Цель :
- формирование лингвистических знаний и умений.
Задачи:
1. Развитие умения осознанно проверять и писать слова с безударной гласной в корне
2. Развитие важнейших интеллектуальных качеств учащихся (речь, мышление, память, внимание):
- Развитие устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления
- Развитие аналитико-синтетического мышления, творческого воображения
- Развитие орфографической зоркости
3. Совершенствовать умение работать с текстом
4. Развитие воли (умение ставить цель и её добиваться)
5. Развитие эстетических чувств, аккуратности, воспитание внимательного отношения к слову.
Оборудование и учебный материал:
- мультимедийная система ( проектор, компьютер, экран)
- музыкальный центр
- раздаточный материал (тексты про гайку)
- учебник “Русский язык” Л.М.Зелениной. Т.Е.Хохловой - 2 часть
Ход урока
Орг. момент
- Приветствие.
- Запись числа и классной работы.
Минутка чистописания
На доске написано слово с пропусками: ГЛ…СНЫ…
- стгадайте слово (гласные)
- в зависимости от наличия ударения на какие две группы они делятся? (ударные и безударные)
- какие из них надо проверять? (безударные)
- в какой части слова они могут быть? (приставка. корень, суффикс, окончание)
- сформулируйте тему урока, опираясь на схему:
- пропущенные буквы этого слова будут вашим чистописанием. Назовите их. ( а , е)
Каждую из них поочерёдно нужно соединить с буквой непарного звонкого согласного, который есть в названии нашего города. Какая это буква? ( м) Какие слоги у вас получатся, если буква согласного будет на первом месте? Записываем ( ма ме ).
Словарно-орфографическая работа (используется презентация)
- слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, если назовете увиденный предмет на экране. (малина – на проекторе слайд № 1,2)
- что это такое? ( малина – это сладкие красные ягоды)
- верно, но малиной называют не только ягоды. Вспомните, как они растут?
( малина – это кустарник, на котором растут сладкие красные ягоды)
- по поводу происхождения названия этой ягоды существуют две точки зрения. Одни считают, что название связано с цветом. Каким? Другие обращают внимание на её форму.
- посмотрите внимательно на малину, на её форму. ( Ягода малины состоит из маленьких частей, как бы сцепленных между собой. )
- запишите наше новое словарное слово. Поставьте ударение. Что можете сказать о его правописании? Какое слово из моего рассказа о названии МАЛИНЫ поможет её запомнить? ( маленький)
- послушайте фразы. Что они обозначают?
Не жизнь, а малина. ( очень хорошая жизнь)
Малиновый звон ( красивый нежный звук)
Почему в этих фразах употреблено слово МАЛИНА? ( Это очень хорошая, вкусная, нежная ягода) . Качество ягоды-малины переносится и на другие предметы: жизнь, звон. А слова МАЛИНА, МАЛИНОВЫЙ в этих фразах имеют переносный смысл.
- Запишите цвет нашей ягоды. (малиновый)
- Как можно назвать маленькую ягоду малины? ( малинка)
- Как называется участок земли, где растут кусты малины? ( малинник)
В записанных словах выделите корень, поставьте ударение и обозначьте безударный гласный в корне. Что это за слова? ( родственные)
На экране появляется запись( слайд № 3)
Какие ещё ягоды вы знаете? ( земляника, черника, вишня, крыжовник)
- Про одну из ягод прочитаем загадку в учебнике на странице 53.
- Ответьте на вопрос загадки.
- Почему она так называется?
Прочитайте текст на экране (слайд № 4):
Если рано в лес пойдёшь,
Много ягод наберёшь,
Ты – малину, ты – чернику,
Ты – в корзинку землянику.
Если хочешь набирать,
То иди скорей искать.
Замените знак “ тире” подходящими по смыслу глаголами так, чтобы они не повторялись.
А теперь прочитайте текст с одним и тем же глаголом, например, возьмёшь.
Изменился ли текст, что изменилось? ( появились повторы, красота текста пропала )
Изучение нового материала
Отгадайте слова. Они будут все начинаться на букву согласного, которую мы прописывали на минутке чистописания. Вспомните её. ( М)
Кроссворд на доске.
1. Есть реки, озёра, океаны,…. ( моря)
Выделите корень. Какую букву гласного надо писать в корне? Как проверить?
Таблица с правилом на доске появляется.
Запись отгаданных слов и проверочных ( в скобках)
2. Что строит мороз через реку ( мосты)
3. Мальчишки берут с собою всегда,
Когда на улицу идут поиграть. ( мячи)
4. Суп бывает овощной, а ещё грибной,….( мясной)
5.
Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу? ( медведь)
С последним словом составьте такое предложение из двух слов, чтобы одно из них обозначало предмет, а другое – действие предмета. Назовите подлежащее и сказуемое. Распространяйте предложение постепенно, добавляя по одному слову. ( устно)
Физ.минутка
(Под музыку “ Всё сбывается на свете ”)
Закрепление
Упражнение № 1.
Прочитайте. Исключите в цепочках лишние слова. Ответ обоснуйте.
- м…рской с…довый сп…ртивный
- зв…зда в…дро с…ва
- св…сток т…грята св….тлячок
Упражнение № 2.
Прочитайте словосочетания. Вставьте пропущенные буквы в словах. Выделите в них корень. ( Я на доске всё делаю, а дети говорят)
- Лист кл…новый
- Сад т…нистый
- Гора л…дяная
- Хлеб з…рнистый
- Воздух м…рской
Постарайтесь запомнить словосочетания. ( Я вторые слова закрываю).
Ориентируясь на первое слово, напишите вторую часть каждого словосочетания, подберите проверочные слова.
Дети обмениваются тетрадями – взаимопроверка.
Какое из записанных по памяти слов может быть лишним? Почему?
Упражнение 3.
(У детей карточки с текстом)
Прочитайте текст. Озаглавьте его. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.
Гайки –это маленькие с…ницы. Они сизые с чёрными п…лосками на белых пухленьких щёчках. Птички работают н…сами по сухому дер…ву и добывают себе насекомых в гн…лой др…в…сине.
- Какой перед вами тип текста? ( описание)
- Посмотрите на изображение этой птички ( на проекторе слайд № 5)
- Спишите первое предложение.
Подведение итогов урока. Задание на дом.
- назовите тему нашего урока.
- как надо проверять слова с такой орфограммой?
- дома необходимо подобрать 5 слов по теме урока и записать новое словарное слово в словарик в нужный раздел.
- благодарность за урок (слайд № 6) и выставление отметок.