Цели:
Обучающие:
- Знать: Основные элементы и узоры орнамента жителей Сибири;
- Уметь: Решать задачу – составлять орнамент из предложенных элементов и вышивать по нему, используя традиционную для Сибири технику вышивки;
Развивающие: Развивать глазомер, моторику мышц руки; способность сравнивать и анализировать; формировать и развивать познавательный интерес к предмету, к виду рукоделия, развитию самостоятельности;
Воспитывающие: Воспитывать трудолюбие, эстетические и патриотические качества личности; формировать у учащихся навыки культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материалов.
Наглядные пособия: Рисунки русского, казахского и украинского орнаментов; рисунки для вышивки по свободному контуру, традиционные для Западной Сибири; образцы вышивки по свободному контуру; образцы швов, характерных для вышивки народов Сибири.
Ведущие понятия: Композиция, орнамент, симметрия, традиционные виды рукоделия народов Сибири, узоры, раппорт, элемент.
Межпредметные связи: ИЗО 7 класс – Древние обряды
Оборудование и материалы: компьютер; плакаты по ТБ при ручных работах; готовые изделия; пяльцы; ножницы; иглы с большим ушком; нитки мулине.
Использование педагогической технологии: Технология конструирования предметного содержания на основе задачного подхода
Время проведения: 90 минут.
Тип урока: Комбинированный
Технологическая карта
Этапы реализации технологии | Задачи этапа | Содержание учебного материала | Формы обучения | Методы обучения | Обратная связь и измерители | Время |
1. Организация начала занятия | Подготовить учащихся к работе на уроке | Фронтальная | Словесный | Организация внимания | 1 | |
2. Постановка цели | Определить цель занятия | Цель занятия | Фронтальная | Словесный | Сосредоточение внимания | 1 |
3. Изложение нового материала | Обеспечить восприятие, осмысление и понимание знаний | Этнография крестьянства Сибири. Понятие “орнамент”, “композиция”, “раппорт”. Особенности орнаментов на территории Западной Сибири. Элементы орнамента русской, казахской вышивки. |
Фронтальная | Словесный наглядный |
Запись в тетрадь, | 30 |
4. Закрепление нового материала | Усвоение знаний и выработка умений | Разработка элемента Сибирского орнамента | Индивидуальная | Словесный (беседа) практический |
Зарисовка элемента орнамента | 5 |
5. Вводный инструктаж | Обеспечить подготовку к практической деятельности | Инструктаж по ТБ и организации рабочего
места Основные швы, применяемые для вышивки жителями Сибири (тамбурный, мелкий крест, перевить, набор). |
Фронтальная | Словесный наглядный |
Участие в беседе Организация рабочего места |
15 |
6. Самостоятельная работа | Закрепить умения и навыки | Задача Используя, основные швы, которыми вышивали в старину, вышейте узор. |
Индивидуальная | Практический | Выполнение действий | 30 |
7. Текущий инструктаж | Коррекция умений и навыков | Технология выполнения тамбурного шва и шва “перевить” | Индивидуальный фронтальный |
Словесный наглядный |
Сосредоточение внимания | |
8. Подведение итогов | Осуществить анализ и оценку успешности достижения цели | Анализ допущенных ошибок и оценивание работ | Фронтальная | Словесный наглядный |
Показ работ и обсуждение | 7 |
9. Уборка рабочих мест | Навести порядок на рабочем столе | Организация порядка на рабочем месте | Индивидуальная | Практический | 1–2 |
Ход урока
I. Организация начала занятия (2 мин.)- Приветствие;
- Проверка присутствующих;
- Проверка готовности учащихся к уроку.
Определить цель занятия (Приложение, слайды 1 и 2.)
III. Изложение нового материала (30 мин.)1. Этнография крестьянства Сибири. (Исторические сведения.)
Историками нашего края были найдены предметы быта народов, подтверждающих, что кроме главного занятия – скотоводства и пчеловодства, крестьяне, проживающие на границе с Казахстаном, занимались промыслами (охота, рыболовство) и ремеслами: кузнечное, портняжное, рукоделия, в том числе и вышивкой.
В старину в вышивке в наибольшей степени отразились фантазии и самобытность местных мастериц. Среди предметов коллекции музеев вышивка встречается на женских и мужских рубахах, сарафанах, нарукавниках и полотенцах.
Вышивка в крестьянских семьях чаще всего оставалась домашним занятием, а мастерицы из бедных семей занимались вышиванием, как приработком, выполняя заказы. Платили им по копейке “с иглы”, т.е. с одного горизонтального ряда вышивки.
Каждая вышивка имела свое назначение, а этому должен был соответствовать определенный шов или узор. Например, мотив “ромба с крючком” появился в искусстве многих народов на ранней стадии развития земледелия и связан с магией плодородия.
Переселенцы из северных, южных и центральных губерний России сохраняли в своих работах традиции, присущие тому или иному региону.
Основными цветами вышивок были красный, черный, реже синий и желтый.
Вышивали тамбурным швом, крестом и набором. Назывались эти швы
- по-мелкому – набор
- пялы – перевить
- по-киргизски – тамбурный
- клопиком – мелкий крест.
(Слайды 3, 4, 5, 6)
И в современной одежде часто встречаются элементы вышивки (Слайд 7)
2. Композиция и орнамент
При выборе рисунка для вышивки возникает целый ряд вопросов:
- Какие швы будут использоваться в работе
- Назначение изделия
- Расположение узора на изделии
- Выбор цветового решения вышивки
Все это – слагаемые понятия “Композиция”.
“Композиция” – это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание.
Основным источником создания орнамента явилась природа. Чудесными узорами “расписала” она крылья бабочек, спинки гусениц и змей, листья и многое другое. Древние люди, изготавливая примитивные сосуды из глины, украшали свои изделия различными линиями и рисунками. И вот такие украшения называли “орнаментом”
“Орнамент” – от латинского “украшение” – узор, составленный из ритмически чередующихся элементов растительного и животного мира, а так же геометрических фигур.
Ритмически повторяющийся мотив (элемент) или несколько элементов, из которых складывается орнамент, называют “Раппортом”. Мотивы в узоре не всегда повторяются. Орнаментальными считаются те узоры, которые строятся на основе симметрии или асимметрии.
“Симметрия” – соразмерное расположение форм, основных линий и красок относительно осей.
(Слайд 8)
Особенности национальных сибирских орнаментов (Слайды 9, 10, 11, 12)
Своеобразие местной вышивки проявляется в геометрическом орнаменте, который представляет в богатейшем разнообразии преимущественно две фигуры: “крюки” и “ромбы”. Умение вышивальщиц составлять из одних и тех же мотивов множество новых композиций и подтверждает богатый мир их творческой фантазии.
Из казахских мотивов взят “бараний рог”, “восьмилепестковая розетка”, “стилизованные листья”.
С украинских рушников взяты “растительные мотивы”.
Из южных и центральных губерний России в орнамент Сибиряков попали фигурки людей и животных, стилизованные цветы и гроздья винограда. Основные элементы представлены на рисунке.
4. Элементы орнамента русской, казахской вышивки
Казахские мотивы
Бараний рог | Розетка, лист |
Русские мотивы
Крюки | Ромбы |
Основные элементы сибирского орнамента (слайд 13)
Бараний рог | |
Лист | |
Дерево | |
Птичка | |
Розетка | |
Крюки, ромбы |
Разработка элемента Сибирского орнамента
Зарисовка элемента орнамента (раппорт) в тетрадь
IV. Вводный инструктаж (15 мин.)– Инструктаж по ТБ и организации рабочего места
Перед тем как приступить к выполнению работы, необходимо правильно организовать рабочее место, нитки, инструменты и приспособления.
Соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами, утюгом.
Организовать рабочее место:
- нитки и инструменты хранить в специальной коробочке
- во время работы необходимо следить за положением корпуса, который должен быть немного наклонён вперёд, не сутулиться, не склонять низко голову.
- расстояние между глазами и работой не должно превышать 25-30 см.
- стул пододвинуть к столу так, чтобы можно было опираться о его спинку.
– Основные швы, применяемые для вышивки жителями Сибири (тамбурный, мелкий крест, перевить, набор)
Технология выполнения швов
Шов “Шнурок”
Выполняется в два приема.
- Вначале по прямой линии выполняются стежки шва “вперед иголку”. Расстояние между стежками должно быть в два раза меньше длины стежка.
- После этого, иглу с ниткой (обычно другого цвета) подводят под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткань.
Тамбурный шов
- Уложи рабочую нить слева от контура узора.
- Прижми нить большим пальцем левой руки, введи иглу в предыдущий прокол. Иглу выводят на лицевую сторону внутри петельки на расстоянии, равном ее длине (рис.1).
- Выполни следующий стежок так, чтобы острие иглы попало в середину предыдущей петли (рис.2)
- выполни несколько стежков.
- Выполни закрепку в конце работы.
Для выполнения поворота по рисунку необходимо закрепить петельку тамбурного шва.
Рис.1 | Рис.2 |
V. Самостоятельная работа (30 мин.)
Для самостоятельной работы учащимся предлагается решить учебную задачу. Учащимся выдается карточка, на которой напечатана задача / Последовательно выполняя этапы задачи, учащиеся выполняют основное задание: Используя, основные швы, которыми вышивали в старину, вышейте узор.
Раппорт орнамента зарисованный в тетради вышивается учащимися с использованием технологии вышивки швов, используемых в старину (тамбурный, мелкий крест, перевить, набор).
Формулировка задачи Особенность орнаментов Западной Сибири состоит в том, что мастерицы использовали узоры русских, украинцев, татар, казахов и других народов, заселяющих Сибирь. Сможете ли вы вышить сибирский орнамент?
Условие Своеобразие местной
вышивки проявляется в геометрическом орнаменте,
который представляет в богатейшем разнообразии
преимущественно две фигуры: “ромбы” и
“крючки”. Орнамент татарской вышивки – стилизованные деревья, цветы с пышными широкими листьями, бутоны, стебли. Казахский орнамент состоит из кругов, восьмилепестковых розеток, разделенных стилизованными листьями. Вышивали в основном края полотенец, головные уборы, различные части одежды: рукава, подол и др. Вышивкой украшали предметы быта: панно для гостевой комнаты, покрывало постели, наголовники подушек, попоны лошадей и др. |
Действия, ведущие к решению
задачи Используя разработанный Вами элемент (раппорт) Сибирского орнамента, переведите его на ткань (подсказка №2). Выберите вид шва для вышивки Вашего элемента (подсказка №3). Выполните основное задание. |
||
Подсказки 1.Орнамент – узор, составленный из ритмично чередующихся элементов растительного или животного мира, а также геометрических фигур. Орнамент бывает ленточный, центрический и сетчатый. 2. Раппорт – ритмически повторяющийся элемент (мотив) или несколько элементов, из которых складывается рисунок. 3. В старину вышивали швами: тамбурным – по-киргизски; крестом – клопиком; набором – по-мелкому; пялы – перевитью (инструкция выполнения швов прилагается) |
Основное задание Используя, основные швы, которыми вышивали в старину, вышейте узор. |
Задание по выбору Есть ли в вашем доме вещи с вышивкой. Расскажите, какие старинные вышитые вещи, хранятся у вас дома.
|
|
VII. Текущий инструктаж
Коррекция умений и навыков
Технология выполнения тамбурного шва и шва “перевить”. Проверка соблюдения правил техники безопасности
VIII. Подведение итогов (7 мин.)Анализ допущенных ошибок и оценивание работ. Показ работ и обсуждение
Подведение итогов урока
На данном уроке учащиеся познакомились с особенностями национальных орнаментов.
Самостоятельно, используя основу полученных знаний на уроке, вышили узор.
– Что такое орнамент?
– Определение раппорта
– Какими швами вышивали в старину?
– Какие элементы присущи орнаментам разных народов?
– Украшают ли орнаментом одежду и предметы быта в современном мире?
IX. Уборка рабочих мест (1–2 мин.)Организация порядка на рабочем месте
Готовые работы