Урок окружающего мира по теме "Плодородный слой суши. Почва" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: Изучить состав и типы почвы.

Задачи урока: 

1) Сформировать знания на уровне:

  • понятий (почва, состав почвы, типы почвы);
  • представлений (опыты в классе с натуральным объектом – почвой);
  • причинно – следственных связей (от состава зависят свойства и типы)

2) сформировать умения:

  • работы с учебником;
  • работы с картой;
  • элементарные исследования;

3) сформировать навыки наблюдений, работы в группах;

4) развить ассоциативно- образное и логическое мышление, видеть цель, добиваться результатов, работать в коллективе, монологическую речь, память, наблюдательность, любознательность, интерес к предмету;

5) вызвать у детей ощущение причастности к природе, её необходимости в жизни каждого.

Оборудование для урока:

  • ПК,
  • мультимедийный проектор,
  • CD с презентацией,
  • учебники,
  • тетради со схемами для работы,
  • атласы с почвенными картами России и Свердловской области,
  • сигнальные карты настроения учащихся и с номерами групповой работы,
  • листы для  лабораторной работы, наборы ёмкостей с образцами,
  • спиртовки,
  • пробирки,
  • держатели,
  • спирт,
  • спички,
  • знаки «юный исследователь»,
  • ёмкости с водой,
  • кисточки,
  • белый халат,
  • памятки «Как определить тип вашей почвы».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

1. Организационый  момент.

 

Громко прозвенел звонок - начинается урок.

Наши ушки на макушке.

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем ни минуты не теряем.

 

2. Создание мо-тивации (стиму-лирование через игровой метод, чтобы вызвать интерес к уроку).

Сегодня на уроке нас ждёт интересная и разноплановая работа. Покажите сигнальным знаком, какое у вас настроение. Я вижу, вы готовы

Посмотрите, сколько разных ёмкостей, пробирок.

- Как вы думаете, на что похож кабинет сегодня?

Верно, а мы с вами учёные-исследователи. Если вы мне позволите, я буду научным руководителем нашей лаборатории.

- Как мы должны работать?

(поднимают цвет своего настроения)

 

На лабораторию

 

Правильно, быстро, организовано, давать полные ответы, быть внимательными.

Сигнальные карточки настроения

 

Слайд 1

Халат

3. Актуализация знаний.

Прежде чем мы приступим к нашему исследованию, давайте послушаем историю-загадку и определим тему исследования.

 

 

 

 

 

 

 

- О какой кладовой шла речь?

(читает подготовленная ученица)

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже 20. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров моркови. Видели ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него - оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит - глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь. Это не сказка Чудесная кладовая есть на самом деле.

О почве.

 

 

 

Слайд 2

4. Сообщение темы и целей урока.

- Кто догадался, какова тема нашего исследования? Что нам предстоит узнать?

Верно, мы выясним из чего состоит почва как возникла, определим её свойства, а так же вы узнаете, какие бывают почвы.

Попробуйте заполнить информационные листы с надписью «начало урока». Пока это вызывает затруднения, вернёмся к ним позже.

Тема исследования - почва Нужно узнать о её возникновении и составе.

 

(дети пытаются заполнить информационные листы, отражающие новый материал с опорой наличный опыт)

Слайд 3

Информации-онные листы

5. Изучение нового материала.

А) Образование почвы.

- Как вы думаете, как давно появились первые участки почвы?

Почвы Земли начали  образовываться тогда,  когда первые растительные организмы вышли из океана на сушу и поселились в рыхлых горных породах. Первые  на  планете   образовались  почвы  под  влажными тропическими лесами (показ на почвенной карте мира), в более поздний период в сухом климате пустынь (показ на карте) -пустынные почвы. Ещё позднее, когда на Земле стали более разнообразные климатические условия, начали образовываться почвы других поясов: субтропиков (показ), степные (показ), тундровые (показ) и таёжные (показ) почвы.

Я читал в энциклопедии, что когда-то почти вся почва, существующая сейчас в мире была голыми скалами.

 

 

 

 

Слайд 4

Слайд 5

 

- Послушайте стихотворение и попробуйте сказать из чего и как образуется почва

(наизусть читает подготовленная ученица)

Солнце жаркое печёт, ветер больно Гору бьёт,
И Вода старается - трещин прибавляется..
И заплакала Гора - Ох, старая, ох стара!
Пожалел Лишайник Гору, поселился,
лезет в гору.
Трещины прикрыла Почва зацвели на ней цветочки.
Загордилась туг Гора: - Вновь я стала молода!

Слайд 6
  - Как образуется почва? - Разрушаются скалы, в них появляются трещины в результате жаркого и холодного времени года Камень истирается под действием туч песка гонимого ветром. Льдинки царапают его поверхность. Вода подтачивает, даже некоторые бактерии выделяют кислоту и разрушают горные породы. Слайд 7
Работа с учебником. - Пока наш незаменимый помощник-консультант, в лице учителя биологии начнёт подготовку к демонстрационному опыту, мы откроем наши учебники - лабораторные книги и на 88 странице найдем сведения об образовании почвы. Прочитаем.

(учащиеся находят на 88 странице 1 абзац и читают)

«Много в природе создателей почвы Солнце, вода и ветер разрушают горные породы, превращая их в глину и песок. Разные бактерии и лишайники, продолжая разрушать песок и глину, создают условия для жизни мхов и других растений.»

Учебники

Слайд 8

Работа в тетрадях.

В своих тетрадях - лабораторных журналах в виде схемы обобщим процесс образования почвы.

- Кто может обобщить записанное?

(учащиеся заполняют схему№1 в тетрадях) Солнце, вода и ветер воздействуя на горную породу, превращают её в песок и глину, а бактерии и лишайники воздействуя на рыхлую горную породу, позволяют селиться мхам и другим растениям, а также животным. Рабочие тетради
Демонстрацион-ный опыт.

Итак, вернёмся к демонстрационному опыту. Мы воздействовал на горную породу и почву – нагревали.

-Как вы думаете, для чего?

-  В чём же отличие горной породы от почвы?

-  Если нагреть сухие листья, то запах будет иметь место,

следовательно, в почве есть перегной.

  1. Чтобы узнать, в чём отличие горной породы от почвы
  2. Наличие запаха и дыма при нагревании почвы говорит о том, что в её составе есть перегной.
3 пробирки, штативы, спир-товки, спирт, спички, сухие листья, песок, почва
Работа с учебником. - На 88 странице найдите информацию о перегное. Прочитайте (учащиеся ищут и читают на 88 странице в конце 1 абзаца) «Отершие остатки растений и животных образуют перегной - самый плодородный слой почвы»  
Б) Состав почвы. Значит одна из составляющих почвы - это перегной. Заполним часть второй схемы в тетрадях.    
Выступление учащегося по те-ме исследования Зарецкая Дарья в этом году работает над проектом о почве и сейчас поделится результатами  своих исследований.

(ученица даёт краткое описание опытов и их результатов) Я остановлюсь на тех опытах, которые говорят о составе почвы

1. Если в ёмкость с водой опустить комочек почвы, то из него в воду выходят пузырьки - это воздух..

Значит, в почве есть воздух.

2.В банку положила немного земли, наполнила водой, встряхнула и дала отстояться. Отчётливо видно, что почва отслоилась: листочки и опилки, мутная вода, глина, песок,камни. Следовательно, в почве есть песок и глина

3. С мамой мы нагрели почву и прикрыли стеклянной крышкой, на которой появились капли воды, то есть впочве есть вода

4. Я перемешала почву с водой и несколько капель раствора нагрела Вода испарилась, а на стекле остался белый налёт, доказывающий, что в почве есть минеральные соли.

Я пришла к выводу, что в почве есть все необходимое для роста растений. Воздух - для дыхания, вода и соли – для питания, песок, чтобы почва была рыхлой, то есть каждый компонент имеет своё значение, но всё же главный - перегной. от его количества зависит основное свойство почвы - плодородие.

 

 

 

 

 

Слайд 9

 

 

 

Слайд 10

Образец

 

Слайд 11

 

 

Слайд 12

Работа в тетрадях.

- Спасибо, Дарья. А мы в своих лабораторных журналах заполнимвторую схему, отражающую состав почвы

Состав почвы зависит от природных условий. Чем больше влаги и тепла, тем она плодороднее.

   
6. ФИЗМИНУТКА Сделаем производственную паузу - отдохнём.

(дежурный проводит физминутку)

Ух, ты, семечко-зерно (руки в стороны)
Ляжешь в борозду на дно! (присед)
Ты, не бойся, золотое (руки к лицу)
Ничего что там темно, (присед)
К свету, к солнцу, из земли (руки вверх в приседе)
Ты, росток скорей пошли, (встать)
Как весною, в ранний час (повороты)
Семена взошли у нас (повороты)
Вышли к солнышку из тьмы (потянуться)
Здравствуй, солнце, это мы (махи руками)
Мал ещё росток-ребёнок (наклоны головой)
Только-только из пелёнок, (сесть)

Слайд 13
В) Виды почв.

Работа с почвен-ными картами:

- мира

- Посмотрите на почвенную карту мира Каких только цветов не бывает почва! Окраска почвы зависит от состава и происхождения.

В Древнем Китае был установлен своеобразный памятник. На небольшой площадке было насыпано несколько кучек, которые состояли из почв разного цвета и происхождения. Всё дело в том, что китайцы считали свою империю центром мира и насыпанные кучки почвы должны были символизировать величие, природные богатства и плодородие Китая..

  Слайд 14
- России

- Рассмотрим почвенную карту России.

Какие виды почв есть на территории нашей страны?

Самые богатые перегноем почвы- чернозёмы. Чернозёмные почвы

встречаются там, где много растительности и продолжительный тёплый период. Чернозёмы - одно из богатств нашей страны На нихвыращивают устойчивые высокие урожаи.

- Покажите на карте, где преобладают черноземные почвы.

Арктические, таёжные, лесные, подзолистые, бурые, серые, чернозёмы...

 

 

 

 

На юге нашей страны.

Слайд 15

Атласы России

- Свердловской области

Обратимся к почвенной карте Свердловской области. Вы видите многообразие почв.

-    Какие почвы преобладают в районе нашего города?

В нашей области больше всего почв серого цвета. Это подзолистые почвы В данной почве перегноя не очень много, однако, люди научились получать на этих почвах высокие урожаи.

Преобладают подзолистые почвы.  
Домашнее иссле-дование, с опорой на жизненный опыт.

Дома вы поинтересовались у своих близких о характеристике почвы вашего садового участка. Каковы результаты?

Как вы видите почвы бывают разные - и плодородные с большим количеством перегноя, и менее ценные.

-   Расскажите, что вы делаете, чтобы растения на вашем участке были сильными, здоровыми и давали богатый урожай?

Правильно ребята, всё это делает почву в вашем огороде плодородней и повышает урожай.

А для того, чтобы вы смогли точнее определить тип почвы вашего участка, мы с Дашей приготовили для вас памятки.

(учащиеся называют преобладающий тип почвы своего участка)

 

Перекапываем, чтобы была рыхлой почва, поливаем, чтобы было достаточно влаги, удобряем навозом, золой, перегноем.

 

 

(Дарья раздаёт памятки)

Слайд 16

Атласы Сверд-ловской облас-ти

Исследование в группах.

Итак, внимание. Начинаем наше групповое исследование. Перед вами образцы и листы для лабораторной работы

Ваша цель определить номера образцов, соотнести их с названием. Для этого намочите колонку проб и растерите частички из каждой ёмкости. Цвет наведёт вас на нужный выбор.

-Каковы результаты: №подзолистой почвы, №красной ферролитной почвы, под каким №чернозём, глина, песок.

(работа в группах)

 

 

 

(«генераторы идей» поднимают сигнальные карточки с номерами)

Памятки «Как узнать тип поч-вы»

Слайд 17

Ёмкости с об-разцами и во-дой, листы для исследования

Сигнальные карты с номерами

7. Итог урока.

Вот и подошло к концу наше исследование. Вы меня очень порадовали, потому что работали все дружно, слажено, с интересом. Почву очень интересно изучать, потому что она на нашей планете играет важную роль. А какую?

По подсчётам учёных, требуется 2000 лет для образования слоя почвы толщиной 5см. Значит, как и другие природные объекты,

почва нуждается в охране, но об этом подробнее мы поговорим при следующей встрече.

Благодаря почве существует всё живое на Земле (есть растения, значит, есть насекомые и животные, есть насекомые, значит, есть птицы и рыбы, и земноводные, есть растения и животные, значит, жив человек).

 

 

(учащиеся заполняют информационные листы)

 
Тестирование по теме урока А сейчас вернёмся к информационным листам и попробуем их заполнить с учётом полученных сегодня знаний.
  1. Горные      породы      разрушаются под воздействием   
  2. Почва - это...
  3. В состав почвы входит...
  4. Самый ценный компонент в почве, от которого зависят виды и свойства почвы - это...
  5. В природе существуют виды почв...
  6. Эту почву называют царём почв...
  7. В Свердловской области преобладают.. .почвы
  8. Основное свойство почвы - это...
  9. Почему нужно бережно относиться к почвам?

Слайд 18

Информации-онные листы

Рефлексия на конец урока

- Поделитесь впечатлениями об уроке. Какою ваше настроение. - Как вы сможете использовать свой новый опыт? Вы действительно настоящие исследователи, поэтому многие получат знак «Юный исследователь». Это...,а «генераторы идей» в каждой группе определят достойных и сообщат мне позже.

Сегодня на уроке было интересно...

Больше всего мне понравилось...

Для меня было открытием то, что...

(поднимают цветовые карточки настроения)

Сигнальные карточки настроения

Знаки «Юный исследователь»

Реклама дополнительной литературы

Ну а чтобы стать научным руководителем, вы должны оставаться внимательными,  любознательными  и  самостоятельно  читать дополнительный материал, который вы найдёте:

— в энциклопедии «Почемучка»;

—в энциклопедии «Всё обо всём»;

—в справочнике «Занимательное природоведение»

Я буду рада, если вы пополните этот список и через неделю приготовите ответы к викторине, которую я помешу в уголке класса

Знания, полученные на уроке, я могу использовать, работая с родными на садовом участке, ухаживая за комнатными растениями, разгадывая сканворды.

Слайд 19

 

 

 

 

 

Викторина

8. Домашнее задание

Дома просмотрите информацию своих тетрадей - лабораторных журналов, поработайте с учебником на страницах 88-90, а самым творческим из вас предлагаю сочинить и оформить сказку «Путешествие жука из недр почвы на поверхность».

Благодарю всех участников работы нашей лаборатории!

 

(учащиеся записывают в дневники)

Слайд 20

 

 

Слайд 21