Цели:
- Сформировать у учащихся представление об избирательной системе Российской федерации
- Осуществление процесса социализации
Задачи
Образовательные:
- познакомить учащихся с основами избирательной системы РФ;
- раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе;
- сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса;
- обобщить уже полученные знания по вопросу участия гражданина в политической жизни страны.
Развивающие:
- умение выражать свою позицию;
- развивать умение логически мыслить, анализировать, решать проблемные задачи;
- закрепление навыков выполнения тестовых заданий, умение правильно использовать терминологию;
- способствовать выработке навыков исследовательской работы.
Воспитывающие:
- формирование активной жизненной позиции,
- подготовка к осознанному выполнению роли избирателя.
Основные понятия:
- выборы,
- избиратель,
- избирательные права,
- принципы избирательного права,
- электорат,
- кандидат.
Оборудование:
- медиасистема,
- интерактивная доска,
- настенная доска,
- задания на партах,
- рабочие тетради,
- плакаты по теме урока
Ход урока
1. Оргмомент
- Обозначение темы урока
- Определение целей и задач урока
- Мотивация учебной деятельности
- Запись домашнего задания
2. Изучение нового материала.
2.1. Вступительное слово учителя.
1 раз в четыре года заметно активизируется политическая жизнь в нашей стране. Реклама товаров сменяется рекламой политических партий или отдельных кандидатов, появляются многочисленные плакаты с призывом сделать правильный выбор, политика вытесняет все темы для разговоров. Это значит, что приближается время ответственных решений – выборы в органы власти. Трудно выбрать свой жизненный путь, но еще труднее выбрать судьбу целого государства. Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят воспользоваться своим правом. К каким правам относится это право? (политические) Какие еще политические права вы знаете? Где зафиксированы права и обязанности гражданина РФ? (в Конституции РФ)
2.2. Презентация “Избирательная система Российской Федерации”
СЛАЙД №1. Обозначение темы.
- Учащиеся записывают в тетради дату, тему урока.
СЛАЙД №2 Избирательная система.
- Учитель представляет отдельные элементы системы, определяет их взаимосвязь (нормы закона реализуются в поведении граждан, при этом они выполняют определенную роль в политической жизни государства)
- Задание учащимся: приведите пример позитивного политического поведения
- Задание учащимся: какие политические роли гражданина можете назвать ( избиратель, кандидат, участник референдума, лидер политической партии, государственный чиновник)
СЛАЙД №3 Избирательные права граждан РФ.
- Нам необходимо дать определение понятия “избирательные права”
СЛАЙД №4 Ограничения избирательных прав граждан РФ.
- Государство гарантирует избирательные права, но при этом в ст.32 Конституции РФ зафиксированы ограничения. Как вы думаете, почему именно такие ограничения?
- (18 лет – это совершеннолетие и полная дееспособность, выбор должен быть осознанным и лишение права может использоваться как наказание).
- Несколько следующих слайдов помогут нам определить основные принципы избирательного права. Задание – по представленным иллюстрациям назовите принципы
СЛАЙД №5 Принципы избирательного права
- Голосуют священнослужители, мужчины и женщины, военнослужащие, независимо от пола, национальности, вероисповедания, места жительства (в границах РФ)
- Принцип: всеобщие выборы
СЛАЙД №6 Принципы избирательного права
- Каждый избиратель имеет один голос, независимо от пола, национальности и т.д.
- Принцип: равные выборы
СЛАЙД №7 Принципы избирательного права
- Мужчина пришел сам на избирательный участок, а бабушка по состоянию здоровья не смогла этого сделать и вызвала избирательную комиссию на дом, где и реализовала своё право
- Принцип: прямые выборы
СЛАЙД №8 Принципы избирательного права
- Изображение избирательного участка: урна, кабины для голосования, но обязательно со шторками
- Принцип: тайное голосование
СЛАЙД №9 Принципы избирательного права
- Стало традицией проводить конкурсы детского рисунка, которые потом размещаются на плакатах: семья, видимо, идет на избирательный участок, а может быть просто гулять и не посетят избирательный участок
- Принцип: добровольность участия в выборах
СЛАЙД №10 Принципы избирательного права
- В избирательном бюллетене на выборах Президента необходимо было отметить одну кандидатуру
- Принцип: альтернативность выборов
- По результатам работы со слайдами №5-10 в тетрадях записи: всеобщие, прямые, равные, тайное голосование, добровольность, альтернативность
СЛАЙД №11 Политические роли граждан
- Среди названных вами политических ролей две наиболее важные: избиратель и кандидат
- Избиратель – гражданин РФ, участвующий в выборах или референдуме
- Учащиеся выполняют задание №1: на основе выдержки из Федерального закона определить права избирателя (голосовать, наблюдать, отслеживать результаты и др.)
- Кандидат –гражданин РФ, желающий быть избранным в органы государственной власти.
- Учащиеся выполняют задание №2: какие требования определены законом к кандидатам (на основе выдержек из Федерального закона)
СЛАЙД №12 Центральная избирательная комиссия
- Отвечает за подготовку, проведение выборов и подсчет голосов специальный государственный орган- Центральная избирательная комиссия
- Возглавляет ЦИК РФ Чуров В.Е.
- Представлена эмблема (логотип)
СЛАЙД №13. Выполните задание (устно) Гражданин пришел на избирательный участок, чтобы проголосовать, но член избирательной комиссии не обнаружил его фамилии в списке избирателей. Как следует поступить гражданину: уйти, не проголосовав, или добиваться, чтобы его фамилию внесли в дополнительный список избирателей. Своё мнение поясните.
СЛАЙД №14. Выполните задание (устно) Во время второго тура выборов больше трети избирателей проголосовали против обоих кандидатов. Назовите любые три причины протестного голосования.
СЛАЙД №15 Возможные варианты (проверка задания)
2.3. Статистический анализ ( представление результата практической работы)
За две недели до урока учащиеся получили опережающее задание: опросить родителей по вопросам анкеты
Анкета по теме “Избирательное право”
- Всегда ли Вы ходите на выборы?
- Участвовали ли Вы в выборах в качестве кандидата?
- Что является главным в определении вашего выбора?
- Считаете ли Вы необходимым ввести штраф за неявку на выборы?
- Считаете ли вы необходимым вернуть в избирательные бюллетени кандидата “Против всех” ?
- За кого Вы голосовали 2 марта 2008 г ?
- Возраст
- Пол
- Род занятий
- Учащиеся представляет презентацию “Социологический опрос”
Цели:
- Определить политическую активность родителей учащихся
- Определить факторы, влияющие на волеизъявление граждан
- Определить отношение граждан к форме проведения выборов
3. Закрепление изученного материала
3.1.
Учитель:В одном издательстве напечатали избирательный словарь для школьников. Но в результате ошибки оператора на одной странице оказались объяснения терминов, а сам список терминов – на другой странице. Задача: исправить ошибку.
Два учащихся выполняют работу на интерактивной доске. После выполнения проверка (учащиеся в это время записывают в тетрадь термины).
3.2. Алгоритм написания синквейна имеется на листе заданий (приложение 3)
Задание по рядам на составление синквейна
- 1 ряд – “Выборы”
- 2 ряд – “Избиратель”
- 3 ряд – “Кандидат”
Синквейн (возможные варианты)
- Выборы
- Демократические, свободные
- Определяют, обязывают, направляют
- Выборы- право человека.
- Демократия.
- Избиратель.
- Грамотный, ответственный.
- Голосует, агитирует, выдвигает.
- Он определяет будущее страны.
- Народовластие.
- Кандидат
- Ответственный, законопослушный.
- Выполняет, представляет, управляет.
- Кандидат – это наш представитель в органах власти.
- Народовластие
4. Подведение итогов
Учитель: Выборы в демократическом государстве с республиканской формой правления – необходимая, но дорогая процедура. Неявка избирателей в очередной раз на выборы может привести к незапланированным тратам государственного бюджета. Желаю вам быть активными в политической жизни страны. Надеюсь, что знания, полученные на этом уроке будут полезны при осуществлении вашего избирательного права, начиная с 18 лет.
5. Выставление оценок (с комментарием)
Использованная литература:
- Конституция РФ;
- Федеральный закон “О выборах Президента Российской Федерации” - Москва, 2007 г.;
- Федеральный закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” - Москва, 2007 г.;
- “Избирательное право и избирательный процесс в схемах и таблицах” - Москва, 2007 г.
- ЕГЭ 2009 Обществознание / ФИПИ, Москва, Астрель, 2008
- А.Ф.Никитин Основы обществознания. Учебник для 9 класса, Москва, Дрофа, 2006 г.
Самоанализ урока
Цели:
- Сформировать у учащихся представление об избирательной системе Российской федерации
- Осуществление процесса социализации
Задачи
А) образовательные:
- познакомить учащихся с основами избирательной системы РФ;
- раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе;
- сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса;
- обобщить уже полученные знания по вопросу участия гражданина в политической жизни страны.
Б) развивающие:
- умение выражать свою позицию;
- развивать умение логически мыслить, анализировать, решать проблемные задачи;
- закрепление навыков выполнения тестовых заданий, умение правильно использовать терминологию;
- способствовать выработке навыков исследовательской работы.
В) воспитывающие;
- формирование активной жизненной позиции,
- подготовка к осознанному выполнению роли избирателя.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы:
- беседа,
- объяснение учителя,
- составление конспекта,
- логические выводы,
- решение ситуаций,
- практическая работа
Использование ТСО: медиасистема, интерактивная доска
В ходе урока были использованы:
- Методы словесной передачи информации, наглядной передачи информации, зрительного восприятия,
- Методы стимулирования:
- эмоциональный- создание ситуации успеха
- познавательный
- социальный_ создание ситуации взаимопомощи
Формы контроля:
- устные ответы, выполнение практической работы.
Формы организации :
- индивидуальная, в парах.
План, цели и задачи урока выполнены полностью.