Урок истории в 5-м классе по теме "Афинская демократия при Перикле"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  1. Обобщить знания учащихся об античной демократии, рассказать о расцвете демократии в правление Перикла . Доказать, что время деятельности Перикла было самой блистательной эпохой в истории Афин
  2. Показать позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии
  3. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника и историческими документами, обобщать отдельные события и формулировать выводы

Учебное оборудование: электронный учебник "Всеобщая история, 5 класс", карточки -сорбонки для парной работы, карточки для работы в парах сменного состава, персональные компьютеры, интерактивная доска.

Автор учебника: “История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений”/ Вигасин А.А ,Г.И, Годер , И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2007.

Использованная литература:

  1. “Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл.: Пособие для учителя / Г.И. Годер. – М.: Просвещение, 2003”,
  2. “История Древнего мира.5 класс: Поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой.– М.:ВАКО, 2005”,
  3. “Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история.– 4-еизд., испр. и перераб./ Главн . ред. М. Аксёнова. – М.: Аванта, 2005”,
  4. “Большая историческая энциклопедия школьника”/ Москва “Росмэн”,2000.,
  5. “Я познаю мир: Детская энциклопедия : История Древнего мира”/ А.Б. Преображенский.– М.: ООО “Издательство Астрель” : ООО “Издательство АСТ”, 2001

 Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3

Ход урока

I. Оргационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Терминологическая разминка .

Работа с карточками -сорбонками (Приложение №1)

а) работа в парах (форма взаимодействия :ученик-ученик );

б) проверка на оценку (форма взаимодействия :учитель-ученик, игра “Кто быстрее?”)

2. Проверка знаний по теме “Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии”

а) Работа в парах сменного состава– учащиеся 1,2 ряда (Приложение №2)

б) Самостоятельная работа : работа с электронным учебником, выполнение тестов на персональных компьютерах (учащиеся 3 ряда).

3. Проверка выполнения заданий:

а) работы в парах сменного состава (один человек на оценку, задания читают учащиеся – каждый свою карточку);

б) проверка выполнения тестов на компьютерах (консультант проверяет и докладывает);

100–90% – "5"
80–70% – "4"
60–50% – "3"
менее 50% – "2"

III. Проверка домашнего задания

Приложение (Слайды № 1–8 )

а) Проверочное тестирование по теме "Культура", использование презентации из 7 слайдов.

Самопроверка. Самооценка. (Слайд № 9–17, даётся ключ)

б) Групповая работа “Найди ошибку” (Слайд № 18)

IV. Переход к изучению новой темы. (Слайд № 19)

На слайде: Солон (594 г. до н. э.)

Фемистокл (480 г. до н. э.)

Перикл (443 г. до н. э.)

1. – Перед вами известные деятели Древней Греции. – О ком из них не шла речь на наших уроках? (о Перикле).

2. – Вспомните, какова заслуга Солона и Фемистокла в истории Древней Греции? (Законы Солона заложили в Афинах основы демократии).

– Что такое демократия? (власть демоса).

– Докажите, что благодаря законам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия. (отмена долгового рабства, участие демоса в управлении государством:

– архонтом мог быть любой богатый;

– в Народном собрании участвуют все граждане (свободные афиняне);

– судьи избирались из числа всех граждан.)

(Фемистокл – афинский стратег. Выдвинулся в период войн с персами (480 г. до н. э.). В это время возросло значение афинского демоса. Вождь демоса – Фемистокл в борьбе против персов опирался на афинских бедняков, простых гребцов и матросов. И флот, в который брали бедняков, превратился в опору демократии).

3. – Предположите, что может объединять этих знаменитых греков, живших в разное время?

(С именами Солона , Фемистокла, Перикла связано установление демократии в Афинах. Наибольший расцвет афинской демократии наступил при Перикле).

IV. Сообщение темы урока

Запись в тетради:

"Афинская демократия при Перикле". (слайд № 20 )

Цель: Показать позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии.

– Значимость изучения данной темы огромна, поскольку сама идея народовластия возникла в древности, прошла через века и утвердилась в наиболее развитых странах мира и в нашей стране также.

V. Работа над новым материалом

(Слайд № 21)

ППЗ: Можно ли считать Афинское государство образцовым?

1. Вступительное слово учителя.

– В трагедии поэта Эсхила "Персы" хор, отвечая на вопрос: "Кто же над афинянами господин?", поёт: "Не рабы они у смертных, неподвластны никому!"

– Чем гордились афиняне?

(Тем, что они свободный народ, принимают участие в управлении государством.)

-Действительно, в Персии власть принадлежала царю, он распоряжался жизнью и смертью своих подданных, поэтому греки считали их рабами царя.

Между тем в V в. до н. э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож. Ни в одной другой стране Древнего мира в управлении государством не участвовало так много людей, так много простых тружеников, как в Афинах.

– Как афиняне называли управление в своём государстве? ( Демократия)

– Кто считался афинским гражданином? ( Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя – как отец, так и мать – были гражданами)

Большую часть демоса составляли ремесленники и мелкие торговцы, строительные рабочие, резчики по камню, скульпторы, "корабельная чернь" – гребцы, матросы и рулевые военных кораблей, плотники, крутильщики корабельных канатов, лодочники, а также трактирщики в Пирее и Афинах, земледельцы Аттики.

Весь этот в массе своей небогатый люд управлял Афинским государством.

Ни одно помещение не могло вместить всех афинских граждан. Народное собрание для решения государственных дел собиралось на Пниксе – пологом холме под открытым небом в западной части города.

Верховная власть в Афинском государстве принадлежала Народному собранию – высшему органу власти, выражавшему волю народа. (Карточка с новым словом)

2. Работа со схемой “Афинское народное собрание”

– Пользуясь схемой , объясните структуру Народного собрания (слайд № 22):

– Как часто собиралось Народное собрание для решения государственных дел?

– Кто не участвовал в Собрании?

Учитель: – Переселенцы, женщины, а тем более рабы ни под каким предлогом не могли даже присутствовать на собрании.

– Кого выбирало Собрание?

(Народное собрание выбирало каждый год 10 стратегов. Граждане поднятием рук выражали свою волю. В обязанности первого стратега входило руководить армией и флотом, ведать отношениями Афин с другими государствами. Заметьте, если бы стратег совершил ошибку, потерял доверие демоса, то не был бы избран на новый срок.)

3. Работа в группах.

Пользуясь учебником на стр. 184-185 , заполните схему “Функции Народного собрания” (Слайды №23-24)

– Какие функции выполняло Народное собрание?

(Тайным голосованием – подачей белых или чёрных камешков – собрание объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы, распоряжалось казной, утверждало расходы стратегов.)

4. Работа с электронным учебником

А) Постановка проблемы перед просмотром сюжета:

– Почему же стратега выбирали открытым голосованием, в то время как должности – судей, сборщика налогов, смотрителя рынка – жеребьёвкой, а решения принятия законов, вопроса войны и мира тайным голосованием?

Б) Просмотр видеосюжета "Афины при Перикле"

В) Решение проблемного задания

-Афиняне считали, что не каждый обладает талантом полководца

Знаменитым вождём афинского демоса на протяжении нескольких десятилетий был Перикл.15 раз Народное собрание выбирало Перикла на главную в Афинах должность первого стратега.

Г) Постановка проблемного вопроса перед просмотром сюжета

– Какие мероприятия, предложенные Периклом, способствовали расцвету демократии в Афинах? (просмотр сюжета Тема № 7 (3) , 17 мин – 4.17мин)

Д) Проверка усвоения материала и решение проблемного задания. Слайд № 25

(Мероприятия Перикла, приведшие к дальнейшей демократизации афинского государственного строя:

  • проведение жеребьёвки при избрании большинства должностных лиц;
  • введение оплаты должностным лицам;
  • создание специального фонда для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра;
  • строительство общественных зданий, дававшее работу многим гражданам.)

V. Закрепление материала

1. Инсценирование и анализ ситуации.

Все в Афинах знали о безукоризненной честности Перикла, который ни на одну драхму не увеличил оставленного ему отцом состояния.

Но враги Перикла – завистники и недоброжелатели из числа знатных – воспользовались тем, что на строительство и создание статуй были затрачены огромные деньги, взятые из казны. Первый стратег был обвинён в неумелой трате громадной суммы.

– Как Перикл сумел убедить Народное собрание в утверждении своих расходов?

Инсценирование:

Народное собрание: – Сколько денег потрачено зря!

Перикл: – Находят ли граждане, что истрачено больше, чем нужно?

Народное собрание: – Да! Да! Слишком много!

Перикл: – Хорошо. Я верну в казну всё, что было потрачено на строительство. Продам всё, что имею, но возмещу расходы. А когда это сделаю, то прикажу на каждой постройке, на каждой статуе написать: "Построено Периклом! Построено на деньги Перикла! Возведено Периклом!"

Народное собрание: – Ещё чего! Да не хотим мы этого! Постройки украшают наш город. Каждый, кто приезжает в Афины, первым делом идёт любоваться храмами и статуями. Это наши постройки, мы гордимся ими!

Перикл: – В таком случае утвердите мои расходы. Тогда все постройки и статуи будут ваши.

Народное собрание: – Мы согласны! Распоряжайся по своему усмотрению деньгами Афинской казны.

– Какие качества стратега Перикла отразились в этом эпизоде?

(Перикл мог убедить в своей правоте любого, обладал красноречием, искусством оратора – карточка с новым словом).

-Могла ли возникнуть подобная ситуация в любой другой стране Древнего мира? О чём это говорит?

– Чем можно объяснить популярность Перикла?

Проводимая им политика отвечала интересам большинства афинских граждан. При нём Афины являлись крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром эллинистического мира.

Личные качества политика: ораторский талант, понимание потребностей народных масс, были востребованы в Афинах.

. – Можно ли считать Афинское государство образцовым?

(Нет, нельзя, т. к. правами и свободами в Афинах владело меньшинство населения. Женщины, рабы, метеки их не имели. Кроме того, Афины грабили своих союзников по морскому союзу).

2. Игра "Да-нет” (работа в группах по 4 человека)

(Слайды № 26)

1 2 3
4 5 6
7 8 9
  1. Верно ли, что в Афинах в 5 веке до н.э. любой гражданин – богат он или беден, знатен или незнатен – способен участвовать в управлении государством? (да)
  2. Верно ли, что власть в Афинах принадлежала демосу, поэтому греки называли управление в своей стране “демократией”? (да)
  3. Верно ли, что в Народном собрании участвовали все жители Афин, начиная с 20-летнего возраста? (нет)
  4. Верно ли, что первого стратега Народное собрание выбирало тайным голосованием: подачей белых или чёрных камешков? (нет)
  5. Верно ли, что оратор – это человек, умеющий говорить кратко, давать точные и меткие ответы? (нет)
  6. Верно ли, что впервые в истории при Перикле была введена плата за исполнение выборных должностей? (да)
  7. Верно ли, что на всех афинских статуях и постройках Периклом была сделана надпись “Воздвигнуто Периклом на его собственные деньги”? (нет)
  8. Верно ли, что проводимая Периклом политика отвечала интересам большинства афинских граждан, т.е. демосу? (да)
  9. Верно ли, что во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром? (да)

Проверка:

(Слайд № 27) 

+ + _
_ _ +
_ + +

 VI. Подведение итогов. Рефлексия

– Что нового узнали на уроке?

– Какие впечатления у вас от сегодняшнего урока?

– Какие задания были трудными? Лёгкими? Какие задания вам понравилось выполнять? Почему?

VII. Домашнее задание

§ 40., вопросы 1–4, карточки-сорбонки с новыми словами

Творческое задание: подготовить сообщение на тему: “Перикл и его друзья”,

“Перикл-человек и политик”, “Политический портрет Перикла”.

 Приложение, Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3