Урок русского языка по теме "Кому и в чём подчиняются имена существительные?" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Дидактическая цель урока: создать условия для повторения изученного ранее материала и формирования новых знаний.

Задачи урока.

Образовательные.

  • Отработать правильный способ действия, необходимый для постановки падежного вопроса к существительному.
  • Упражняться в определении падежей имен существительных.
  • Повторить изученное о словосочетании как простейшей непредикативной единице речи, которая образуется на основе подчинительной связи (согласования и управления) двух и более слов.

Воспитательные.

  • Воспитывать любовь к родному языку.
  • Формировать умение работать в коллективе.

Развивающие.

  • Развивать речь, мышление.
  • Формировать умение рассуждать, делать выводы.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:

  • проблемно-поисковый;
  • исследовательский.

Формы познавательной деятельности учащихся:

  • индивидуальная,
  • групповая,
  • фронтальная.

Средства обучения:

  • учебник,
  • тетрадь с печатной основой № 1 (автор М.С. Соловейчик, программа "Гармония"),
  • карточки с заданиями разного уровня сложности.

Ход урока

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Мотивация.

Урок начинается. Всем нам известно,

Что русский язык изучать интересно.
Мы продолжаем к знаниям путь.
На доску прошу вас, ребята, взглянуть!

Целеполагание.

На доске карта:

 

- Итак, перед нами открылся живописный остров. Добро пожаловать!

- А кто его жители? Правильно, предложения и словосочетания.

- С кем из жителей вы уже хорошо знакомы? (С простыми предложениями.)

- А какие обитатели острова для вас - загадка? (Сложные предложения.)

- Конечно! С ними вы познакомитесь в старших классах.

- А с кем мы пытаемся подружиться сейчас?

- Что ж, если мы продолжим путешествие по стране Словосочетаний, то узнаем о её жителях много нового и интересного!

Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нем ходят парою слова,
Но не равны у них права.
В нем слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто есть кто - нам без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идёт
К зависимому слову,
И никогда наоборот,
Запомни как основу.

Актуализация знаний:

Повторение изученного о словосочетании.

- Что мы делаем, чтобы предмет, признак или действие назвать точнее? (Строим словосочетания.)

- А как мы строим словосочетания? (К главному слову добавляем зависимое, которое и помогает уточнить сказанное.)

- Слова каких частей речи всегда составляют словосочетания? (Самостоятельных.)

- Как должен быть связан зависимый член словосочетания с главным? (По смыслу.)

- Являются ли словосочетанием главные члены предложения? (Нет.)

- Как определить значение словосочетаний? (Поставить смысловой вопрос.)

Работа над новым материалом.

1) Знакомство с видами связи слов в словосочетании.

- Однажды несколько слов разговорились между собой о своей жизни в словосочетании.

Сценка:

Главное слово. Мой любимый способ связи - согласование. Люблю, чтобы со мной во всем соглашались: будь то род, число или падеж. Но одного согласия мне мало: я ценю подражание. Я говорю другому слову: смотри на меня и делай как я.

Зависимое слово. Не все так стремятся к власти. Слово самостоятельной части речи вполне может быть и очень зависимым. Это зависит от характера слова. Я, например, тоже обожаю согласование, но терпеть не могу быть образцом для подражания. Напротив, мне нравится принимать такую форму, какую выбрало главное слово: я тут же с удовольствием принимаю предложенный им род, число или падеж. А отвечать на вопросы, которые задают мне от главного слова - мое любимое занятие!

Главное слово. А я не согласно. Я вообще не люблю согласования. Считаю, что для самостоятельного слова самое подходящее занятие - управлять. Управление - вот способ достичь всего, чего хочешь! Но если хочешь, чтобы тебя слушались - не требуй слишком многого - только того, что могут исполнить. Меня, например, в зависимом слове интересует только падеж. Иногда могу покапризничать: то мне нужно, чтобы зависимое слово употреблялось с предлогом, то глаза б мои не видели никаких предлогов. Так что управлять - милое дело!

Зависимое слово. Вот мной и управляй! А то я такое нерешительное - вечно не знаю, в каком падеже стоять, а уж самому выбирать, нужен мне предлог или нет - это всегда так сложно! А как только слышу, что ко мне обращаются с вопросом от главного - так тут же принимаю нужную форму - падежную, разумеется.

Вывод - ответ на вопрос:

- С какими двумя видами связи слов в словосочетании мы познакомились?

2) Работа в парах.

Упражнение на классификацию и одновременное повторение словарных слов.

- Распределите словосочетания на группы в зависимости от типа связи:

1 вариант - согласование, 2 вариант - управление.

Даны словосочетания: витать в обл__ках, пуш__стое обл__ко, в__сеть на т__л__фоне, сотовый т__л__фон, прикусил __зык, ру__кий __зык.

- Итак, какие словосочетания попали в первую группу? (Пушистое облако, сотовый телефон, русский язык.) Какое значение имеют все эти словосочетания? (Предмет и его признак.)

- Во вторую? (Витать в облаках, висеть на телефоне, прикусил язык.)

Вывод.

- Итак, какие виды связи слов в словосочетаниях вам известны? (Управление и согласование.)

- Какие орфографические задачи вы решали? Что помогло вам правильно вставить буквы в слово телефон? (Знание этимологии слова.)

- Какова этимология слова телефон? (Слово телефон образовано от двух греческих слов: теле - "далеко" и фонэ - "звук, речь".)

- А какие еще слова образованы подобным образом? (Телеграмма, телевизор, телеграф.)

- Какое слово среди записанных особенное? (Язык.)

- Почему? (Это многозначное слово.)

- Какие значения слова язык вам известны?

- А что за выражения попали во вторую группу? (Устойчивые сочетания - фразеологизмы.)

- Верно. Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают ее богатой, образной. А каковы значения предложенных фразеологических оборотов?

Висеть на телефоне - часто и долго говорить по телефону.

Прикусил язык - внезапно замолчал, воздержался от разговора.

Витать в облаках - бесплодно мечтать, уходить от действительности, быть непрактичным.

Физкультминутка.

И.П. - ноги вместе, руки на голове в "замок". Подняться на носки, поворачивая ладони кверху, руки вверх (вдох): вернуться в и.п. (выдох).

И.П. - руки за голову. Наклон вперед с прогнутой спиной, держа высоко голову - выдох, вернуться в и.п. - вдох.

И.П.Основная стойка. Медленно поднимаем руки вверх, потряхивая кистями. Вернуться в и.п.

Сели. Спинку держим прямо.

Гордо голову подняли.

Отдохнули? А теперь

Вновь работать начинаем.

Проверка домашнего задания:

- А теперь обратимся к упражнению 113, которое вы выполняли дома.

Работа с дневниковыми записями, которые сделал Н. Сладков при путешествии в горы.

- Прочитайте текст.

Мы поднялись до облаков. Над головой серая ровная пелена, как потолок. Идущий впереди уже по плечи вошёл в облако. А вот из облака торчат одни ноги. Теперь моя очередь облако головой протыкать. Пора и мне в облако лезть. Я поднял руки и погладил облачное брюхо. И нырнул!

- Какие словосочетания с повторяющимся словом вы нашли? Прочитайте первое словосочетание. (Поднялись до облаков.) Какое слово главное? (Поднялись.) Какой частью речи является главное слово?

- Какой смысловой вопрос вы поставили от главного слова к зависимому? (Смысловой вопрос: куда?) Аналогичная работа с другими словосочетаниями.

Проблемная ситуация:

- Везде ли записанный вопрос подсказывает форму зависимого члена? (Нет, только в 4-м словосочетании.)

- А какой подскажет? (Формальный.)

Упражнение № 114.

- Поставьте и запишите на тех же строках другие вопросы - такие, по которым можно определить форму зависимого слова. Что они помогут узнать?

- Определите падежи, в которых употреблено слово облако, и обозначьте их.

Запись. Поднялись (куда?) до облаков (до чего? Р. п.),

вошёл (куда?) в облако (во что? В. п.),

торчат (откуда?) из облака (из чего? Р. п.),

протыкать (что?) облако (В. п.),

лезть (куда?) в облако (во что? В. п.)

4) Работа с научными сведениями. Упражнение № 115.

- А теперь обратимся к учебнику.

- Найдите в сообщении новые для себя сведения.

Имя существительное не только подчиняет имя прилагательное, но и само может подчиняться.

Часто именем существительным командует глагол. Он требует, чтобы зависимое имя существительное встало в определенный им падеж. Свою команду глагол отдает в виде падежного вопроса. По этим вопросам и узнают падежи имен существительных.

- Если хотите, запомните: о подчинении одного слова другому только в падеже говорят, что главное слово управляет зависимым.

Закрепление изученного материала.

1) Повторение падежей и их вопросов. Упражнение № 116.

2) Упражнение № 117.

Совет "Как узнать падеж имени существительного".

  1. Найди то слово, от которого имя существительное зависит (х).
  2. От главного слова (х) к зависимому поставь падежный вопрос.
  3. По вопросу определи падеж.

- Слова, у которых надо узнать падеж, выделены. Ставьте х над словами-командирами, рядом пишите падежные вопросы и надписывайте падеж. В первых двух строках выделенные слова входят в особую пару. В какую? Подчеркните эти члены предложения. После падежных вопросов запишите смысловые, если они другие.

Шла весной по льду свинья.
Ей попалась полынья.
Плюх! Торчит из полыньи
Только хвостик той свиньи.
Мы помчались к полынье,
Мы помочь хотим свинье.
Чуть не влезли в полынью,
Но спасли-таки свинью.
Недовольны мы свиньёй:
Разве шутят с полыньёй?
Вспоминайте о свинье
Чтоб не плавать в полынье.
По Т. Хоботову.

Учащиеся самостоятельно определяют падежи имен выделенных имен существительных

- Где слово-командир - имя существительное? (Хвостик свиньи.)

Физкультминутка. Упражнения на релаксацию. Зарядка для глаз.

3) Работа по карточкам с заданиями разного уровня сложности:

1 уровень

Разделите текст на предложении и запишите его. Укажите падежи подчеркнутых имен существительных.

В этой сказке рассказывается об уточке она не смогла улететь со всеми птицами у бедняжки было перебито крыло пришлось ей одной зимовать на речке было очень холодно и страшно чуть-чуть не попала уточка в лапы лисы но всё кончилось хорошо.

2 уровень

Из слов каждой строчки составьте предложения. Укажите падежи подчеркнутых имен существительных.

  1. в этой, сказке, об уточке, рассказывается,
  2. она, птицами, не, смогла, со, всеми, улететь
  3. у бедняжки, перебито, крыло, было
  4. пришлось, ей, на речке, зимовать, одной
  5. было, и, очень, холодно, страшно
  6. чуть-чуть, не попала, в лапы, уточка, лисы
  7. но, хорошо, всё, кончилось

Выполните звуко-буквенный анализ слова очень.

3 уровень.

Из слов каждой строчки составьте предложения. Укажите падежи имен существительных.

  1. в, сказке, этой, уточке, об, рассказывается,
  2. она, не, птицами, смогла, со, всеми, улететь
  3. у, птички, перебито, крыло, было
  4. пришлось, ей, на, речке, зимовать, одной
  5. было, и, очень, холодно, страшно
  6. чуть-чуть, не, попала, лапы, в, уточка, лисы
  7. но, хорошо, всё, кончилось

Выполните морфологический анализ слова: (об) уточке.

- Эти несколько строк представляют собой аннотацию.

Работа с толковым словарем: АННОТАЦИЯ (от лат. annotatio - замечание) - краткая характеристика содержания произведений печати или рукописи.

- Как закончилась эта история?

- Что это за произведение и кто его автор? ("Серая Шейка", Д.Н. Мамин-Сибиряк.)

Рассказ о писателе.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (настоящая фамилия Мамин) - известный беллетрист-этнограф.

Родился писатель 25 октября 1852 года на Урале, в семье священника. В своих произведениях он стремился к изображению природы и показывал её неотразимое влияние на жизнь человека, подчеркивал чуткость людей к совершающемуся вокруг. В рассказах Мамина-Сибиряка чувствуется самобытный стиль жизни и нравов Урала: с одной стороны, дивная природа, величественная, полная гармонии, с другой - неурядица людская, тяжкая борьба за существование.

Дмитрий Наркисович известен ещё как прекрасный писатель о детях и для детей. Его сборники "Детские тени", "Аленушкины сказки" имели и имеют очень большой успех. Некоторые критики сравнивают сказки Мамина-Сибиряка со сказками Г.Х. Андерсена.

Скончался писатель 2 ноября 1912 года.

Подведение итогов урока.

1) - Что нового узнали?

- Что запомнилось, показалось интересным?

2) Рефлексия:

- Кто считает, что он плодотворно потрудился на уроке, все понял и усвоил, нарисует в тетради зелёный кружок. Кто старался усвоить материал, но при этом испытывал некоторые затруднения, нарисует жёлтый кружок, кто плохо усвоил материал, кому надо поработать еще, нарисует красный кружок.

3) Оценивание ответов учащихся учителем.

Домашнее задание.

  1. Повторить падежи и их вопросы.
  2. Написать аннотацию к любимой сказке.
  3. Определить падежи 7-10 имен существительных из аннотации.