Урок музыки в 4-м классе по теме "Родники народного творчества"

Разделы: Музыка


Музыкальная народная культура является тем чистым источником,
из которого подрастающее поколение,
взяв лучшее из прошлого,
сделает лучшим будущее.

Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.

Важное место в жизни любого человека занимает музыка и музыкальная деятельность. Именно с раннего возраста музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. И музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.

Важным средством эстетического воспитания и формирование активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительной искусство.

В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство учащиеся познают традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщаются к его культуре.

Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ученикам, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально-положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно ученикам с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития детей: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т.е. воздействуя на чувственную сферу учеников народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр, активно включались в работу на уроках музыки и во внеклассной работе по предмету.

В центре внимания эстетического воспитания учащихся должны быть кардинальные задачи, как развитие эстетического восприятия, творческой активности, формирование эстетической оценки.

Учитель должен в самом начале отобрать произведения музыкального, изобразительного народного творчества, учитывая:

  • доступность по содержанию и форме для восприятия учащимися и использования в самостоятельной творческой деятельности;
  • привлекательность, яркость образов и элементов, что непосредственно обеспечивает воздействие на эмоциональную сферу ученика, вызывает положительные эмоции и интерес;
  • наглядность;
  • возможность активного включения эстетического аспекта в жизнь ребенка, различные доступные ему виды деятельности;
  • единство содержания и формы;
  • коллективность эстетических переживаний и творчества.

Народная музыка включается на уроке изобразительной деятельности, когда учащиеся создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов. Часто включается и устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки), что обогащает содержательную и образную сторону и стимулирует эмоциональные отклики учеников, делает урок, связанный с народным искусством более ярким, глубоким и осознанным.

В процессе знакомства с народным искусством, кроме решения эстетических задач: развития умения видеть красоту, создавать и беречь ее, развивать творческую активность, важно также развивать и психические процессы, необходимые для успешной творческой деятельности и для общего развития детей (памяти, мышления, воображения, познавательной сферы), а также задачи нравственного воспитания, уважения к своему народу, к труду народных мастеров, гордость за их талант и труд, за русское народное творчество, любовь к Родине.

Одним из факторов эстетического воспитания и развития творческой активности учеников является музыкальное искусство. Обращаясь непосредственно к чувствам, музыкальное искусство воспитывает у детей эмоциональную чуткость, способность сопереживать, создает настроение радости, подъема.

Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке. С музыкальным фольклором учащиеся знакомятся на уроках музыки (по программе Е.Д. Критской, Г.С. Ригиной, О.А. Куревиной, Д.Б. Кабалевского и других), в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес учащихся, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, тревоги.

Народная песня – одно из ярких произведений музыкального фольклора – входит в жизнь детей как основа русской музыкальной культуры. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота – характерные черты русского песенного народного творчества. Название, особенности русской народной песни придают ей неповторимую прелесть. Даже наиболее простые из песен, доступные даже первоклассникам, высоко художественны. Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что и придает им особую притягательность.

Например, русская народная песня Патока с имбирем”. Эту песню мы изучаем в IV классе. Она построена всего на трех звуках, но как интересно видоизменяется мелодия благодаря небольшим вариациям.

Своеобразно и ладовое строение русской народной песни. Особенно часто применяется переменный лад – сочетание мажора и минора. Например, в русской народной песне “Ходила младешенька” за мажором во втором музыкальном предложении следует минор.

Русские народные песни богаты разнообразием жанров. И народный песенный материал помогает эффективно решать задачу эстетического воспитания и развития творческих способностей детей школьного возраста.

Для того, чтобы учащиеся уверенно различали чередование долгих и коротких звуков, умели точно воспроизводить ритмический рисунок песни, следует показать рукой чередование звуков, а затем графически изобразить это чередование на доске.

Одна из сложнейших задач – петь индивидуально и коллективно. С сопровождением и без него.

Значение фольклора, как важнейшей части музыкального воспитания, в современном мире общественно и общепризнанно. Фольклор всегда чутко отзывается на запросы людей, будучи отражением коллективного разума, накопленного жизненного опыта. Есть особая область народного творчества, которая называется детский фольклор.

Фольклористы, этнографы, а также ученые-дидакты, которые занимаются исследованием процессов обучения, стремятся проникнуть в суть народной педагогики. В настоящее время существует особое направление в педагогической науке – этнопедагогика, которая изучает народный опыт воспитания детей.

Неоценимы музыкально-педагогические достоинства фольклорного материала. Напевы народных песен рождались как естественные предъявления психофизических состояний человека, его природных физиологических возможностей.

Мелодический рисунок народных песен органично связан с рельефом выразительных интонаций человеческой речи, возгласов-кличей. В детских песнях особенно заметна эта непосредственная связь с речевым интонированием. Диапазоны их, как правило, охватывают так называемые примарные тоны детского голоса и складываются из доступных каждому ребенку секундовых, терцовых, квартовых интонаций. Детские песни построены преимущественно на традиционных, устоявшихся формулах. Усваивая их с самого раннего возраста, учащиеся постигают народный попевочный словарь, лежащий в основе всего народного музыкального творчества. Выразительные, легко запоминающиеся попевки-формулы не только облегчают восприятие и воспроизведение детьми различных песен, но и нередко способствуют возникновению индивидуальных вариантов традиционных фольклорных образцов. Кроме того, детские народные песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и их легкие, дыхание, голосовой аппарат.

Кроме того, язык народной музыки с его самобытной ладовой системой, разнообразными типами ритмической организации прекрасно подготавливает детей к восприятию музыки. Вот почему наиболее эффективные методы музыкального развития учащихся во всем мире основывается на народной песне. Она в простой и доступной ребенку форме передает высокие ценности искусства и национальной культуры.

Подлинный фольклор составляет неотъемлемую часть жизни школьников. На протяжении всей истории музыкального воспитания и образования вырабатывались методические принципы включения фольклора в учебный процесс. Прослеживается два основных пути.

Один – ознакомление с фольклором через произведения композиторов, творчество которых было обращено к народной музыке. Это предполагает слушание и исполнение обработок народных песен и наигрышей, а также авторской музыки, основанной на фольклорном материале.

Другой путь – непосредственное обращение к аутентичному фольклору. Многие обработки русских народных песен вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры и отказ от них обеднит музыкальные представления и духовный мир детей. Речь о том, что в фольклор можно ввести только через его подлинные образцы.

Основоположники русской музыкальной классики – М.И.Глинка, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков, П.И.Чайковский не обучались предмету “Народное музыкальное творчество”, Но живые впечатления от народной музыки и музыкантов, страстная любовь к своему народу, к его музыкальному языку, к которому они с жадностью прислушивались всю свою жизнь, оказали огромное влияние на их творчество и обусловили взлет русской музыки в XIX веке.

Так, будучи еще студентом, Р.К.Щедрин участвовал в экспедиции по собиранию фольклора, и это, по его словам, очень обогатило его как композитора. Он творчески откликнулся на частушку – жанр, который после соприкосновения с ним, ярко претворился в произведениях композитора (концерт для оркестра “Озорные частушки”, Первый концерт для фортепиано с оркестром, опера “Не только любовь”).

Фольклор, который бытует в семьях учащихся, оказывается той частью народного творчества в его подлинном виде, которая сближает современного школьника с наследием предков, а для учителя музыки может стать “золотым фондом” учебного материала.

Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них – влияние массовой культуры различных социальных возрастных групп и их фольклора.

Устную традицию учащиеся лучше всего узнают к 10-12 годам. Она еще занимает и увлекает их. У младших подростков сохраняется интерес к своей мифологии, а их юмор почти всегда еще отрицает именно детские понятия и представления. С 13 лет подростки порывают с миром детства, ориентируются на нормы поведения своих более старших друзей, воспринимая и их фольклор. Жанры детского фольклора отмирают или перерождаются в нечто иное – то, что живет и в фольклоре взрослых людей.

Создание картин из жизни родной страны, воплощение национального характера достовернее и убедительнее всего может быть достигнут с помощью народной песни. Широчайшая опора на фольклор, на закономерности народного музыкального мышления, активное использование народно-песенных и народно-танцевальных жанров характеризует всю русскую национальную школу. Однако можно выделить 60–80-е годы XIX века, как данный этап постижения фольклора, этап освоения профессиональной музыкой новых для нее стилевых пластов и жанров: эпических повествовательных (былины), календарно-обрядовых (масленичные, веснянки, колядки), семейно-бытовых (колыбельные), особо отметим столь значимые для русской музыки жанры, как плач (причет) и протяжная лирическая песня.

Весьма показателен факт – появление сборников народных песен, составленных известными композиторами: Балакиревым, Римским-Корсаковым, Лядовым. Русские музыканты в своем отношении к фольклору безусловно были захвачены общим духом времени. Перед русскими композиторами стояла задача строительства национальной музыкальной культуры, развитие заветов великого М.И. Глинки. Устремление к фольклору было всеобщим, сближало Чайковского, Серова, кучкистов.

Песня – душа народа, и ясно, что русская песня, войдя в творчество композиторов, не могла не раскрыть во всей красе народную душу.

Урок по музыке

Цели урока:

  • Содействовать развитию познавательных интересов учащихся.
  • Воспитывать у детей любовь к народному творчеству.
  • Способствовать формированию духовных ценностей, эстетитеского вкуса и чувства прекрасного.
  • Побуждать детей к творческой деятельности.
  • Формировать творческие умения детей, способность к самовыражению.

Задачи урока:

  • Воспитание в школьниках уважение к историческому и культурному прошлому своего народа.
  • Почситание его траниций и обычаев.

Ход урока

Ведущий 1. Человек… – живое существо вечно загаданной Вселенной. Зачем он приходит в этот мир? Чтобы родиться и умереть, чтобы сотворить великое, чтобы запечатлеть себя в стихах, поэмах и других ваяниях. Человек… Начинается он с детства и качает его река такая же живая и кипучая, как люди и жизнь. Жизнь… Какая тайна в ней заключена?

Ведущий 2. Как жили, о чем мечтали наши бабушки и дедушки, откуда черпали они свои жизненные силы. В чем источник той мудрости, которая питала многие поколения русского народа.

Ведущий 3. Окунемся в старину наших предков. Наши предки оставили нам несметные богатства:

  • народные песни;
  • частушки;
  • сказки;
  • пословицы;
  • поговорки;
  • добрые русские избы с прекрасными образцами народного рукотворчества – предметами крестьянского быта – одним словом музыкальный. Поэтический, изобразительный фольклор.

Ведущий 1. Низкий поклон вам гости дорогие!

Ведущий 2.

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней.
Старины своей не помним,
Забываемся о ней.
Хоть и более привычно
Посидеть нам всем в кругу,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину!

(У печки сидит бабушка и мотает клубок ниток.)

Бабушка. Эх-ха! Нитка к ниточке, клубочек к клубочку, вот так и жизнь моя годочек к годочку раскрутилась, да клубочком этим назад воротилась.

(Вбегают дети.)

Дети. Здравствуйте, бабушка! Ой, где это мы? Ой, как здесь красиво!

img5.jpg (10786 bytes)

Бабушка. А попали вы ребятушки в русскую избу. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины. Все делалось с большой любовью и было не только полезным, но и прекрасным, радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавалось от поколения к поколению. Любая вещь, будь то детская люлька или ковш, подзор или полотенце, – все украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом, причем все принимало определенный. Традиционный образ, ассоциировалось с окружающей природой.

Учащиеся поют песню “Россия” муз.В.Локтева.

Бабушка. А я вот надумала пироги печь, а помощников нет.

Дети. Да будут , будут тебе помощники.

Бабушка. Когда в старину замешивали тесто, хозяюшки всю душу вкладывали, когда месили тесто. Вот и получалось оно пышным, высоким, вкусным. А пекли-то разные кушанья. Но самыми вкусными были уральские шаньги. А спойте-ка мне песню старинную про эти самые шаньги.

Учащиеся поют песню “Шаньги”.

Бабушка. Как мне понравилась очень ваша песня. А клубочек он вертится, крутится, кому песней доброй повернется, кому мудрой сказкой. Вот послушайте старинную сказку.

…Жила была на свете рукодельница Марьюшка. Собой пригожая. Шила она шелками цветными и бисером. Кому рубашку, кому рушник, кому пояс узорчатый.

Из далеких стран приехали купцы на ее рукоделия посмотреть. Увидели они и обомлели. Стали уговаривать с ними ехать, горы золотые сулили. Но не согласилась Марьюшка. Купцы уехали, только славу рукодельницы по всей земле разнесли. Дошел этот слух до Кощея Бессмертного. Осерчал Кощей, что есть на свете красота великая, какой он еще не видывал. Сам к Марьюшке явился, стал уговаривать к нему ехать. Отказалась она покидать родные свои места и поля, людей, которым ее рукоделие радость приносит.

Вот тогда и обратил Кощей Марьюшку в Жар-Птицу, схватил в острые когти и взвился под облака.

Решила Марьюшка людям последнюю память о себе оставить. Стала она свои красочные перья на землю сбрасывать. Были те перья не простые, а волшебные. Не всякий их увидеть может. А только тот, чья душа красоту понимает и руки ту красоту для других создавать готовы.

Ведущий 1. Рассыпала свои перья Жар-Птица по всей земле русской, и наверно, самые яркие лучики упали недалеко от Нижнего Новгорода, что на Великой реке Волге. Много лет живут и работают там умельцы, которые создают эти замечательные изделия и называют эти изделия “Хохлома”.

Дети.

Хохломская россыпь –
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета,
В зелени травы.

Рощи, перелески,
Шелковые всплески,
Солнечно-медовой
Золотой листвы.

У красы точеной
Сарафан парчовый.
По волнам узоров
Яхонты горят.

Что за чародеи
Красоту одели?
В этот несказанный
Праздничный наряд?

Роспись хохломская,
Словно колдовская.
В сказочную песню
Просится сама.

И нигде на свете
Нет таких соцветий –
Всех чудес чудесней
Наша хохлома!

Ведущий 1. Откуда же появилось это удивительное хохломское искусство?

Ведущий 2. История говорит, что искусство золотой хохломы зародилось еще в XVII веке. В лесных заволжских деревеньках Новопокровское, Кулигино, Семино издавна делали деревянную посуду и расписывали ее яркими красками, ягодками, травками, сказочно-нарядными цветами. Из маленьких деревень везли продавать свои изделия в одно большое торговое село Хохлома.

Ведущий 3. Кричат зазывалы на ярмарке:

Дети. Кому посуда для кашки-окрошки? Чудо-блюдо да чашки-ложки?

– Откуда посуда?

– К вам приехала сама золотая хохлома.

Звучит песня “К нам гости пришли”.

Ведущий 1. И так, мы говорим “до свидания!” и отправляемся в другие места России.

Дети:

Край фарфорового чуда
А кругом него леса.
Синеглазая посуда:
Вазы, чайники, блюда.
Ярко светятся,
Как родные небеса.

(Девочки исполняют частушки).

  1. Собираю, разбираю
    Васильковые цветы.
    Я тебя не забываю,
    Не забудь меня и ты.
  1. Василек, ты, василек,
    А лучше незабудки.
    Я сплету из них венок
    Для сестры Машутки.
  1. Назови подружка цветик
    Самый милый, дорогой.
    А подружка отвечает:
    Колокольчик голубой.
  1. Из лазоревого цвета
    Наберу я два букета.
    Синей лентой завяжу,
    Кому в подарок – не скажу!
  1. Колокольчик голубой
    Улыбался нам с тобой.
    Колокольчики – цветы
    Очень вежливы. А ты?
  1. Разливается заря,
    Наряжаются поля.
    И полна, полна цветами
    Вся родимая земля.

Ведущий 1. Какой же цвет упоминается во всех этих частушках?

Дети (хором). Голубой!

Ведущий 2. Гжельскому фарфору около 170 лет. Человек увидел в природе редкой красоты сочетание белого и синего и перенес сверкающие переливы синевы на белую гладь вазы, на круглое блюдо, на стройный кувшин или простую кружку.

Ведущий 3. Кобальтовый цветок расправляет свои синие лепестки и смотрит на мир с белого, как снег фарфора. Под его тяжестью склоняется тонкий стебель с синими листьями. Над ними спиралью закручивается травка. Летают бабочки, стрекозы, синие птицы поют свои песни синим цветам. Синие маки, лютики, одуванчики – все они словно пришли из далекого синего леса.

(Звучит музыка, дети выходят на выход.)

У детей свои игрушки:
По началу – погремушки,
Дальше – коники, петрушки,
Куклы, козочки, пичужки…

Ведущий 1. Дымковские игрушки!

(Звучит песня “Как у бабушки козел”.)

Ведущий 2. Дымковский узор особенный: яркие краски: синие, желтые, красные, золотые. А рисунок незатейливый: клетки, полоски, вилюшки, кружочки. Все красоты земли русской на игрушку нанесены.

Ведущий 3. Родина игрушки Дымковская слобода, что неподалеку от города Вятки. В Дымкове жили и сейчас живут удивительные мастерицы. Благодаря их трудам слобода стала известна во всем мире, как родина знаменитой дымковской глиняной игрушки.

(Звучит народная музыка. И появляется веселая матрешка.)

Я – бабушка-матрешка.
Несу грибов лукошко.
За мной родные внучки,
Идут сложивши ручки.
И все они матрешеньки,
И все они хорошеньки.
Все с аленькими щечками,
Под пестрыми платочками.
Нарядные, пригожие,
На бабушку похожие.

Ведущий 1. Русской матрешке более 100 лет. Делают их в Загорске, Семенове и селе Полховский майдан. Но где бы не родились матрешки – все они веселые, пригожие. Потому, что их делают талантливые и добрые художники.

Ведущий 2. Весь мир знает нашу русскую матрешку. Ни один турист не уехал из России без этого сувенира.

(Звучит песня “Матрешки”. Выходят девочки с красивыми большими платками.)

Ведущий 3. Недалеко от Москвы есть старинный город Павловский посад. Здесь издавна делают удивительной красоты платки. Раньше женщины носили платок на голове, плечах, а иногда как украшение на руке. Павловские платки нарядные, веселые. По черному, синему, зеленому полю рассыпаны цветы и листья, а чаще всего из роз букеты, а также из георгинов, пионов, ромашек и колокольчиков.

Ведущий 1. Есть мастера ив северных наших районах.

Вот вам северное чудо!
Разбегаются глаза,
Из бересты здесь посуда,
Кружки, плошки, кузова.
Ясно всем она откуда!
Эта дивная посуда!

Ведущий 2. Изображение цветущих кустов, ягод, плодов и птиц с давних пор на Руси считались пожеланием добра. Благополучия, счастья. Эту традицию сохраняют и сегодняшние мастера. И в наши дома приходит красота и радость, которые щедро дарят нам народные промыслы. Их творчество подобно народной песне, в которой отразилась красота родного края, красота русской души человека.

(Звучит песня на музыку Кудрина “Русские сапожки”.)

Бабушка. Гостьюшки, дорогие! Пока мы пели, да плясали, пироги наши поспели. Русский народ говаривал: “Что есть в печи – все на стол мечи!” – поэтому гостеприимство и традиционно для нашего русского народа, всегда потчевали гостя хлебом-солью, а мы вас угощаем вкусными да румяными пирогами.