Урок обществознания по теме "Избирательная система Российской Федерации" (9-й класс)

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Цели:

  1. Сформировать у учащихся представление об избирательной системе Российской федерации
  2. Осуществление процесса социализации

Задачи

Образовательные:

  • познакомить учащихся с основами избирательной системы РФ;
  • раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе;
  • сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса;
  • обобщить уже полученные знания по вопросу участия гражданина в политической жизни страны.

Развивающие:

  • умение выражать свою позицию;
  • развивать умение логически мыслить, анализировать, решать проблемные задачи;
  • закрепление навыков выполнения тестовых заданий, умение правильно использовать терминологию;
  • способствовать выработке навыков исследовательской работы.

Воспитывающие:

  • формирование активной жизненной позиции,
  • подготовка к осознанному выполнению роли избирателя.

Основные понятия:

  • выборы,
  • избиратель,
  • избирательные права,
  • принципы избирательного права,
  • электорат,
  • кандидат.

Оборудование:

  • медиасистема,
  • интерактивная доска,
  • настенная доска,
  • задания на партах,
  • рабочие тетради,
  • плакаты по теме урока

Ход урока

1. Оргмомент

  • Обозначение темы урока
  • Определение целей и задач урока
  • Мотивация учебной деятельности
  • Запись домашнего задания

2. Изучение нового материала.

2.1. Вступительное слово учителя.

1 раз в четыре года заметно активизируется политическая жизнь в нашей стране. Реклама товаров сменяется рекламой политических партий или отдельных кандидатов, появляются многочисленные плакаты с призывом сделать правильный выбор, политика вытесняет все темы для разговоров. Это значит, что приближается время ответственных решений – выборы в органы власти. Трудно выбрать свой жизненный путь, но еще труднее выбрать судьбу целого государства. Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят воспользоваться своим правом. К каким правам относится это право? (политические) Какие еще политические права вы знаете? Где зафиксированы права и обязанности гражданина РФ? (в Конституции РФ)

2.2. Презентация “Избирательная система Российской Федерации”

СЛАЙД №1. Обозначение темы.

  • Учащиеся записывают в тетради дату, тему урока.

СЛАЙД №2 Избирательная система.

  • Учитель представляет отдельные элементы системы, определяет их взаимосвязь (нормы закона реализуются в поведении граждан, при этом они выполняют определенную роль в политической жизни государства)
  • Задание учащимся: приведите пример позитивного политического поведения
  • Задание учащимся: какие политические роли гражданина можете назвать ( избиратель, кандидат, участник референдума, лидер политической партии, государственный чиновник)

СЛАЙД №3 Избирательные права граждан РФ.

  • Нам необходимо дать определение понятия “избирательные права”

СЛАЙД №4 Ограничения избирательных прав граждан РФ.

  • Государство гарантирует избирательные права, но при этом в ст.32 Конституции РФ зафиксированы ограничения. Как вы думаете, почему именно такие ограничения?
  • (18 лет – это совершеннолетие и полная дееспособность, выбор должен быть осознанным и лишение права может использоваться как наказание).
  • Несколько следующих слайдов помогут нам определить основные принципы избирательного права. Задание – по представленным иллюстрациям назовите принципы

СЛАЙД №5 Принципы избирательного права

  • Голосуют священнослужители, мужчины и женщины, военнослужащие, независимо от пола, национальности, вероисповедания, места жительства (в границах РФ)
  • Принцип: всеобщие выборы

СЛАЙД №6 Принципы избирательного права

  • Каждый избиратель имеет один голос, независимо от пола, национальности и т.д.
  • Принцип: равные выборы

СЛАЙД №7 Принципы избирательного права

  • Мужчина пришел сам на избирательный участок, а бабушка по состоянию здоровья не смогла этого сделать и вызвала избирательную комиссию на дом, где и реализовала своё право
  • Принцип: прямые выборы

СЛАЙД №8 Принципы избирательного права

  • Изображение избирательного участка: урна, кабины для голосования, но обязательно со шторками
  • Принцип: тайное голосование

СЛАЙД №9 Принципы избирательного права

  • Стало традицией проводить конкурсы детского рисунка, которые потом размещаются на плакатах: семья, видимо, идет на избирательный участок, а может быть просто гулять и не посетят избирательный участок
  • Принцип: добровольность участия в выборах

СЛАЙД №10 Принципы избирательного права

  • В избирательном бюллетене на выборах Президента необходимо было отметить одну кандидатуру
  • Принцип: альтернативность выборов
  • По результатам работы со слайдами №5-10 в тетрадях записи: всеобщие, прямые, равные, тайное голосование, добровольность, альтернативность

СЛАЙД №11 Политические роли граждан

  • Среди названных вами политических ролей две наиболее важные: избиратель и кандидат
  • Избиратель – гражданин РФ, участвующий в выборах или референдуме
  • Учащиеся выполняют задание №1: на основе выдержки из Федерального закона определить права избирателя (голосовать, наблюдать, отслеживать результаты и др.)
  • Кандидат –гражданин РФ, желающий быть избранным в органы государственной власти.
  • Учащиеся выполняют задание №2: какие требования определены законом к кандидатам (на основе выдержек из Федерального закона)

СЛАЙД №12 Центральная избирательная комиссия

  • Отвечает за подготовку, проведение выборов и подсчет голосов специальный государственный орган- Центральная избирательная комиссия
  • Возглавляет ЦИК РФ Чуров В.Е.
  • Представлена эмблема (логотип)

СЛАЙД №13. Выполните задание (устно) Гражданин пришел на избирательный участок, чтобы проголосовать, но член избирательной комиссии не обнаружил его фамилии в списке избирателей. Как следует поступить гражданину: уйти, не проголосовав, или добиваться, чтобы его фамилию внесли в дополнительный список избирателей. Своё мнение поясните.

СЛАЙД №14. Выполните задание (устно) Во время второго тура выборов больше трети избирателей проголосовали против обоих кандидатов. Назовите любые три причины протестного голосования.

СЛАЙД №15 Возможные варианты (проверка задания)

 2.3. Статистический анализ ( представление результата практической работы)

За две недели до урока учащиеся получили опережающее задание: опросить родителей по вопросам анкеты

Анкета по теме “Избирательное право”

  1. Всегда ли Вы ходите на выборы?
  2. Участвовали ли Вы в выборах в качестве кандидата?
  3. Что является главным в определении вашего выбора?
  4. Считаете ли Вы необходимым ввести штраф за неявку на выборы?
  5. Считаете ли вы необходимым вернуть в избирательные бюллетени кандидата “Против всех” ?
  6. За кого Вы голосовали 2 марта 2008 г ?
  7. Возраст
  8. Пол
  9. Род занятий
  10. Учащиеся представляет презентацию “Социологический опрос”

Цели:

  • Определить политическую активность родителей учащихся
  • Определить факторы, влияющие на волеизъявление граждан
  • Определить отношение граждан к форме проведения выборов

3. Закрепление изученного материала

3.1.

Учитель:В одном издательстве напечатали избирательный словарь для школьников. Но в результате ошибки оператора на одной странице оказались объяснения терминов, а сам список терминов – на другой странице. Задача: исправить ошибку.

Два учащихся выполняют работу на интерактивной доске. После выполнения проверка (учащиеся в это время записывают в тетрадь термины).

3.2. Алгоритм написания синквейна имеется на листе заданий (приложение 3)

Задание по рядам на составление синквейна

  • 1 ряд – “Выборы”
  • 2 ряд – “Избиратель”
  • 3 ряд – “Кандидат”

Синквейн (возможные варианты)

  • Выборы
  • Демократические, свободные
  • Определяют, обязывают, направляют
  • Выборы- право человека.
  • Демократия.
  • Избиратель.
  • Грамотный, ответственный.
  • Голосует, агитирует, выдвигает.
  • Он определяет будущее страны.
  • Народовластие.
  • Кандидат
  • Ответственный, законопослушный.
  • Выполняет, представляет, управляет.
  • Кандидат – это наш представитель в органах власти.
  • Народовластие

4. Подведение итогов

Учитель: Выборы в демократическом государстве с республиканской формой правления – необходимая, но дорогая процедура. Неявка избирателей в очередной раз на выборы может привести к незапланированным тратам государственного бюджета. Желаю вам быть активными в политической жизни страны. Надеюсь, что знания, полученные на этом уроке будут полезны при осуществлении вашего избирательного права, начиная с 18 лет.

5. Выставление оценок (с комментарием)

Использованная литература:

  • Конституция РФ;
  • Федеральный закон “О выборах Президента Российской Федерации” - Москва, 2007 г.;
  • Федеральный закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” - Москва, 2007 г.;
  • “Избирательное право и избирательный процесс в схемах и таблицах” - Москва, 2007 г.
  • ЕГЭ 2009 Обществознание / ФИПИ, Москва, Астрель, 2008
  • А.Ф.Никитин Основы обществознания. Учебник для 9 класса, Москва, Дрофа, 2006 г.

Самоанализ урока

Цели:

  1. Сформировать у учащихся представление об избирательной системе Российской федерации
  2. Осуществление процесса социализации

Задачи

А) образовательные:

  • познакомить учащихся с основами избирательной системы РФ;
  • раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе;
  • сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса;
  • обобщить уже полученные знания по вопросу участия гражданина в политической жизни страны.

Б) развивающие:

  • умение выражать свою позицию;
  • развивать умение логически мыслить, анализировать, решать проблемные задачи;
  • закрепление навыков выполнения тестовых заданий, умение правильно использовать терминологию;
  • способствовать выработке навыков исследовательской работы.

В) воспитывающие;

  • формирование активной жизненной позиции,
  • подготовка к осознанному выполнению роли избирателя.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы:

  • беседа,
  • объяснение учителя,
  • составление конспекта,
  • логические выводы,
  • решение ситуаций,
  • практическая работа

Использование ТСО: медиасистема, интерактивная доска

В ходе урока были использованы:

  • Методы словесной передачи информации, наглядной передачи информации, зрительного восприятия,
  • Методы стимулирования:
    - эмоциональный- создание ситуации успеха
    - познавательный
    - социальный_ создание ситуации взаимопомощи

Формы контроля:

  • устные ответы, выполнение практической работы.

Формы организации :

  • индивидуальная, в парах.

План, цели и задачи урока выполнены полностью.