Цель: показать разнообразие животного мира.
Оборудование:
- карточки для групповой работы;
- иллюстрации животных;
- карточки со словами для составления обобщающей таблицы;
- таблица “Беспозвоночные”;
- учебный плакат “Простейшие”.
Задачи:
- дидактические: познакомить с новой классификацией животных, их видовыми признаками;
- развивающие: развитие мыслительных операций, речи, памяти учащихся;
- воспитательные: прививать любовь к природе, предмету, расширять кругозор учащихся, развивать умение работать в микроколлективе.
I. Организационный момент.
Психологический настрой.
Каждый день – всегда везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко, говорим
И тихонечко сидим.
II. Актуализация знаний.
- Над какой темой мы работаем уже несколько уроков? (Эта удивительная природа.)
- Как называется наука о растениях? (Ботаника)
- Что же мы узнали из этой темы? (ответы учащихся)
III. Введение в тему.
Давайте разгадаем кроссворд.
- Это растение встречается вдоль дорог, вдоль тропинок. Будто специально растет там, чтобы помочь путешественнику, натершему ногу. (подорожник)
- Из травы смотрит фиолетовый глазок – к хорошей погоде. Перед дождем этот цветок обязательно закроется. (фиалка)
- Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – белопушистая. Желтые цветки превращаются в белые “головки”, а с головок слетают легкие пушинки. (одуванчик)
- На изломе этого растения выступает оранжевый сок. Когда-то верили, что этим соком можно сводить бородавки. Это свойство дало название растению. (чистотел)
- С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению. (мята)
- Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать “музыкальным” - из его древесины изготавливают музыкальные инструменты. (клен)
- Ветки этого кустарника покрыты острыми и твердыми колючками. Из его плодов изготавливают лекарственные настойки. (боярышник)
- Весной в лесу на этом дереве загораются маленькие красные и синие лампочки. Это почки дерева. А под новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек. (ель)
- Что обозначают слова кроссворда? (растения)
- Прочитайте “ключевое” слово в выделенной строке. (животные)
- Сегодня мы с вами покидаем царство растений и переходим к изучению нового царства – животных.
- Как вы думаете, что же мы узнаем из этой темы? (предположение детей - целеполагание)
- Сегодня мы наведём порядок в царстве животных – познакомимся с классификацией животных, их видовыми признаками.
VI. Работа над новым материалом.
- Зоология – это наука о животных. Ученые зоологи делят царство животных на большое число групп.
1. Работа по таблице.
- Посмотрите на таблицу. К одноклеточным животным относятся амеба, инфузория туфелька, эвглена зелёная. (учебный плакат)
- А как вы думаете, почему они относятся к одноклеточным животным? (их тело состоит из одной клеточки) Правильно, подробно познакомитесь с одноклеточными в среднем звене, изучая предмет зоология.
- Сегодня нас интересуют многоклеточные животные. Мы посмотрим, как учёные распределили их по группам.
- Многоклеточные животные делятся на две большие группы.
- Как понимаете слово беспозвоночные?
- Попробуйте найти таких животных на иллюстрациях (учебник стр. 90-91). (Чтение в учебнике по абзацам).
- Черви.
- Моллюски.
- Иглокожие.
- Ракообразные.
- Паукообразные.
- Насекомые.
(строки в таблице “Беспозвоночные” открываются постепенно, по одной.)
Группы животных |
Основные признаки |
Черви: дождевой червь, пиявки | |
Моллюски: улитки, слизни, осьминоги, кальмары. | мягкое тело защищено раковиной |
Иглокожие: морские звёзды, морские ежи, морские лилии. | имеются иголки |
Ракообразные: раки, крабы, креветки, мокрицы. | 10 ног (1 пара – клешни ) |
Паукообразные: пауки, скорпионы, клещи. | 8 ног |
Насекомые: жуки, бабочки, стрекозы, пчёлы, мухи. | 6 ног |
2. Практическая работа.
- А теперь давайте определим на какие группы делятся позвоночные животные. (распределить к названиям групп – иллюстрации животных).
- Рыбы.
- Земноводные.
- Пресмыкающиеся.
- Птицы.
- Звери (млекопитающие).
3. Работа в Рабочих тетрадях (с опорой на учебник).
- А теперь рассмотрим основные признаки каждой группы. (обобщающая таблица - моделирование из карточек, одновременно заполняется в Рабочих тетрадях.)
Группы животных. |
Основные признаки. |
Рыбы | тело покрыто чешуёй |
Земноводные | кожа голая, нежная |
Пресмыкающиеся | тело покрыто панцирем или сухими чешуйками |
Птицы | тело покрыто перьями |
Звери или млекопитающие | тело покрыто шерстью, детёнышей выкармливают молоком |
V. Закрепление.
1. Групповая работа.
“Найди лишнее” (или “Животное заблудилось”).
- улитка, кальмар, слизень, дождевой червь (моллюски – черви);
- щука, окунь, карась, лягушка (рыбы – земноводные);
- жук, бабочка, пчела, паук (насекомые – паукообразные);
- лиса, медведь, кабан, сова (звери – птица);
- ласточка, орел, дятел, белка (птицы – звери).
2. Сообщения учащихся из рубрики “Это интересно!”
(ученик 1 – осьминог, ученик – 2 медуза ломкая)
3. Чтение по учебнику стр. 94.
- Сколько на рисунке показано птиц каждого вида? (синицы -3; воробьи -4; поползень -2).
VI. Итог урока.
- Какую важную работу мы выполняли на уроке? (классифицировали – распределяли по группам животных)
-Узнали ли вы сегодня на уроке что-то новое, что вас удивило?
VII. Домашнее задание.
-Учебник, стр. 89-95, творческая работа - подготовить сообщение о каком- либо животном.
-На следующем уроке: Анонс стр. 95.