Цели:
- Продолжить работу над формированием навыка правописания слов с непроизносимыми согласными; повторить ранее изученные орфограммы;
- Развивать орфографическую зоркость, память, мышление, речь;
- Воспитывать интерес к предмету, прилежное отношение к учёбе;
Оборудование: Слайды, проектор, несколько компьютеров, программа-тренажор “Фраза”, учебник “Русский язык” для 3 кл., автор: Полякова А.В., карточки для проверочной работы по вариантам.
Ход урока
- Организационный момент.
- Здравствуйте ребята. Мы продолжаем наше путешествие по дорогам знаний. Сегодня нашим помощником будет Мудрая Сова. С её помощью вы определите тему урока. (Слайд № 1. На экране появляется изображение Мудрой Совы. Приложение 1).
II. Определение темы урока.
Мудрая Сова загадывает загадки:
Раскинут ковёр,
Рассыпан горох:
Ни ковра не поднять,
Ни гороха собрать. (Звёздное небо)День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (Сердце)Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт.
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт? (Солнце)
(По мере отгадывания загадок, отгадки появляются на экране. Слайды № 2-4.)
- Что общего у слов-отгадок? (Слайд № 5. Орфограмма – непроизносимые согласные)
-Тема нашего урока: “Правописание непроизносимых согласных”. (Слайд № 6)
-Какие согласные могут быть непроизносимыми? ([л], [д], [т], [в])
- Как можно проверить непроизносимые согласные?
III. Чистописание
1.
- Запишите сочетания, в которых буквы т, д, л являются орфограммами.
стн здн лнц
-Вы правильно определили тему урока, и чтобы вы могли успешно справиться со всеми заданиями, Мудрая Сова даёт вам совет:
Работаешь добросовестно, в глаза смотреть не совестно.
(На экране – Сова и пословица. Слайд № 7.)
-Прочитайте пословицу, объясните её смысл.
2.
-Красиво и правильно спишите предложение, выделите орфограммы. (Самостоятельная работа)
Проверка. Выделить и объяснить орфограммы на экране. (Слайд № 8)
- Назовите слова с непроизносимыми согласными. Что ещё вы можете сказать об этих словах? (Они однокоренные)
3.
Разбор слов по составу (добросовестно, совестно).
Какие согласные могут быть непроизносимыми (произносимыми) с непроизносимыми согласными; повторить ранее изученные орфограммы.
IV. Словарно-орфографическая работа.
-Всегда ли можно проверить написание слов с непроизносимыми согласными?
- Назовите слова с непроизносимыми согласными, которые надо запомнить.
Индивидуальная работа. Несколько человек выполняют словарную работу на компьютерах в программе “Фраза” (тема: непроизносимые согласные, вариант 88).
- Спишите слова, вставляя там, где нужно пропущенные буквы: праз_ник, ал_ея, интерес_ный, суб_ота, чу_ство, лес_ница, бас_ейн, ак_уратно. (слайд № 9 )
Самопроверка (Слайд № 10 )
Самооценка: “5” - без ошибок, “4” - одна ошибка, “3” - две-три ошибки.
V. Работа по теме урока.
1. Выборочное письмо.
- Мудрая Сова приглашает нас в удивительный зимний лес, в котором притаилась сказка.
(Слайд № 11)
- Вставьте пропущенные слова. (Если дети правильно подбирают слова, то они появляются на экране)
Мороз и ...
День ...
Ещё ты дремлешь, друг ...
Пора, красавица, проснись.
- Кто автор этих строчек?
-Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?
- Прочитайте следующие строчки. Из какой они сказки?
- Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему? –
Говорит она ему.
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице.
(Слайды № 12,13)
- Откройте учебник, стр. 121 упр. 241. Самостоятельная работа.
(Выписать слова с непроизносимыми согласными.)
Проверка. Назвать слова, которые выписали, объяснить их написание.
Физминутка.
Игра “ Не ошибись!”
(Учитель читает вперемежку приведённые ниже слова с непроизносимыми согласными и слова, в которых эти согласные отсутствуют. Если в слове пишется буква непроизносимого согласного, то ученики подпрыгивают, если нет – приседают. Тот, кто ошибся, подбирает проверочное слово. Слова: бескорыстный, безынтересный, вирусный, властный, возрастной, вкусный, гласный, доблестный, жалостный, живописный, запасной, известный, интересный, искусный, корыстный, лестный, ненавистный, ненастный, небесный, опасный, поздний, ужасный, чудесный.)
2. Творческая работа.
- Составьте со словами, которые мы выписали, предложения о зимнем дне.
(Выслушиваются предложения детей.)
- Самое красивое предложение запишите в тетрадь. Подчеркните основу предложения.
3. Письмо по памяти.
- Скажите, за что вы любите зиму?
- Прочитайте стихотворение, записанное на доске:
Мы любим дни м_розные,
К_тка упругий лё_,
Н_ч(?)ное небо звёз_ное
И шумный Новый го_!
- Какие орфограммы пропущены? (Вставляем, объясняя орфограммы)
- Постарайтесь запомнить стихотворение. (Дети читают стихотворение, повторяют его, учитель стирает запись)
- Кто попробует восстановить стихотворение по рисункам: зимний день -> каток -> ночное небо -> новый год (Слайд № 14)
- Запишите стихотворение по памяти. Самопроверка. (Слайд № 15)
-Подчеркните основу предложения. Какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое?
4.Проверочная работа.
- Ребята, вы хорошо работали, и Мудрая Сова приготовила для вас подарки. Это волшебные снежинки из зимнего сказочного леса. (Слайд № 16) Вы получите их, как только справитесь с заключительным заданием.
I – вариант: Вставляют пропущенные орфограммы в текстах, напечатанных на карточках. (Была поз_няя осень. Со_нце светило ре_ко. Стояла ненас_ная п_года. От ярос_ных порывов ветра дерев_я сильно раскачивались. Мес_ность вокруг очень красивая. Космонавты ул_тают в звёз_ные дали. Радос_ная весть быстро обл_тает мир. Вас ждёт интерес_ная работа. Счас_ливых дорог вам!)
II – вариант: Работают за компьютерами в программе “Фраза”, вариант № 90.
(Если позволяет время, дети меняются вариантами)
VI. Итог урока.
- Чему вы учились на уроке?
- Какое задание Мудрой Совы вам понравилось больше других?
- А теперь настал момент узнать в чём волшебная сила снежинок. Они могут исполнить ваши желания, если вы, конечно, будете трудолюбивыми, прилежными, дружными.
Как снежинки исполняют желания, вы узнаете, послушав на прощание песню “Снежинка”.