Цель урока: Изучить состав и типы почвы.
Задачи урока:
1) Сформировать знания на уровне:
- понятий (почва, состав почвы, типы почвы);
- представлений (опыты в классе с натуральным объектом – почвой);
- причинно – следственных связей (от состава зависят свойства и типы)
2) сформировать умения:
- работы с учебником;
- работы с картой;
- элементарные исследования;
3) сформировать навыки наблюдений, работы в группах;
4) развить ассоциативно- образное и логическое мышление, видеть цель, добиваться результатов, работать в коллективе, монологическую речь, память, наблюдательность, любознательность, интерес к предмету;
5) вызвать у детей ощущение причастности к природе, её необходимости в жизни каждого.
Оборудование для урока:
- ПК,
- мультимедийный проектор,
- CD с презентацией,
- учебники,
- тетради со схемами для работы,
- атласы с почвенными картами России и Свердловской области,
- сигнальные карты настроения учащихся и с номерами групповой работы,
- листы для лабораторной работы, наборы ёмкостей с образцами,
- спиртовки,
- пробирки,
- держатели,
- спирт,
- спички,
- знаки «юный исследователь»,
- ёмкости с водой,
- кисточки,
- белый халат,
- памятки «Как определить тип вашей почвы».
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
1. Организационый момент. |
|
Громко прозвенел звонок - начинается урок. Наши ушки на макушке. Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем ни минуты не теряем. |
|
2. Создание мо-тивации (стиму-лирование через игровой метод, чтобы вызвать интерес к уроку). |
Сегодня на уроке нас ждёт интересная и разноплановая работа. Покажите сигнальным знаком, какое у вас настроение. Я вижу, вы готовы Посмотрите, сколько разных ёмкостей, пробирок. - Как вы думаете, на что похож кабинет сегодня? Верно, а мы с вами учёные-исследователи. Если вы мне позволите, я буду научным руководителем нашей лаборатории. - Как мы должны работать? |
(поднимают цвет своего настроения)
На лабораторию
Правильно, быстро, организовано, давать полные ответы, быть внимательными. |
Сигнальные карточки настроения
Слайд 1 Халат |
3. Актуализация знаний. |
Прежде чем мы приступим к нашему исследованию, давайте послушаем историю-загадку и определим тему исследования.
- О какой кладовой шла речь? |
(читает подготовленная ученица) Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже 20. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров моркови. Видели ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него - оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит - глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь. Это не сказка Чудесная кладовая есть на самом деле. О почве. |
Слайд 2 |
4. Сообщение темы и целей урока. |
- Кто догадался, какова тема нашего исследования? Что нам предстоит узнать? Верно, мы выясним из чего состоит почва как возникла, определим её свойства, а так же вы узнаете, какие бывают почвы. Попробуйте заполнить информационные листы с надписью «начало урока». Пока это вызывает затруднения, вернёмся к ним позже. |
Тема исследования - почва Нужно узнать о её возникновении и составе.
(дети пытаются заполнить информационные листы, отражающие новый материал с опорой наличный опыт) |
Слайд 3 Информации-онные листы |
5. Изучение нового материала. А) Образование почвы. |
- Как вы думаете, как давно появились первые участки почвы? Почвы Земли начали образовываться тогда, когда первые растительные организмы вышли из океана на сушу и поселились в рыхлых горных породах. Первые на планете образовались почвы под влажными тропическими лесами (показ на почвенной карте мира), в более поздний период в сухом климате пустынь (показ на карте) -пустынные почвы. Ещё позднее, когда на Земле стали более разнообразные климатические условия, начали образовываться почвы других поясов: субтропиков (показ), степные (показ), тундровые (показ) и таёжные (показ) почвы. |
Я читал в энциклопедии, что когда-то почти вся почва, существующая сейчас в мире была голыми скалами.
|
Слайд 4 Слайд 5 |
- Послушайте стихотворение и попробуйте сказать из чего и как образуется почва |
(наизусть читает подготовленная ученица)
Солнце жаркое печёт, ветер больно Гору бьёт, |
Слайд 6 | |
- Как образуется почва? | - Разрушаются скалы, в них появляются трещины в результате жаркого и холодного времени года Камень истирается под действием туч песка гонимого ветром. Льдинки царапают его поверхность. Вода подтачивает, даже некоторые бактерии выделяют кислоту и разрушают горные породы. | Слайд 7 | |
Работа с учебником. | - Пока наш незаменимый помощник-консультант, в лице учителя биологии начнёт подготовку к демонстрационному опыту, мы откроем наши учебники - лабораторные книги и на 88 странице найдем сведения об образовании почвы. Прочитаем. | (учащиеся находят на 88 странице 1 абзац и читают) «Много в природе создателей почвы Солнце, вода и ветер разрушают горные породы, превращая их в глину и песок. Разные бактерии и лишайники, продолжая разрушать песок и глину, создают условия для жизни мхов и других растений.» |
Учебники Слайд 8 |
Работа в тетрадях. | В своих тетрадях - лабораторных журналах в виде схемы обобщим процесс образования почвы. - Кто может обобщить записанное? |
(учащиеся заполняют схему№1 в тетрадях) Солнце, вода и ветер воздействуя на горную породу, превращают её в песок и глину, а бактерии и лишайники воздействуя на рыхлую горную породу, позволяют селиться мхам и другим растениям, а также животным. | Рабочие тетради |
Демонстрацион-ный опыт. | Итак, вернёмся к демонстрационному опыту. Мы воздействовал на горную породу и почву – нагревали. -Как вы думаете, для чего? - В чём же отличие горной породы от почвы? - Если нагреть сухие листья, то запах будет иметь место, следовательно, в почве есть перегной. |
|
3 пробирки, штативы, спир-товки, спирт, спички, сухие листья, песок, почва |
Работа с учебником. | - На 88 странице найдите информацию о перегное. Прочитайте | (учащиеся ищут и читают на 88 странице в конце 1 абзаца) «Отершие остатки растений и животных образуют перегной - самый плодородный слой почвы» | |
Б) Состав почвы. | Значит одна из составляющих почвы - это перегной. Заполним часть второй схемы в тетрадях. | ||
Выступление учащегося по те-ме исследования | Зарецкая Дарья в этом году работает над проектом о почве и сейчас поделится результатами своих исследований. | (ученица даёт краткое описание опытов и их результатов) Я остановлюсь на тех опытах, которые говорят о составе почвы 1. Если в ёмкость с водой опустить комочек почвы, то из него в воду выходят пузырьки - это воздух.. Значит, в почве есть воздух. 2.В банку положила немного земли, наполнила водой, встряхнула и дала отстояться. Отчётливо видно, что почва отслоилась: листочки и опилки, мутная вода, глина, песок,камни. Следовательно, в почве есть песок и глина 3. С мамой мы нагрели почву и прикрыли стеклянной крышкой, на которой появились капли воды, то есть впочве есть вода 4. Я перемешала почву с водой и несколько капель раствора нагрела Вода испарилась, а на стекле остался белый налёт, доказывающий, что в почве есть минеральные соли. Я пришла к выводу, что в почве есть все необходимое для роста растений. Воздух - для дыхания, вода и соли – для питания, песок, чтобы почва была рыхлой, то есть каждый компонент имеет своё значение, но всё же главный - перегной. от его количества зависит основное свойство почвы - плодородие. |
Слайд 9
Слайд 10 Образец
Слайд 11
Слайд 12 |
Работа в тетрадях. | - Спасибо, Дарья. А мы в своих лабораторных журналах заполнимвторую схему, отражающую состав почвы Состав почвы зависит от природных условий. Чем больше влаги и тепла, тем она плодороднее. |
||
6. ФИЗМИНУТКА | Сделаем производственную паузу - отдохнём. | (дежурный проводит физминутку) Ух, ты, семечко-зерно (руки в стороны) |
Слайд 13 |
В) Виды почв.
Работа с почвен-ными картами: - мира |
- Посмотрите на почвенную карту мира Каких только цветов не бывает почва! Окраска почвы зависит от состава и происхождения. В Древнем Китае был установлен своеобразный памятник. На небольшой площадке было насыпано несколько кучек, которые состояли из почв разного цвета и происхождения. Всё дело в том, что китайцы считали свою империю центром мира и насыпанные кучки почвы должны были символизировать величие, природные богатства и плодородие Китая.. |
Слайд 14 | |
- России | - Рассмотрим почвенную карту России. Какие виды почв есть на территории нашей страны? Самые богатые перегноем почвы- чернозёмы. Чернозёмные почвы встречаются там, где много растительности и продолжительный тёплый период. Чернозёмы - одно из богатств нашей страны На нихвыращивают устойчивые высокие урожаи. - Покажите на карте, где преобладают черноземные почвы. |
Арктические, таёжные, лесные, подзолистые, бурые, серые, чернозёмы...
На юге нашей страны. |
Слайд 15 Атласы России |
- Свердловской области | Обратимся к почвенной карте Свердловской области. Вы видите многообразие почв. - Какие почвы преобладают в районе нашего города? В нашей области больше всего почв серого цвета. Это подзолистые почвы В данной почве перегноя не очень много, однако, люди научились получать на этих почвах высокие урожаи. |
Преобладают подзолистые почвы. | |
Домашнее иссле-дование, с опорой на жизненный опыт. | Дома вы поинтересовались у своих близких о характеристике почвы вашего садового участка. Каковы результаты? Как вы видите почвы бывают разные - и плодородные с большим количеством перегноя, и менее ценные. - Расскажите, что вы делаете, чтобы растения на вашем участке были сильными, здоровыми и давали богатый урожай? Правильно ребята, всё это делает почву в вашем огороде плодородней и повышает урожай. А для того, чтобы вы смогли точнее определить тип почвы вашего участка, мы с Дашей приготовили для вас памятки. |
(учащиеся называют преобладающий тип почвы своего участка)
Перекапываем, чтобы была рыхлой почва, поливаем, чтобы было достаточно влаги, удобряем навозом, золой, перегноем.
(Дарья раздаёт памятки) |
Слайд 16 Атласы Сверд-ловской облас-ти |
Исследование в группах. |
Итак, внимание. Начинаем наше групповое исследование. Перед вами образцы и листы для лабораторной работы Ваша цель определить номера образцов, соотнести их с названием. Для этого намочите колонку проб и растерите частички из каждой ёмкости. Цвет наведёт вас на нужный выбор. -Каковы результаты: №подзолистой почвы, №красной ферролитной почвы, под каким №чернозём, глина, песок. |
(работа в группах)
(«генераторы идей» поднимают сигнальные карточки с номерами) |
Памятки «Как узнать тип поч-вы» Слайд 17 Ёмкости с об-разцами и во-дой, листы для исследования Сигнальные карты с номерами |
7. Итог урока. | Вот и подошло к концу наше исследование. Вы меня очень порадовали, потому что работали все дружно, слажено, с интересом. Почву очень интересно изучать, потому что она на нашей планете играет важную роль. А какую? По подсчётам учёных, требуется 2000 лет для образования слоя почвы толщиной 5см. Значит, как и другие природные объекты, почва нуждается в охране, но об этом подробнее мы поговорим при следующей встрече. |
Благодаря почве существует всё живое на Земле (есть растения, значит, есть насекомые и животные, есть насекомые, значит, есть птицы и рыбы, и земноводные, есть растения и животные, значит, жив человек).
(учащиеся заполняют информационные листы) |
|
Тестирование по теме урока | А сейчас вернёмся к информационным листам и попробуем их заполнить с учётом полученных сегодня знаний. |
|
Слайд 18 Информации-онные листы |
Рефлексия на конец урока |
- Поделитесь впечатлениями об уроке. Какою ваше настроение. - Как вы сможете использовать свой новый опыт? Вы действительно настоящие исследователи, поэтому многие получат знак «Юный исследователь». Это...,а «генераторы идей» в каждой группе определят достойных и сообщат мне позже. | Сегодня на уроке было интересно... Больше всего мне понравилось... Для меня было открытием то, что... (поднимают цветовые карточки настроения) |
Сигнальные карточки настроения Знаки «Юный исследователь» |
Реклама дополнительной литературы |
Ну а чтобы стать научным руководителем, вы должны оставаться внимательными, любознательными и самостоятельно читать дополнительный материал, который вы найдёте: — в энциклопедии «Почемучка»; —в энциклопедии «Всё обо всём»; —в справочнике «Занимательное природоведение» Я буду рада, если вы пополните этот список и через неделю приготовите ответы к викторине, которую я помешу в уголке класса |
Знания, полученные на уроке, я могу использовать, работая с родными на садовом участке, ухаживая за комнатными растениями, разгадывая сканворды. |
Слайд 19
Викторина |
8. Домашнее задание |
Дома просмотрите информацию своих тетрадей - лабораторных журналов, поработайте с учебником на страницах 88-90, а самым творческим из вас предлагаю сочинить и оформить сказку «Путешествие жука из недр почвы на поверхность». Благодарю всех участников работы нашей лаборатории! |
(учащиеся записывают в дневники) |
Слайд 20
Слайд 21 |