Урок окружающего мира по теме "Разнообразие животных" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: показать разнообразие животного мира.

Оборудование:

  • карточки для групповой работы;
  • иллюстрации животных;
  • карточки со словами для составления обобщающей таблицы;
  • таблица “Беспозвоночные”;
  • учебный плакат “Простейшие”.

Задачи:

  • дидактические: познакомить с новой классификацией животных, их видовыми признаками;
  • развивающие: развитие мыслительных операций, речи, памяти учащихся;
  • воспитательные: прививать любовь к природе, предмету, расширять кругозор учащихся, развивать умение работать в микроколлективе.

I. Организационный момент.

Психологический настрой.

Каждый день – всегда везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко, говорим
И тихонечко сидим.

II. Актуализация знаний.

- Над какой темой мы работаем уже несколько уроков? (Эта удивительная природа.)

- Как называется наука о растениях? (Ботаника)

- Что же мы узнали из этой темы? (ответы учащихся)

III. Введение в тему.

Давайте разгадаем кроссворд.

img.gif (9022 байт)

  1. Это растение встречается вдоль дорог, вдоль тропинок. Будто специально растет там, чтобы помочь путешественнику, натершему ногу. (подорожник)
  2. Из травы смотрит фиолетовый глазок – к хорошей погоде. Перед дождем этот цветок обязательно закроется. (фиалка)
  3. Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – белопушистая. Желтые цветки превращаются в белые “головки”, а с головок слетают легкие пушинки. (одуванчик)
  4. На изломе этого растения выступает оранжевый сок. Когда-то верили, что этим соком можно сводить бородавки. Это свойство дало название растению. (чистотел)
  5. С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению. (мята)
  6. Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать “музыкальным” - из его древесины изготавливают музыкальные инструменты. (клен)
  7. Ветки этого кустарника покрыты острыми и твердыми колючками. Из его плодов изготавливают лекарственные настойки. (боярышник)
  8. Весной в лесу на этом дереве загораются маленькие красные и синие лампочки. Это почки дерева. А под новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек. (ель)

- Что обозначают слова кроссворда? (растения)

- Прочитайте “ключевое” слово в выделенной строке. (животные)

- Сегодня мы с вами покидаем царство растений и переходим к изучению нового царства – животных.

- Как вы думаете, что же мы узнаем из этой темы? (предположение детей - целеполагание)

- Сегодня мы наведём порядок в царстве животных – познакомимся с классификацией животных, их видовыми признаками.

VI. Работа над новым материалом.

- Зоология – это наука о животных. Ученые зоологи делят царство животных на большое число групп.

1. Работа по таблице.

img1.gif (5577 байт)

- Посмотрите на таблицу. К одноклеточным животным относятся амеба, инфузория туфелька, эвглена зелёная. (учебный плакат)

- А как вы думаете, почему они относятся к одноклеточным животным? (их тело состоит из одной клеточки) Правильно, подробно познакомитесь с одноклеточными в среднем звене, изучая предмет зоология.

- Сегодня нас интересуют многоклеточные животные. Мы посмотрим, как учёные распределили их по группам.

- Многоклеточные животные делятся на две большие группы.

img2.gif (5795 байт)

- Как понимаете слово беспозвоночные?

- Попробуйте найти таких животных на иллюстрациях (учебник стр. 90-91). (Чтение в учебнике по абзацам).

  • Черви.
  • Моллюски.
  • Иглокожие.
  • Ракообразные.
  • Паукообразные.
  • Насекомые.

(строки в таблице “Беспозвоночные” открываются постепенно, по одной.)

Группы животных

Основные признаки

Черви: дождевой червь, пиявки  
Моллюски: улитки, слизни, осьминоги, кальмары. мягкое тело защищено раковиной
Иглокожие: морские звёзды, морские ежи, морские лилии. имеются иголки
Ракообразные: раки, крабы, креветки, мокрицы. 10 ног (1 пара – клешни )
Паукообразные: пауки, скорпионы, клещи. 8 ног
Насекомые: жуки, бабочки, стрекозы, пчёлы, мухи. 6 ног

2. Практическая работа.

- А теперь давайте определим на какие группы делятся позвоночные животные. (распределить к названиям групп – иллюстрации животных).

  • Рыбы.
  • Земноводные.
  • Пресмыкающиеся.
  • Птицы.
  • Звери (млекопитающие).

3. Работа в Рабочих тетрадях (с опорой на учебник).

- А теперь рассмотрим основные признаки каждой группы. (обобщающая таблица - моделирование из карточек, одновременно заполняется в Рабочих тетрадях.)

Группы животных.

Основные признаки.

Рыбы тело покрыто чешуёй
Земноводные кожа голая, нежная
Пресмыкающиеся тело покрыто панцирем или сухими чешуйками
Птицы тело покрыто перьями
Звери или млекопитающие тело покрыто шерстью, детёнышей выкармливают молоком

V. Закрепление.

1. Групповая работа.

“Найди лишнее” (или “Животное заблудилось”).

  1. улитка, кальмар, слизень, дождевой червь (моллюски – черви);
  2. щука, окунь, карась, лягушка (рыбы – земноводные);
  3. жук, бабочка, пчела, паук (насекомые – паукообразные);
  4. лиса, медведь, кабан, сова (звери – птица);
  5. ласточка, орел, дятел, белка (птицы – звери).

2. Сообщения учащихся из рубрики “Это интересно!”

(ученик 1 – осьминог, ученик – 2 медуза ломкая)

3. Чтение по учебнику стр. 94.

- Сколько на рисунке показано птиц каждого вида? (синицы -3; воробьи -4; поползень -2).

VI. Итог урока.

- Какую важную работу мы выполняли на уроке? (классифицировали – распределяли по группам животных)

-Узнали ли вы сегодня на уроке что-то новое, что вас удивило?

VII. Домашнее задание.

-Учебник, стр. 89-95, творческая работа - подготовить сообщение о каком- либо животном.

-На следующем уроке: Анонс стр. 95.