Урок географии в 6-м классе на тему "Подземные воды"

Разделы:


Цели урока:

  • Создать условия для получения новых знаний и их первичного закрепления;
  • Усвоить понятия: подземные, грунтовые, межпластовые, артезианские, минеральные, термальные воды, водопроницаемые и водоупорные породы, водоносные слои, источник (родник, ключ), гейзеры;
  • Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • Формировать коммуникативную и информационную компетенцию учащихся, умение слышать и слушать.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Оборудование:

  • Учебник 6 класса “Планета Земля” А.А.Лобжанидже;
  • Электронное приложение “География. Планета Земля” В.П.Дронова, Е.Ю.Мишняевой, Л.Е.Савельевой, О.Г.Котляр, А.А.Лобжанидзе;
  • Карточки для игры “Домино” (4 набора);
  • Проспект “Усть-Качка в Пермском районе” атлас;
  • Стенная карта полушарий;
  • Медиакабинет с не менее 8 компьютерами.

Ход урока


п/п
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Ресурсы ИУМК
1. Мотивация и целеполагание. На доске написаны термины: реки, озёра, подземные воды, болота.

- Что объединяет эти объекты? Что лишнее и почему?

Определите тему сегодняшнего урока.

Назовите цели урока, используя рубрику учебника “Вы узнаете” на с.82 и термины, записанные на доске

На доске термины:

Подземные воды
Водопроницаемые породы
Водоупорные (водопроницаемые) породы
Водоносные слои
Грунтовые воды
Межпластовые воды
Артезианские воды
Источник (родник, ключ)
Минеральные воды
Термальные воды
Гейзеры

Учитель дополняет цели урока.

 


Отвечают на вопросы.

Называют.

Называют.

 
2. Актуализация знаний. Беседа:

- Как вы думаете, что какое подземные воды?
- Как вода проникает под землю?

(вопрос из рубрики “Вспомните” на с. 82)

Участвуют в беседе.  
3. Изучение новых знаний. 1. Фронтальная работа.

- Исходя из нашей беседы и анимации, которую мы просмотрим, а также опыта, проведённого предварительно двумя учениками, которые выясняли, как песок, глина и гранит пропускают воду, сделайте вывод, какие условия необходимы для образования подземных вод.

- Выберите на доске термины, которые вы можете объяснить, в случае затруднения обратитесь к учебнику на с 82 “Образование подземных вод”.

- Используя рисунок в учебнике и подобный в электронном приложении, сделайте вывод, где накапливаются подземные воды.

- Назовите термин, который означает горные породы, в которых накапливаются подземные воды.

- В зависимости от залегания горных пород различают два вида подземных вод. Назовите их. Чем они различаются?

Учитель обращает внимание на то, мы, жители Соликамска, используем в быту и на промышленных предприятиях подземную воду.

2. Групповая работа.

Организация работы групп:

1 и 2 группы – артезианские воды,

3 и 4 группы – минеральные и термальные воды и источники,

5 и 6 группы – гейзеры,

7 и 8 группы – значение и охрана подземных вод.

Слушает выступления, комментирует.

После выступления группы “Минеральные воды” знакомит с курортами Пермского края: Усть-Качкой и Ключами, демонстрируя проспект “Усть-Качка в Пермском районе”.

Смотрят анимацию (без звука), слушают о проведённом опыте и полученных результатах (песок легко пропускает воду, глина плохо, гранит не пропускает).

Делают вывод, что для образования подземных вод нужны следующие условия:

- Атмосферные осадки,
- Способность горных пород пропускать воду.

Объясняют термины: водопроницаемые породы, водоупорные (водонепроницаемые) породы.

Отвечают.


Называют водоносные слои.


Участвуют в беседе.

Называют грунтовые и межпластовые.

 


Работают в группах по 3 человека.

Знакомятся с материалом учебника, выбирают из диска нужный материал, работают с картой, находя упоминающиеся в тексте объекты, готовят краткое выступление для других групп, демонстрируя при необходимости наглядный материал из электронного приложения.

Заслушивается заранее подготовленное сообщение о гейзерах Йеллоустона (хрестоматийный материал диска)

Образование подземных вод (В)

 

 

 

 

 

 

 

Подземные воды (Р)

 

 

 

 


Артезианские воды (В), Артезианский источник (Ф)

Минеральные и термальные источники (В)

Гейзеры (Ф),

Гейзеры Йеллоустонского национального парка (К)

4. Первичное закрепление знаний. Организация игры “Домино”. Карточки указаны в Таблице1.

Начинают с любого определения (правая половина карточки), ответ находят на другой карточке (левая половина карточки), прикладывая карточку так, как при игре в домино. Заканчивается игра термином на карточке, с которой начинали.

1. Работают в группах по 6 человек.

Возможный результат работы вТаблице 2 (лучше раскладывать карточки так, как при игре в домино)

 
4. Рефлексия. 1. Организация работы с тестами.

2. Коррекция результатов.

1. Работа в группах по 3 человека с тестами.

2. Подведение итогов: что усвоили, на что обратить особое внимание дома.

Тесты к уроку.
5. Домашнее задание. § 27, задание 5 на с.49 тетради-тренажёра, индивидуальное задание: приготовить сообщение об айсбергах, используя наглядный и хрестоматийный материал из электронного приложения. Записывают в дневнике. Айсберги (Ф)

Айсберги (Х)

Транспортировка айсбергов (Х)

Таблица 1.

Карточки для игры “Домино”.

Подземные воды Выходы подземных вод на поверхность
Водопроницаемые породы Воды, находящиеся между двумя водоупорными слоями
Водоупорные (водонепроницаемые) Подземные воды, в которых растворены подземные воды и газы
Водоносные слои Воды, находящиеся на первом водоупорном слое
Грунтовые воды Горячие подземные воды
Источник Горные породы, не пропускающие или плохо пропускающие воду
Гейзеры Горные породы, легко пропускающие воду
Межпластовые воды Подземные воды, способные к самоизлиянию на поверхность
Артезианские воды Горные породы, в которых находятся подземные воды
Термальные воды Воды, находящиеся в земной коре
Минеральные воды Фонтанирующие горячие источники

Таблица 2.

Подземные воды Выходы подземных вод на поверхность
Источник Горные породы, не пропускающие или плохо пропускающие воду
Водоупорные (водонепроницаемые) Подземные воды, в которых растворены подземные воды и газы
Минеральные воды Фонтанирующие горячие источники
Гейзеры Горные породы, легко пропускающие воду
Водопроницаемые породы Воды, находящиеся между двумя водоупорными слоями
Межпластовые воды Подземные воды, способные к самоизлиянию на поверхность
Артезианские воды Горные породы, в которых находятся подземные воды
Водоносные слои Воды, находящиеся на первом водоупорном слое
Грунтовые воды Горячие подземные воды
Термальные воды Воды, находящиеся в земной коре