Цели урока:
- Создать условия для получения новых знаний и их первичного закрепления;
- Усвоить понятия: подземные, грунтовые, межпластовые, артезианские, минеральные, термальные воды, водопроницаемые и водоупорные породы, водоносные слои, источник (родник, ключ), гейзеры;
- Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи;
- Формировать коммуникативную и информационную компетенцию учащихся, умение слышать и слушать.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Оборудование:
- Учебник 6 класса “Планета Земля” А.А.Лобжанидже;
- Электронное приложение “География. Планета Земля” В.П.Дронова, Е.Ю.Мишняевой, Л.Е.Савельевой, О.Г.Котляр, А.А.Лобжанидзе;
- Карточки для игры “Домино” (4 набора);
- Проспект “Усть-Качка в Пермском районе” атлас;
- Стенная карта полушарий;
- Медиакабинет с не менее 8 компьютерами.
Ход урока
№ п/п |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Ресурсы ИУМК |
1. | Мотивация и целеполагание. | На доске написаны термины: реки,
озёра, подземные воды, болота. - Что объединяет эти объекты? Что лишнее и почему? Определите тему сегодняшнего урока. Назовите цели урока, используя рубрику учебника “Вы узнаете” на с.82 и термины, записанные на доске На доске термины: Подземные воды Учитель дополняет цели урока. |
Называют. Называют. |
|
2. | Актуализация знаний. | Беседа: - Как вы думаете, что какое
подземные воды? (вопрос из рубрики “Вспомните” на с. 82) |
Участвуют в беседе. | |
3. | Изучение новых знаний. | 1. Фронтальная работа. - Исходя из нашей беседы и анимации, которую мы просмотрим, а также опыта, проведённого предварительно двумя учениками, которые выясняли, как песок, глина и гранит пропускают воду, сделайте вывод, какие условия необходимы для образования подземных вод. - Выберите на доске термины, которые вы можете объяснить, в случае затруднения обратитесь к учебнику на с 82 “Образование подземных вод”. - Используя рисунок в учебнике и подобный в электронном приложении, сделайте вывод, где накапливаются подземные воды. - Назовите термин, который означает горные породы, в которых накапливаются подземные воды. - В зависимости от залегания горных пород различают два вида подземных вод. Назовите их. Чем они различаются? Учитель обращает внимание на то, мы, жители Соликамска, используем в быту и на промышленных предприятиях подземную воду. 2. Групповая работа. Организация работы групп: 1 и 2 группы – артезианские воды, 3 и 4 группы – минеральные и термальные воды и источники, 5 и 6 группы – гейзеры, 7 и 8 группы – значение и охрана подземных вод. Слушает выступления, комментирует. После выступления группы “Минеральные воды” знакомит с курортами Пермского края: Усть-Качкой и Ключами, демонстрируя проспект “Усть-Качка в Пермском районе”. |
Смотрят анимацию (без звука),
слушают о проведённом опыте и полученных
результатах (песок легко пропускает воду,
глина плохо, гранит не пропускает). Делают вывод, что для образования подземных вод нужны следующие условия: - Атмосферные осадки, Объясняют термины: водопроницаемые породы, водоупорные (водонепроницаемые) породы. Отвечают.
Называют грунтовые и межпластовые.
Знакомятся с материалом учебника, выбирают из диска нужный материал, работают с картой, находя упоминающиеся в тексте объекты, готовят краткое выступление для других групп, демонстрируя при необходимости наглядный материал из электронного приложения. Заслушивается заранее подготовленное сообщение о гейзерах Йеллоустона (хрестоматийный материал диска) |
Образование подземных вод (В)
Подземные воды (Р)
Минеральные и термальные источники (В) Гейзеры (Ф), Гейзеры Йеллоустонского национального парка (К) |
4. | Первичное закрепление знаний. | Организация игры “Домино”. Карточки
указаны в Таблице1. Начинают с любого определения (правая половина карточки), ответ находят на другой карточке (левая половина карточки), прикладывая карточку так, как при игре в домино. Заканчивается игра термином на карточке, с которой начинали. |
1. Работают в группах по 6 человек. Возможный результат работы вТаблице 2 (лучше раскладывать карточки так, как при игре в домино) |
|
4. | Рефлексия. | 1. Организация работы с тестами. 2. Коррекция результатов. |
1. Работа в группах по 3 человека с
тестами. 2. Подведение итогов: что усвоили, на что обратить особое внимание дома. |
Тесты к уроку. |
5. | Домашнее задание. | § 27, задание 5 на с.49 тетради-тренажёра, индивидуальное задание: приготовить сообщение об айсбергах, используя наглядный и хрестоматийный материал из электронного приложения. | Записывают в дневнике. | Айсберги (Ф) Айсберги (Х) Транспортировка айсбергов (Х) |
Таблица 1.
Карточки для игры “Домино”.
Подземные воды | Выходы подземных вод на поверхность |
Водопроницаемые породы | Воды, находящиеся между двумя водоупорными слоями |
Водоупорные (водонепроницаемые) | Подземные воды, в которых растворены подземные воды и газы |
Водоносные слои | Воды, находящиеся на первом водоупорном слое |
Грунтовые воды | Горячие подземные воды |
Источник | Горные породы, не пропускающие или плохо пропускающие воду |
Гейзеры | Горные породы, легко пропускающие воду |
Межпластовые воды | Подземные воды, способные к самоизлиянию на поверхность |
Артезианские воды | Горные породы, в которых находятся подземные воды |
Термальные воды | Воды, находящиеся в земной коре |
Минеральные воды | Фонтанирующие горячие источники |
Таблица 2.
Подземные воды | Выходы подземных вод на поверхность |
Источник | Горные породы, не пропускающие или плохо пропускающие воду |
Водоупорные (водонепроницаемые) | Подземные воды, в которых растворены подземные воды и газы |
Минеральные воды | Фонтанирующие горячие источники |
Гейзеры | Горные породы, легко пропускающие воду |
Водопроницаемые породы | Воды, находящиеся между двумя водоупорными слоями |
Межпластовые воды | Подземные воды, способные к самоизлиянию на поверхность |
Артезианские воды | Горные породы, в которых находятся подземные воды |
Водоносные слои | Воды, находящиеся на первом водоупорном слое |
Грунтовые воды | Горячие подземные воды |
Термальные воды | Воды, находящиеся в земной коре |