Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель :

  • формирование лингвистических знаний и умений.

Задачи:

1. Развитие умения осознанно проверять и писать слова с безударной гласной в корне

2. Развитие важнейших интеллектуальных качеств учащихся (речь, мышление, память, внимание):

  • Развитие устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления
  • Развитие аналитико-синтетического мышления, творческого воображения
  • Развитие орфографической зоркости

3. Совершенствовать умение работать с текстом

4. Развитие воли (умение ставить цель и её добиваться)

5. Развитие эстетических чувств, аккуратности, воспитание внимательного отношения к слову.

Оборудование и учебный материал:

  • мультимедийная система ( проектор, компьютер, экран)
  • музыкальный центр
  • раздаточный материал (тексты про гайку)
  • учебник “Русский язык” Л.М.Зелениной. Т.Е.Хохловой - 2 часть

 Ход урока

Орг. момент

  • Приветствие.
  • Запись числа и классной работы.

Минутка чистописания

На доске написано слово с пропусками: ГЛ…СНЫ…

  • стгадайте слово (гласные)
  • в зависимости от наличия ударения на какие две группы они делятся? (ударные и безударные)
  • какие из них надо проверять? (безударные)
  • в какой части слова они могут быть? (приставка. корень, суффикс, окончание)
  • сформулируйте тему урока, опираясь на схему:

  • пропущенные буквы этого слова будут вашим чистописанием. Назовите их. ( а , е)

Каждую из них поочерёдно нужно соединить с буквой непарного звонкого согласного, который есть в названии нашего города. Какая это буква? ( м) Какие слоги у вас получатся, если буква согласного будет на первом месте? Записываем ( ма ме ).

Словарно-орфографическая работа (используется презентация)

  • слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, если назовете увиденный предмет на экране. (малина – на проекторе слайд № 1,2)
  • что это такое? ( малина – это сладкие красные ягоды)
  • верно, но малиной называют не только ягоды. Вспомните, как они растут?

( малина – это кустарник, на котором растут сладкие красные ягоды)

  • по поводу происхождения названия этой ягоды существуют две точки зрения. Одни считают, что название связано с цветом. Каким? Другие обращают внимание на её форму.
  • посмотрите внимательно на малину, на её форму. ( Ягода малины состоит из маленьких частей, как бы сцепленных между собой. )
  • запишите наше новое словарное слово. Поставьте ударение. Что можете сказать о его правописании? Какое слово из моего рассказа о названии МАЛИНЫ поможет её запомнить? ( маленький)
  • послушайте фразы. Что они обозначают?

Не жизнь, а малина. ( очень хорошая жизнь)

Малиновый звон ( красивый нежный звук)

Почему в этих фразах употреблено слово МАЛИНА? ( Это очень хорошая, вкусная, нежная ягода) . Качество ягоды-малины переносится и на другие предметы: жизнь, звон. А слова МАЛИНА, МАЛИНОВЫЙ в этих фразах имеют переносный смысл.

  1. Запишите цвет нашей ягоды. (малиновый)
  2. Как можно назвать маленькую ягоду малины? ( малинка)
  3. Как называется участок земли, где растут кусты малины? ( малинник)

В записанных словах выделите корень, поставьте ударение и обозначьте безударный гласный в корне. Что это за слова? ( родственные)

На экране появляется запись( слайд № 3)

Какие ещё ягоды вы знаете? ( земляника, черника, вишня, крыжовник)

  • Про одну из ягод прочитаем загадку в учебнике на странице 53.
  • Ответьте на вопрос загадки.
  • Почему она так называется?

Прочитайте текст на экране (слайд № 4):

Если рано в лес пойдёшь,
Много ягод наберёшь,
Ты – малину, ты – чернику,
Ты – в корзинку землянику.
Если хочешь набирать,
То иди скорей искать.

Замените знак “ тире” подходящими по смыслу глаголами так, чтобы они не повторялись.

А теперь прочитайте текст с одним и тем же глаголом, например, возьмёшь.

Изменился ли текст, что изменилось? ( появились повторы, красота текста пропала )

Изучение нового материала

Отгадайте слова. Они будут все начинаться на букву согласного, которую мы прописывали на минутке чистописания. Вспомните её. ( М)

Кроссворд на доске.

1. Есть реки, озёра, океаны,…. ( моря)

Выделите корень. Какую букву гласного надо писать в корне? Как проверить?

Таблица с правилом на доске появляется.

Запись отгаданных слов и проверочных ( в скобках)

2. Что строит мороз через реку ( мосты)

3. Мальчишки берут с собою всегда,

Когда на улицу идут поиграть. ( мячи)

4. Суп бывает овощной, а ещё грибной,….( мясной)

5.

Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу? ( медведь)

С последним словом составьте такое предложение из двух слов, чтобы одно из них обозначало предмет, а другое – действие предмета. Назовите подлежащее и сказуемое. Распространяйте предложение постепенно, добавляя по одному слову. ( устно)

Физ.минутка

(Под музыку “ Всё сбывается на свете ”)

Закрепление

Упражнение № 1.

Прочитайте. Исключите в цепочках лишние слова. Ответ обоснуйте.

  • м…рской             с…довый              сп…ртивный
  • зв…зда                в…дро                   с…ва
  • св…сток             т…грята                 св….тлячок

Упражнение № 2.

Прочитайте словосочетания. Вставьте пропущенные буквы в словах. Выделите в них корень. ( Я на доске всё делаю, а дети говорят)

  • Лист кл…новый
  • Сад т…нистый
  • Гора л…дяная
  • Хлеб з…рнистый
  • Воздух м…рской

Постарайтесь запомнить словосочетания. ( Я вторые слова закрываю).

Ориентируясь на первое слово, напишите вторую часть каждого словосочетания, подберите проверочные слова.

Дети обмениваются тетрадями – взаимопроверка.

Какое из записанных по памяти слов может быть лишним? Почему?

Упражнение 3.

(У детей карточки с текстом)

Прочитайте текст. Озаглавьте его. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.

Гайки –это маленькие с…ницы. Они сизые с чёрными п…лосками на белых пухленьких щёчках. Птички работают н…сами по сухому дер…ву и добывают себе насекомых в гн…лой др…в…сине.

  • Какой перед вами тип текста? ( описание)
  • Посмотрите на изображение этой птички ( на проекторе слайд № 5)
  • Спишите первое предложение.

Подведение итогов урока. Задание на дом.

  • назовите тему нашего урока.
  • как надо проверять слова с такой орфограммой?
  • дома необходимо подобрать 5 слов по теме урока и записать новое словарное слово в словарик в нужный раздел.
  • благодарность за урок (слайд № 6) и выставление отметок.