Открытый урок по литературному чтению. А.С. Пушкин "У лукоморья дуб зеленый…" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • познакомить учащихся с новым произведением А.П.Пушкина,новым видом жанра (поэма) ;
  • учить выразительному чтению (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп чтения, указывать паузы и выделять логическое ударение)
  • воспитывать интерес к творчеству великого русского поэта.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрация «У лукоморья дуб зелёный…», рабочие тетради Л.А.Ефросининой, муз. запись увертюра к опере «Руслан и Людмила», учебник «Литературное чтение» (3 класс, авт. Л.А.Ефросинина,  М.И.Оморокова)

Ход урока

1.Оргмомент.
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в сказочное путешествие.И пусть хорошее настроение  сохранится у  вас до конца урока.

2.Выявление читательского опыта по произведениям А.С.Пушкина
­   Учитель. Давайте вспомним какие  произведения А.С.Пушкина читали? Какие знаете наизусть?
А насколько вы знаете и помните сейчас узнаем из викторины. Названия произведений распределите по группам.(ответы вывешиваются на доске: 1 группа-стих, 2 группа-сказка)

Работа учащихся в группах.

Задания для 1 группы
1. «Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;»
«Уж небо осенью дышало» (отрывок  из стих.)

             

2.«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица…»

 3.В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,

«Сказка о Царе Салтане»

Задания для 2 группы

1. «Я ль, скажи мне  всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?» 

 

2.Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

 3. «Гонимы вешними лучами,
с окрестных гор уже снега
сбежали мутными ручьями
на потоплённые луга.»
 «Гонимы вешними лучами…»(отрывок из стих.)

Задания для 3 группы
1. «Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила».
«Сказка о рыбаке и рыбке»

2.«Жил был поп
Толоконный лоб. 
Пошёл поп по базару…»

3.Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
  «Сказка о попе и о работнике его Балде»
(Будем изучать произвед.)

Задания для 4 группы
1.«Кири-ку-ку .Царствуй, лёжа на боку…»
3. «Сказка ложь, да в ней намёк!
 Добрым молодцам урок»
«Сказка о золотом  петушке»
(Будем изучать произвед.)

2. «Лисица видит сыр,- Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз она не сводит,»
 Басня И.А.Крылова) – Ловушка

-Дети узнают произведения, несколько человек уже прочитали, а также  узнали ловушку.
У.Как распределили произведения по группам?
Д.1группа-стихи, 2 группа- сказки,(3 группа – поэма - закрыта)
 Вывод: Молодцы, ребята! Хорошо вы знаете и помните изученные произведения великого русского поэта.

3.Обобщение читательского опыта по жанрам произведений А.С.Пушкина
 У.Ребята, а  какие по жанру произведения у А.С.Пушкина
Д. Стихотворение, сказка.

ЖАНРЫ  произведений  А.С.Пушкина: СТИХИ   СКАЗКИ  ПОЭМА

4.Работа над новым материалом.
У.Дети, как вы думаете, какая у нас тема урока?
Д.Будем изучать новое произведение А.С.Пушкина.
У.Ребята, а что вы знаете о жизни и творчестве великого русского поэта?
Д.Родился А.С.Пушкин в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению. На воспитание большое влияние оказали бабушка поэта М.А.Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки.
(Учитель дополняет ответы учащихся рассказом о жизни и творчестве Пушкина)

  Чтение вводной статьи «Александр Сергеевич Пушкин» сильным учеником.
У.Дети, сказочное путешествие продолжается. А сегодня мы познакомимся с новым произведением, которое написано красивым литературным языком «У лукоморья дуб зелёный…»
Кто из вас уже читал ? И что вы знаете об этом произведении?
(Высказывания детей,  прочитавших самостоятельно)
У.Как вы думаете к какому жанру можно отнести это произведение?
(Дети сомневаются, что это сказка или стихотворение?)
У.Дети, это поэма «Руслан и Людмила».А что такое поэма? Кто из вас знает?
(Ответы детей)
У.Более полно и точно значение слова прочитает ученик из толкового словаря Ожегова.
Д. ПОЭМА - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.
У.Ребята, поэма это новый вид жанра произведений А.С.Пушкина
(Учитель открывает третью группу слов на доске (поэма)
У. А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает?(ответы детей)
Опять обращаемся к словарю Ожегова, прочитает ученик…
Д. Лукоморье - морской залив.

5.Работа над произведением .
Первичное восприятие текста.
 У.Ребята, сказочное путешествие продолжается, давайте мы  отправимся в лукоморье.
Релаксация «У моря»
Садитесь поудобнее,  расслабтесь,  закройте глаза и представьте  каждый себе своё лукоморье, а самое главное внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье?  (Чтение учителем отрывка из поэмы на фоне музыкальнойзаписи)
Беседа по первичному восприятию:
У.Каким же поэт изобразил лукоморье?
Д.Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.
У.Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем? Что особенно понравилось и почему?
Д.(Высказывания детей)
У.Какие вам встретились трудные непонятные слова?(Дети называют слова)
У.Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством.

6.Словарная работа:(на доске записаны слова)

Лукоморье
Неведомые (дорожки)
Невиданные (звери)
…и дол видений полны… 
Прихлынут  
Брег песчаный 
Витязь

Чредой
Мимоходом
Пленяет
Темница
Над златом чахнет
…и мёд я пил
Поведать

                                                      

У.Давайте попробуем подобрать синонимы к этим словам.(Подбор синонимов под руководством учителя).

Физкультминутка.

Руки вверх поднять пора,
Дружно ловим комара.
Вдох глубокий, выдох полный.
Разгулялись в море волны.
В синем небе звёзды блещут,
Раз - подняться на носки и улыбнуться.
В синем море волны хлещут
Два - руки вверх и потянуться.
Туча по небу идёт,
Три - согнуться, разогнуться
Бочка по морю плывёт
Повернуться и друг другу улыбнуться.

7.Самостоятельное чтение текста (жужжащее)
 У.Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении?
Д.Состоит из двух частей. Первая - состоит из шести строк.
У.Что изобразил поэт в этой части? О чём пишет А.С.Пушкин?
Д.Описал (время и место), где и когда происходят события сказочного мира.
У.Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как вы думаете?
Д.Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание.
У.Что вы можете сказать о второй части?
Д.Более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса.(Высказывания детей)
У.Как можно понять строки:

Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя…

Объясните значение слова «мимоходом».Нарисуйте устно эту картину
Д.Высказывания детей.

 8.Работа с иллюстрацией в учебнике и на доске.
 У.Что вы можете рассказать об иллюстрациях? (В учебнике и на доске)            
 Д.Мы видим лукоморье, дуб зелёный и всех сказочных героев, о которых пишет автор.(Высказывания детей)

Зарядка для глаз
У.Ребята, путешествуя по сказочному лукоморью, устроим отдых нашим глазкам:
Дети выполняют упражнения «По волнам» ( движения слева направо и наоборот), «Морские качели» (движения вверх, вниз) «Выезжаем погулять, серых уток пострелять» (закрыть, открыть глаза).

9.Работа в парах.  стр. 26, заполнение схемы. Работа в РТ.
(Дети записывают или зарисовывают (по желанию) 10 чудес)Взаимопроверка тетрадей.
Вывод:  перечисление, обобщение  чудес. С обратной стороны доски правильно заполненная схема.

10.Выразительное чтение учащимися отрывка
Беседа по прочитанному.
У.Ребята, каким же должно быть чтение этого произведения?
Д.Напевное, плавное.
У.Какая должна быть интонация?
Д.Интонация торжественности и таинственности.
У. Как вы можете объяснить слова поэта:
«Там русский дух…там Русью пахнет!»
Д.Произведение заканчивается так же, как  и народная сказка.
У.Как нужно  читать эти строки?
Д.Выделить ударением, паузой чтение важных строк произведения.

Вывод: Через своё произведение А.С.Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение и любимы взрослыми и детьми.

 Итог урока.
У.С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке?
Д.Поэма.
У.Что особенно вам понравилось?
Д.Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там происходят.

Рефлексия «Цветок настроения»
У.Ребята, наше  путешествие в сказку, подошло к концу. На партах у вас лежат лепестки сказочных цветов (жёлтый, оранжевый, зелёный, синий).
Выберите для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите.

Жёлтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение.
Оранжевый цвет - радостное, восторженное настроение.
Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.
Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое.

(Дети поднимают и показывают свои лепестки, учитель собирает все лепестки в один общий цветок. Настроение у детей радостное, светлое, хорошее, восторженное)

Домашнее задание: предлагаю по выбору учащихся: выразительное чтение наизусть отрывка, нарисовать понравившееся чудо. Дополнительно читать произведения А.С.Пушкина в хрестоматии по литературному чтению.

Приложение