Цели урока:
Образовательная:
- на примере данного произведения показать особенности мастерства А.С.Пушкина в создании художественного образа весны;
Воспитательная:
- прививать любовь к русской поэзии;
Развивающие:
- развивать эстетические чувства, образное мышление;
- развивать навык выразительного чтения поэтического произведения.
Оборудование:
- портреты А.С.Пушкина и И.А.Бунина;
- словарная работа;
- текст речевых упражнений;
- фотоиллюстрации.
Ход урока
I. Орг. Момент.
II. Аутотренинг.
- Я отправлюсь в гости к весне.
- Я буду внимателен,
- Я все замечу и запомню.
- Я возьму с собой хорошее настроение.
- Я хочу узнать новое!
- Я очень хочу узнать новое!
- Я хочу работать!
- Я готов!
III. Речевые упражнения:
Записи на доске:
во | ре | Напоил -напоены |
кво | тре | Забыл -в забытьи |
скво | стре | |
сквозь | встре | С окрестных гор |
встречает |
Учитель.: - Подготовим свой речевой аппарат к работе.
а) чтение столбиков;
б) чтение слов;
в) повторение скороговорки.
"Апрель ленивого не любит, проворного приголубит"
хором;
-в паре;
1-2 вслух.
IV. Проверка домашнего задания (И.Бунин, "Бушует талая вода") (портрет И.Бунина)
Бушует талая вода,
Шумит и глухо и протяжно,
Грачей пролетные стада
Кричат и весело и важно,
Дымятся чёрные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу "зайчики" трепещут:
Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.
- С каким чувством пишет поэт о весне?
- Какими словами и выражениями он передал эти чувства?
- Мы знаем, что Бунин - мастер красок, звуков и даже запахов. Какие звуки весны вы услышали? А какие запахи описал поэт?
- Сосредоточьтесь и передайте то, о чем мы говорили, в своем чтении (3-4 чел. читают наизусть стихотворение)
- Удалось ли читающему это передать? ( учащиеся оценивают чтение стихотворения и выбирают лучшего чтеца).
V. Создание ситуации успеха.
Нет ни одного известного поэта, чью душу не затронула бы картина природы, оживающей весной. И мы с вами знаем много стихотворений о весне, многие из которых являются нашими любимыми.
Вот мне нравится:
Плакала Снегурочка,
Зиму провожая.
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала,
Трогая березы,
Выросли подснежники -
Снегурочкины слезы.
(Т.Белозеров)
- Кто-нибудь из вас поддержит меня, прочитав стихотворение о весне? (2-3 чел.)
- Какие это разные стихотворения, хотя тема одна. А если бы они все были одинаковы, было бы скучно.
- А почему эти стихотворения все хорошие, но все разные? От чего это зависит? (свободные высказывания учащихся)
- Ребята, давайте вспомним, какими изобразительными средствами пользуются поэты при создании образа весны? (ученики перечисляют приёмы и приводят примеры)
Учитель вывешивает на доске карточки со словами:
- Олицетворение
- Эпитеты (для передачи настроения)
- Повторы (используются поэтами)
- Сравнение
- Противопостваление
- С какой целью поэты применяют эти средства?
Те средства, которые мы с вами назвали, используют многие поэты. А стихи не бывают одинаковыми. Одним из величайших мастеров стихотворений, человеком, который художественным словом мог передать целый мир, в том числе и мир весны, был А.С.Пушкин.
(На доске закрепляется портрет поэта)
Тема нашего урока "А.С.Пушкин. Гонимы вешними лучами:)
- Хотите познакомиться с его произведением и открыть особенности его мастерства при создании образа весны?
VI. Новый материал.
1.Чтение учителем стихотворения наизусть.
- Какой вы представили весну Пушкинскую?
(солнечная, дружная, пестрая, звонкая и др.)
2.Самостоятельное чтение.
- Подчеркните незнакомые, пока непонятные вам слова,
- Попытайтесь определить, какими изобразительными средствами пользуется Пушкин, рисуя картины весны, какой мы её увидели? (дети читают, подчёркивают непонятные слова, определяют места пауз)
3. Проверка. Словарная работа.
- Какие незнакомые, непонятные пока вам слова использовал поэт в стихотворении?
(На дополнительной доске:
Келья - отдельная комната монаха в монастыре.
Дань - налог, взимаемый победителем с побежденного народа.
В безмолвии - в полной тишине).
- Какие изобразительные средства он использует?
- А как вы думаете, тот набор языковых средств, который назван, гарантирует, что стихотворение будет удачно?
Для того, чтобы разобраться в особенностях мастерства Пушкина, нужно проанализировать стихотворение.
VII. Идейно-художественный анализ произведения.
а) - Прочитайте про себя и выделите первую весеннюю картину, которую можно представить?
- Кто нашел?
- Прочитайте.
- С помощью каких образов поэт рисует картину весеннего таяния снега? (снега, ручьи)
На доске: ": на залитые водой луга", " весенними лучами."
- Подбери синонимичные выражения у Пушкина к записанным на доске выражениям.
- Можно ли заменить этими выражениями строчки в стихах? (нет, так как нет рифмы, исчезает поэтический образ).
"Потопленные", также как и слово "гонимы" употреблялось больше в пушкинские времена, чем сейчас.
Одно слово вмещает целую картину природы.
Гонимы вешними лучами,/
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями/
На потопленные луга.//
- Вчитайтесь еще раз. Подумайте, с каким чувством надо читать эту строфу? ( с радостью - ученики делают пометку на полях учебника)
- Что бы вы хотели еще передать в своем чтении? (Природа живая, она изменяется. Движение.)
Построчное чтение строфы (хором)
(Учащиеся определяют слово, несущее в себе логическое ударение и подчеркивают его карандашом)
- Найдите ключевые слова для этой картины (ручьями снег)
Отработка выразительного чтения в парах.
- Вчитайтесь еще раз. Попробуйте передать в своем чтении всё то, о чем мы сейчас говорили.
Чтение в парах.
2-3 ученика читают вслух.
- Кому наиболее точно удалось передать в своем чтении то, о чём мы говорили?
- А как бы вы прочитали? (читают 1-2 ученика)
- Какую следующую картину весенней природы рисует А.С.Пушкин?
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года
- Какое настроение создают эти строчки?
- Какими изобразительными средствами пользуется А.С.Пушкин, чтобы передать это? (олицетворение, метафора)
- А картина ли это? Прочтите еще раз.
- Это лирическое отступление в стихотворении, рассуждение о весеннем настроении. Лирический герой радуется встрече с весной.
- Какую следующую картину рисует поэт? (Синея блещут небеса)
- Как вы понимаете выражение "блещут небеса"? (небеса смотрятся, как новенькие, чистые; блеск лучей солнца слепит глаза и поэтому на небеса больно смотреть; такое небо можно увидеть только весной).
- С каким чувством поэт рисует небеса? (с радостью, с восхищением -дети делают пометку на полях учебника)
- На какие слова падает логическое ударение?
- Найдите ключевое слово (небеса)
- Подготовьте выразительное чтение этой картины ( чтение в парах)
Проверка чтения (1-3 уч-ся читают вслух).
- Кукую еще картину рисует А.С.Пушкин?
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
- А какую образную картину вы представили? (словесное рисование учащихся)
- С каким чувством поэт описывает леса? (с нежностью, он любуется этой картиной)
- Какой прием использует поэт, чтобы передать это? (сравнение: первые листочки сравнил с зеленым пухом).
- Какая из фотоиллюстраций наиболее созвучна со словами Пушкина?
- На какие слова падает логическое ударение? (леса)
- Найдите ключевое слово для этой картины (леса - дети обводят слово)
- Кукую еще картину рисует поэт?
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
- Как вы думаете, какие чувства испытывает поэт при виде первой пчелы? (радость, удивление, умиление)
- С каким чувством поэт описывает леса? (с нежностью, он любуется этой картиной)
- За какой "данью полевой" летит пчела? (Пчела опыляет цветок, а тот отдает ей за это дань - сладкий нектар).
- На какие слова падает логическое ударение? (данью, летит)
- Найдите ключевое слово для этой картины (пчела - дети обводят слово)
- Подготовьте выразительное чтение этой картины ( чтение в парах)
Проверка чтения (1-3 уч-ся читают вслух).
- Кукую еще картину рисует поэт?
Долины сохнут и пестреют
- Как вы понимаете слово "долины"? (На доп. доске: Долина - удлиненная впадина вдоль речного русла или среди гор)
- Что вы себе представили? (на лугах подсыхает земля, на высоких местах сухо, зеленеет травка, пестреют первые цветочки)
- С каким чувством будем читать? (радость, любование)
- Найдите ключевое слово для этой картины (долины - дети обводят слово)
- Подготовьте выразительное чтение этой картины ( чтение в парах)
- На какие слова падает логическое ударение? (сохнут, пестреют)
- Подготовьте выразительное чтение этой картины ( чтение в парах)
Проверка чтения (1-3 уч-ся читают вслух).
- Кукую следующую картину рисует поэт?
стада шумят
- Каким словом поэт передает настроение стада? ( шумят)
- Какое это настроение? (радостное)
- Какие звуки услышал поэт? (звук колокольчиков, веселое мычание коров, топот копыт)
- Передайте это все в своем чтении ( 1-2 учащихся выразительно читают)
- Кукую следующую картину рисует поэт?
(:и соловей уж пел в безмолвии ночей)
- Видим ли мы на этой картине соловья? ( нет, скорее - мы представляем себе, как маленькая птичка сидит в кустах и поет; а поэт стоит и, завороженный песней соловушки, слушает).)
- Какое чувство вызывает эта песня у поэта? (нежность, восхищение)
- Какое ключевое слово выберем? (соловей)
- На какие слова падает логическое ударение?
- Подготовьте выразительное чтение в паре.
По ходу анализа стихотворения на доске появляются таблички с ключевыми словами:
- небеса
- леса
- долины
- пчела
- стада
- соловей
- Что же представляет собой стихотворение поэта? (цепь картин)
- Как они подаются Пушкиным? (последовательно)
- С какой целью поэт использует последовательную смену картин? (он старается показать весну живой, яркой и шумной; рассматривает весеннюю природу в движении)
- Что же представляет собой стихотворение поэта? (цепь картин)
- Что же представляет собой стихотворение поэта? (цепь картин)
- Сменой картин природы Пушкин создал свой, неповторимый образ весны. Не в этом ли мастерство поэта?
- Ребята, какие картины мы с вами увидели как бы с высоты?
- А какие картины, нарисованные поэтом, можно увидеть, если только как следует вглядеться в них?
- Каждая из этих картин несет в себе своё настроение. Общим является лишь чувство радости.
- Подготовьте выразительное чтение всего стихотворения (читают 1-2 ученика)
VIII. Итог урока.
- Какое открытие на уроке вы сделали для себя?
- Кому захотелось выучить стихотворение наизусть?