Урок русского языка. 3-й класс. Тема: "Общее понятие о приставке и суффиксе"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели: ознакомление со словообразовательной ролью приставки и суффикса в русском языке, развитие умения выделять приставки и суффиксы в слове, развитие орфографической зоркости, совершенствовать навыки письма, воспитание аккуратности, привитие интереса к изучению состава слова.

Оборудование: схемы морфем, таблички (состав слова, словарное слово – погода), учебник, тетрадь, магнитная доска, магнитики, презентация урока, компьютер, прописи Л.Я.Желтовская, Е.Н.Соколова.

Ход урока

1.Орг. момент.

Урок русского языка. Тихо сели.

2.Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на этом уроке мы продолжим работу над составом слова. Вы узнаете, что такое приставка и суффикс. Узнаете, где они стоят в слове и для чего служат в нашем языке? Будем учиться образовывать однокоренные слова с помощью приставки и суффикса.

Открыли тетради. Записали число, классная работа и тему нашего урока “Приставки и суффиксы”.

3.Проверка домашнего задания.

1). Дома вы должны повторить уже изученные части слова. Одним из вас я дам карточки с заданиями. Внимательно прочитайте задания и выполняйте в карточке.

Раздаю карточки с заданиями. (Приложение 1).

2). Остальным я показываю морфему. Вы расскажите, что она обозначает.

wpe1.jpg (928 bytes)- Это графическое изображение корня. Корень – это общая (одинаковая) часть однокоренных слов. (Примеры).

Прочитайте слова: стол, столик, столовая, столетие.

-Назовите лишнее слово. Докажите почему? (Столетие.)

- Как можно назвать остальные слова? (Однокоренные.)

wpe2.jpg (855 bytes) Это графическое изображение окончания. Окончание – это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.

(Примеры.)

4.Чистописание.

Пропись с.9, №30.

- Прочитайте пары слов. Можно ли сказать, что эти пары однокоренные слова?

- Выделите корень и окончание. (По цепочке.)

Закрыли прописи.

5. Работа над новым материалом.

- Думаю, настало время познакомиться с новыми морфемами, которые называются приставка и суффикс.

- Запишем под диктовку предложение:

Заморозки – это лёгкие утренние морозы весной или осенью.

(Проверьте.)

1). Выпишите однокоренные слова из этого предложения.

(Заморозки, морозы.) (Проверка.)

2). Выделите: окончание, корень.

3). Сравните эти слова.

- Из каких частей состоит слово морозы?

(корень, окончание).

- Из каких частей состоит слово заморозки?

(Корень, окончание и другие части слова.)

- Это новые морфемы. У каждой есть своё название, место в слове и своя роль.

За – это приставка, она всегда стоит перед корнем. Графически выделяется вот таким образом .

-к- - это суффикс, он всегда стоит после корня. Графически выделяется вот таким образом .

- Напрашивается вопрос: “Для чего служат приставки и суффиксы?”

- Как вы думаете?

(Для образования новых слов.)

6. Наблюдение над особенностями приставки.

1. - Что такое приставка, прочитайте правило на с. 66.

2. Игра.

- Я предлагаю поиграть в игру-сказку. Героем этой сказки будет Гномик. Мы составим небольшой рассказ про путешествие, этого Гномика. Я начну, а вы продолжите.

Однажды утром Гномик решил отправиться в путешествие. Он вышел из домика и …

(пошёл, перешёл, подошёл, взошёл, сошёл, ушёл, обошёл, дошёл, вошёл, зашёл.)

Запишите эти слова и выделите приставки.

ВЫВОД. – Что такое приставка?

3. Работа по учебнику, с.67 , упр. 146.

Самостоятельная работа.

-Работаем по вариантам.

1 в. – от слова - ходить

2 в. – от слова – летать

- Выделяем корень и приставку. Проверка.

7. Ф И З М И Н У Т К А

 8. Наблюдение над особенностями суффикса.

- С какой ещё частью слова, вы познакомились сегодня?

(Суффикс.)

  1. – Что такое суффикс?
  2. Прочитайте правило на с. 67.

  3. – Сейчас вы поупражняетесь в образовании однокоренных слов с помощью суффиксов. В этом нам поможет упражнение 147 по “цепочке”.
  4. -Какой смысловой оттенок внёс суффикс в смысл слова?

  5. ВЫВОД. – Что такое суффикс?

9. Словарная работа.

- Сегодня вы узнаете новое словарное слово.

- Прочитайте это слово – ПОГОДА.

- На какой слог падает ударение?

- Какую безударную непроверяемую гласную надо запомнить?

Запишите это слово.

- Образуйте однокоренные слова от слова ПОГОДА при помощи суффиксов.

(Погода, погодка, погодные (условия)).

- Какие суффиксы вы использовали для образования этих слов?

- Придумайте предложение со словом погода.

Запись (с комментированием).

На улице стоит холодная погода.

- Подчеркните главные члены предложения.

10. Итог урока.

- Назовите тему нашего урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему учились?

- Для чего служат приставки и суффикс?

11. Домашнее задание.

Упр. 150 с. 68, правила с. 66-67.

ОЦЕНКИ.

Урок окончен. Спасибо. Молодцы.

Приложение 1

Карточка №1.

В записанных словах выделите корень ( wpe1.jpg (928 bytes)) и окончание ( wpe2.jpg (855 bytes)).

Лес, леса, лесной.

Луг, луга, луговой, на лугу.

Карточка №2.

В записанных словах выделите корень ( wpe1.jpg (928 bytes)) и окончание (wpe2.jpg (855 bytes) ).

Тяжело, тяжесть, тяжёлый.

Берёза, берёзка, берёзовый, на берёзе.

Карточка №3.

В записанных словах выделите корень (wpe1.jpg (928 bytes) ) и окончание (wpe2.jpg (855 bytes) ).

Поле, полевой, на поляне, полянка.

Море, моряк, морской.