастерства при создании образа весны?

VI. Новый материал.

1.Чтение учителем стихотворения наизусть.

- Какой вы представили весну Пушкинскую?

(солнечная, дружная, пестрая, звонкая и др.)

2.Самостоятельное чтение.

- Подчеркните незнакомые, пока непонятные вам слова,

- Попытайтесь определить, какими изобразительными средствами пользуется Пушкин, рисуя картины весны, какой мы её увидели? (дети читают, подчёркивают непонятные слова, определяют места пауз)

3. Проверка. Словарная работа.

- Какие незнакомые, непонятные пока вам слова использовал поэт в стихотворении?

(На дополнительной доске:

Келья - отдельная комната монаха в монастыре.

Дань - налог, взимаемый победителем с побежденного народа.

В безмолвии - в полной тишине).

- Какие изобразительные средства он использует?

- А как вы думаете, тот набор языковых средств, который назван, гарантирует, что стихотворение будет удачно?

Для того, чтобы разобраться в особенностях мастерства Пушкина, нужно проанализировать стихотворение.

VII. Идейно-художественный анализ произведения.

а) - Прочитайте про себя и выделите первую весеннюю картину, которую можно представить?

- Кто нашел?

- Прочитайте.

- С помощью каких образов поэт рисует картину весеннего таяния снега? (снега, ручьи)

На доске: ": на залитые водой луга", " весенними лучами."

- Подбери синонимичные выражения у Пушкина к записанным на доске выражениям.

- Можно ли заменить этими выражениями строчки в стихах? (нет, так как нет рифмы, исчезает поэтический образ).

"Потопленные", также как и слово "гонимы" употреблялось больше в пушкинские времена, чем сейчас.

Одно слово вмещает целую картину природы.

Гонимы вешними лучами,/
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями/
На потопленные луга.//

- Вчитайтесь еще раз. Подумайте, с каким чувством надо читать эту строфу? ( с радостью - ученики делают пометку на полях учебника)

- Что бы вы хотели еще передать в своем чтении? (Природа живая, она изменяется. Движение.)

Построчное чтение строфы (хором)

(Учащиеся определяют слово, несущее в себе логическое ударение и подчеркивают его карандашом)

- Найдите ключевые слова для этой картины (ручьями снег)

Отработка выразительного чтения в парах.

- Вчитайтесь еще раз. Попробуйте передать в своем чтении всё то, о чем мы сейчас говорили.

Чтение в парах.

2-3 ученика читают вслух.

- Кому наиболее точно удалось передать в своем чтении то, о чём мы говорили?

- А как бы вы прочитали? (читают 1-2 ученика)

- Какую следующую картину весенней природы рисует А.С.Пушкин?

Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года

- Какое настроение создают эти строчки?

- Какими изобразительными средствами пользуется А.С.Пушкин, чтобы передать это? (олицетворение, метафора)

- А картина ли это? Прочтите еще раз.

- Это лирическое отступление в стихотворении, рассуждение о весеннем настроении. Лирический герой радуется встрече с весной.

- Какую следующую картину рисует поэт? (Синея блещут небеса)

- Как вы понимаете выражение "блещут небеса"? (небеса смотрятся, как новенькие, чистые; блеск лучей солнца слепит глаза и поэтому на небеса больно смотреть; такое небо можно увидеть только весной).

- С каким чувством поэт рисует небеса? (с радостью, с восхищением -дети делают пометку на полях учебника)

- На какие слова падает логическое ударение?

- Найдите ключевое слово (небеса)

- Подготовьте выразительное чтение этой картины ( чтение в парах)

Проверка чтения (1-3 уч-ся читают вслух).

- Кукую еще картину рисует А.С.Пушкин?

Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.

- А какую образную картину вы представили? (словесное рисование учащихся)

- С каким чувством поэт описывает леса? (с нежностью, он любуется этой картиной)

- Какой прием использует поэт, чтобы передать это? (сравнение: первые листочки сравнил с зеленым пухом).

- Какая из фотоиллюстраций наиболее созвучна со словами Пушкина?

- На какие слова падает логическое ударение? (леса)

- Найдите ключевое слово для этой картины (леса - дети обводят слово)

- Кукую еще картину рисует поэт?

Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.

- Как вы думаете, какие чувства испытывает поэт при виде первой пчелы? (радость, удивление, умиление)

- С каким чувством поэт описывает леса? (с нежностью, он любуется этой картиной)

- За какой "данью полевой" летит пчела? (Пчела опыляет цветок, а тот отдает ей за это дань - сладкий нектар).

- На какие слова падает логическое ударение? (данью, летит)

- Найдите ключевое слово для этой картины (пчела - дети обводят слово)

- Подготовьте выразительное чтение этой картины ( чтение в парах)

Проверка чтения (1-3 уч-ся читают вслух).

- Кукую еще картину рисует поэт?

Долины сохнут и пестреют

- Как вы понимаете слово "долины"? (На доп. доске: Долина - удлиненная впадина вдоль речного русла или среди гор)

- Что вы себе представили? (на лугах подсыхает земля, на высоких местах сухо, зеленеет травка, пестреют первые цветочки)

- С каким чувством будем читать? (радость, любование)

- Найдите ключевое слово для этой картины (долины - дети обводят слово)

- Подготовьте выразительное чтение этой картины ( чтение в парах)

- На какие слова падает логическое ударение? (сохнут, пестреют)

- Подготовьте выразительное чтение этой картины ( чтение в парах)

Проверка чтения (1-3 уч-ся читают вслух).

- Кукую следующую картину рисует поэт?

стада шумят

- Каким словом поэт передает настроение стада? ( шумят)

- Какое это настроение? (радостное)

- Какие звуки услышал поэт? (звук колокольчиков, веселое мычание коров, топот копыт)

- Передайте это все в своем чтении ( 1-2 учащихся выразительно читают)

- Кукую следующую картину рисует поэт?

(:и соловей уж пел в безмолвии ночей)

- Видим ли мы на этой картине соловья? ( нет, скорее - мы представляем себе, как маленькая птичка сидит в кустах и поет; а поэт стоит и, завороженный песней соловушки, слушает).)

- Какое чувство вызывает эта песня у поэта? (нежность, восхищение)

- Какое ключевое слово выберем? (соловей)

- На какие слова падает логическое ударение?

- Подготовьте выразительное чтение в паре.

По ходу анализа стихотворения на доске появляются таблички с ключевыми словами:

  • небеса
  • леса
  • долины
  • пчела
  • стада
  • соловей

- Что же представляет собой стихотворение поэта? (цепь картин)

- Как они подаются Пушкиным? (последовательно)

- С какой целью поэт использует последовательную смену картин? (он старается показать весну живой, яркой и шумной; рассматривает весеннюю природу в движении)

- Что же представляет собой стихотворение поэта? (цепь картин)

- Что же представляет собой стихотворение поэта? (цепь картин)

- Сменой картин природы Пушкин создал свой, неповторимый образ весны. Не в этом ли мастерство поэта?

- Ребята, какие картины мы с вами увидели как бы с высоты?

- А какие картины, нарисованные поэтом, можно увидеть, если только как следует вглядеться в них?

- Каждая из этих картин несет в себе своё настроение. Общим является лишь чувство радости.

- Подготовьте выразительное чтение всего стихотворения (читают 1-2 ученика)

VIII. Итог урока.

- Какое открытие на уроке вы сделали для себя?

- Кому захотелось выучить стихотворение наизусть?