Цели: ознакомление со словообразовательной ролью приставки и суффикса в русском языке, развитие умения выделять приставки и суффиксы в слове, развитие орфографической зоркости, совершенствовать навыки письма, воспитание аккуратности, привитие интереса к изучению состава слова.
Оборудование: схемы морфем, таблички (состав слова, словарное слово – погода), учебник, тетрадь, магнитная доска, магнитики, презентация урока, компьютер, прописи Л.Я.Желтовская, Е.Н.Соколова.
Ход урока
1.Орг. момент.
Урок русского языка. Тихо сели.
2.Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на этом уроке мы продолжим работу над составом слова. Вы узнаете, что такое приставка и суффикс. Узнаете, где они стоят в слове и для чего служат в нашем языке? Будем учиться образовывать однокоренные слова с помощью приставки и суффикса.
Открыли тетради. Записали число, классная работа и тему нашего урока “Приставки и суффиксы”.
3.Проверка домашнего задания.
1). Дома вы должны повторить уже изученные части слова. Одним из вас я дам карточки с заданиями. Внимательно прочитайте задания и выполняйте в карточке.
Раздаю карточки с заданиями. (Приложение 1).
2). Остальным я показываю морфему. Вы расскажите, что она обозначает.
- Это графическое изображение корня. Корень – это общая (одинаковая) часть однокоренных слов. (Примеры).
Прочитайте слова: стол, столик, столовая, столетие.
-Назовите лишнее слово. Докажите почему? (Столетие.)
- Как можно назвать остальные слова? (Однокоренные.)
Это графическое изображение окончания. Окончание – это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.
(Примеры.)
4.Чистописание.
Пропись с.9, №30.
- Прочитайте пары слов. Можно ли сказать, что эти пары однокоренные слова?
- Выделите корень и окончание. (По цепочке.)
Закрыли прописи.
5. Работа над новым материалом.
- Думаю, настало время познакомиться с новыми морфемами, которые называются приставка и суффикс.
- Запишем под диктовку предложение:
Заморозки – это лёгкие утренние морозы весной или осенью.
(Проверьте.)
1). Выпишите однокоренные слова из этого предложения.
(Заморозки, морозы.) (Проверка.)
2). Выделите: окончание, корень.
3). Сравните эти слова.
- Из каких частей состоит слово морозы?
(корень, окончание).
- Из каких частей состоит слово заморозки?
(Корень, окончание и другие части слова.)
- Это новые морфемы. У каждой есть своё название, место в слове и своя роль.
За – это приставка, она всегда стоит перед корнем. Графически выделяется вот таким образом .
-к- - это суффикс, он всегда стоит после корня. Графически выделяется вот таким образом .
- Напрашивается вопрос: “Для чего служат приставки и суффиксы?”
- Как вы думаете?
(Для образования новых слов.)
6. Наблюдение над особенностями приставки.
1. - Что такое приставка, прочитайте правило на с. 66.
2. Игра.
- Я предлагаю поиграть в игру-сказку. Героем этой сказки будет Гномик. Мы составим небольшой рассказ про путешествие, этого Гномика. Я начну, а вы продолжите.
Однажды утром Гномик решил отправиться в путешествие. Он вышел из домика и …
(пошёл, перешёл, подошёл, взошёл, сошёл, ушёл, обошёл, дошёл, вошёл, зашёл.)
Запишите эти слова и выделите приставки.
ВЫВОД. – Что такое приставка?
3. Работа по учебнику, с.67 , упр. 146.
Самостоятельная работа.
-Работаем по вариантам.
1 в. – от слова - ходить
2 в. – от слова – летать
- Выделяем корень и приставку. Проверка.
7. Ф И З М И Н У Т К А
8. Наблюдение над особенностями суффикса.
- С какой ещё частью слова, вы познакомились сегодня?
(Суффикс.)
- – Что такое суффикс?
- – Сейчас вы поупражняетесь в образовании однокоренных слов с помощью суффиксов. В этом нам поможет упражнение 147 по “цепочке”.
- ВЫВОД. – Что такое суффикс?
Прочитайте правило на с. 67.
-Какой смысловой оттенок внёс суффикс в смысл слова?
9. Словарная работа.
- Сегодня вы узнаете новое словарное слово.
- Прочитайте это слово – ПОГОДА.
- На какой слог падает ударение?
- Какую безударную непроверяемую гласную надо запомнить?
Запишите это слово.
- Образуйте однокоренные слова от слова ПОГОДА при помощи суффиксов.
(Погода, погодка, погодные (условия)).
- Какие суффиксы вы использовали для образования этих слов?
- Придумайте предложение со словом погода.
Запись (с комментированием).
На улице стоит холодная погода.
- Подчеркните главные члены предложения.
10. Итог урока.
- Назовите тему нашего урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему учились?
- Для чего служат приставки и суффикс?
11. Домашнее задание.
Упр. 150 с. 68, правила с. 66-67.
ОЦЕНКИ.
Урок окончен. Спасибо. Молодцы.
Приложение 1
Карточка №1.
В записанных словах выделите корень ( ) и окончание ( ).
Лес, леса, лесной.
Луг, луга, луговой, на лугу.
Карточка №2.
В записанных словах выделите корень ( ) и окончание ( ).
Тяжело, тяжесть, тяжёлый.
Берёза, берёзка, берёзовый, на берёзе.
Карточка №3.
В записанных словах выделите корень ( ) и окончание ( ).
Поле, полевой, на поляне, полянка.
Море, моряк, морской.