Оборудования: гербарий, семена, плоды деревьев, плакат “Лес”, природоохранительные знаки, плакат “Аптека зеленая”, аудиокассета “Звуки леса”.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Сегодня на уроке мы совершим увлекательную прогулку. А вот куда? Вы мне скажите сами. Но интересно знать, а погода сегодня какая? Температура воздуха? Есть ли осадки? Назовите самые яркие изменения в природе зимой. Сегодня хорошая погода. Можно отправляться на прогулку.
2. Опрос учащихся по пройденной теме.
- Но прежде угадайте имя таинственного жителя леса. Его имя будем угадывать так: я называю вопрос, вы ответ. Если ответ правильный, то тот, кто его сказал, может открыть любую букву в имени гостя.
(На доске карточки с буквами, ответ Л Е С О В И Ч О К).
Вопросы: (ученик у доски показывает круговорот веществ)
1. Как называется верхний рыхлый слой земли, на котором растут или могут расти растения? (почва).
2. Из чего состоит почва? (перегной, глина, песок, вода, воздух).
3. Какое основное свойство почвы? (плодородие).
4. Какие виды почв вы знаете? (тундровая, подзолистая, серая лесная, чернозем, болотная, луговая).
5. Каковы почвы нашего края? (черноземы – слева по течению реки Белой, почвы речных пойм, лесные почвы).
6. Из чего состоит верхний слой лесных почв? (остатков растений и мелких животных).
7. Как защитить почвы от выдувания и смыва? (посадки, снегозадержание, уход за полями).
8. Как зовут таинственного гостя? (Лесовичок).
- А где он живет? (В лесу).
- Вот туда мы и совершим прогулку, посмотрим, что растет на лесных почвах, какие животные обитают в лесу. Итак, в путь!
3. Новая тема.
1) Рассказ о лесном сообществе начинается стихотворением Погорельского. Рассказывает ученик:
Здравствуй лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
2) - Красив лес в любое время года. Даже зимой, когда листьев нет, но деревья выглядят сказочными. Русские писатели любовно называли леса “лесными хоромами”, сравнивали с “теремами расписными”!
- Что же представляет собой лес?
Таблица “Лес” (атлас у детей).
- Лес напоминает многоэтажное здание. На каждом его этаже (ярусе) свои растения, птицы, звери, насекомые. Все они тесно взаимосвязаны между собой и с окружающим миром.
Лес – это сложное природное сообщество, в котором уживаются вместе деревья, кустарники, травы, птицы, звери.
I. Итак, под землей находится много трав, кустарников, деревьев. Это как бы подвал. Здесь корни различных деревьев сплетаются с нитями грибниц, они взаимно помогают друг другу развиваться. Под землей живут земляные черви, там же дома мышей, кротов. Они рыхлят почву, перемешиваю перегной и делают ее более плодородной.
II. Нижний ярус (этаж). На поверхности земли растут мхи, лишайники, грибы и травы. Многие травы лекарственные, но есть и ядовитые. Здесь лесное население более разнообразное. Прямо на земле в траве вьют гнезда соловьи, строят свои домики муравьи, ящерицы, ежи.
- Какие еще животные обитают на земле? (ответы детей по атласу).
III. Средний этаж. Здесь растут кустарники. Вьют гнезда дрозды.
- Какие кустарники растут в нашей местности? (смородина, шиповник, калина, малина, боярышник, орешник).
IV. Еще выше находятся различной высоты кроны деревьев.
- Какие деревья встречаются в нашем крае? (ольха, рябина, черемуха, дуб, береза).
В стволах деревьев делают дупла дятлы, синички, совы. А на самых высоких деревьях как дуб, береза, вяз размещены гнезда хищных птиц – ястребов, орлов. В летний период все этажи леса густо заселены.
3) Обобщение (вывод).
- Какой этаж самый главный в лесу? Как вы думаете, почему? (ярус деревьев – от него зависят условия жизни всех остальных лесных обитателей).
- Могут ли жители леса поменяться местом жительства – этажами? Почему?
- Что дает лес животным? (дом, укрытие, источник пищи).
Практическая работа в парах (на столах ветки, плоды, семена).
- А сейчас поиграем в игру “Угадай дерево, кустарник по веточке, плоду, семени”.
- Ребята, плоды, семена, веточки каких растений у вас лежат на партах. (Ответ детей).
- Ребята подготовили сообщения об отдельных деревьях нашего края. (Ученики встали у доски).
Отгадайте загадку:
Клейкие почки
Зеленые листочки
С белой корой
Стоит под горой
(Береза)
1. Рассказ ученика о березе.
- Какое дерево самое могучее в наших лесах? (Дуб)
2. Рассказ о дубе.
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед,
А меня все ж обижают
Шкуру тонкую снимают.
(Липа)
3. Рассказ о липе.
- Ребята, кто из вас знает, как липа воевала в ВОВ? (разведчики одевали лапти из липы, чтобы не учуяли собаки).
- Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
4. Рассказ об осине.
- В нашем городе есть река, название которой произошло от названия дерева. – Какое это дерево? (Ольха)
5. Рассказ об ольхе.
Физминутка:
Ветер тихо клен качает
Влево, вправо наклоняет.
Раз – наклон, и два наклон
Зашумел листвою клен.
4. Закрепление.
- Нужны ли лесу грибы? (ответы детей).
Найдем ответ в учебнике на стр. 179. Читаем текст.
- Каким будет ваш ответ? (Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков).
Работа консультантов (в группах). Ответы на вопросы на партах.
- Итак, какие же дары дает лес?
1. Перечислите лекарственные травы.
2. Ядовитые травы.
3. Грибы съедобные и несъедобные.
4. Какие животные встречаются в нашем крае?
5. Составьте цепи питания.
Ель белка куница
Осина заяц лиса
Дуб кабан волк
Дуб мышь лиса
Дуб мышь ястреб
Дуб мышь гадюка
6. Чем служит лес для животных?
5. Охрана природы, леса.
Лесовичок прислал письмо 4 Б классу. Посмотрим, что в нем. Знаки.
- Знаете ли вы их? Выполняете ли вы их?
Дополнительно: Вокруг города охранная зона, особенно далеко по берегам рек. Нельзя рубить деревья, ломать их, убивать животных. Есть лесопитомник, в котором выращивают деревья.
6. Обобщения: Что такое лес?
Что такое лес?
- Почему лес называют природным сообществом? (все живут сообща).
Дополнительно: загадки о животных.
7. Оценивание.
8. Домашнее задание: составить цепи питания, подготовить сообщения о других растениях.