Цели урока:
- Обобщить знания учащихся об античной демократии, рассказать о расцвете демократии в правление Перикла . Доказать, что время деятельности Перикла было самой блистательной эпохой в истории Афин
- Показать позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии
- Продолжить формирование умений работать с текстом учебника и историческими документами, обобщать отдельные события и формулировать выводы
Учебное оборудование: электронный учебник "Всеобщая история, 5 класс", карточки -сорбонки для парной работы, карточки для работы в парах сменного состава, персональные компьютеры, интерактивная доска.
Автор учебника: “История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений”/ Вигасин А.А ,Г.И, Годер , И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2007.
Использованная литература:
- “Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл.: Пособие для учителя / Г.И. Годер. – М.: Просвещение, 2003”,
- “История Древнего мира.5 класс: Поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой.– М.:ВАКО, 2005”,
- “Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история.– 4-еизд., испр. и перераб./ Главн . ред. М. Аксёнова. – М.: Аванта, 2005”,
- “Большая историческая энциклопедия школьника”/ Москва “Росмэн”,2000.,
- “Я познаю мир: Детская энциклопедия : История Древнего мира”/ А.Б. Преображенский.– М.: ООО “Издательство Астрель” : ООО “Издательство АСТ”, 2001
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3
Ход урока
I. Оргационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Терминологическая разминка .
Работа с карточками -сорбонками (Приложение №1)
а) работа в парах (форма взаимодействия :ученик-ученик );
б) проверка на оценку (форма взаимодействия :учитель-ученик, игра “Кто быстрее?”)
2. Проверка знаний по теме “Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии”
а) Работа в парах сменного состава– учащиеся 1,2 ряда (Приложение №2)
б) Самостоятельная работа : работа с электронным учебником, выполнение тестов на персональных компьютерах (учащиеся 3 ряда).
3. Проверка выполнения заданий:
а) работы в парах сменного состава (один человек на оценку, задания читают учащиеся – каждый свою карточку);
б) проверка выполнения тестов на компьютерах (консультант проверяет и докладывает);
100–90% – "5"
80–70% – "4"
60–50% – "3"
менее 50% – "2"
III. Проверка домашнего задания
Приложение (Слайды № 1–8 )
а) Проверочное тестирование по теме "Культура", использование презентации из 7 слайдов.
Самопроверка. Самооценка. (Слайд № 9–17, даётся ключ)
б) Групповая работа “Найди ошибку” (Слайд № 18)
IV. Переход к изучению новой темы. (Слайд № 19)
На слайде: Солон (594 г. до н. э.)
Фемистокл (480 г. до н. э.)
Перикл (443 г. до н. э.)
1. – Перед вами известные деятели Древней Греции. – О ком из них не шла речь на наших уроках? (о Перикле).
2. – Вспомните, какова заслуга Солона и Фемистокла в истории Древней Греции? (Законы Солона заложили в Афинах основы демократии).
– Что такое демократия? (власть демоса).
– Докажите, что благодаря законам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия. (отмена долгового рабства, участие демоса в управлении государством:
– архонтом мог быть любой богатый;
– в Народном собрании участвуют все граждане (свободные афиняне);
– судьи избирались из числа всех граждан.)
(Фемистокл – афинский стратег. Выдвинулся в период войн с персами (480 г. до н. э.). В это время возросло значение афинского демоса. Вождь демоса – Фемистокл в борьбе против персов опирался на афинских бедняков, простых гребцов и матросов. И флот, в который брали бедняков, превратился в опору демократии).
3. – Предположите, что может объединять этих знаменитых греков, живших в разное время?
(С именами Солона , Фемистокла, Перикла связано установление демократии в Афинах. Наибольший расцвет афинской демократии наступил при Перикле).
IV. Сообщение темы урока
Запись в тетради:
"Афинская демократия при Перикле". (слайд № 20 )
Цель: Показать позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии.
– Значимость изучения данной темы огромна, поскольку сама идея народовластия возникла в древности, прошла через века и утвердилась в наиболее развитых странах мира и в нашей стране также.
V. Работа над новым материалом
(Слайд № 21)
ППЗ: Можно ли считать Афинское государство образцовым?
1. Вступительное слово учителя.
– В трагедии поэта Эсхила "Персы" хор, отвечая на вопрос: "Кто же над афинянами господин?", поёт: "Не рабы они у смертных, неподвластны никому!"
– Чем гордились афиняне?
(Тем, что они свободный народ, принимают участие в управлении государством.)
-Действительно, в Персии власть принадлежала царю, он распоряжался жизнью и смертью своих подданных, поэтому греки считали их рабами царя.
Между тем в V в. до н. э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож. Ни в одной другой стране Древнего мира в управлении государством не участвовало так много людей, так много простых тружеников, как в Афинах.
– Как афиняне называли управление в своём государстве? ( Демократия)
– Кто считался афинским гражданином? ( Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя – как отец, так и мать – были гражданами)
Большую часть демоса составляли ремесленники и мелкие торговцы, строительные рабочие, резчики по камню, скульпторы, "корабельная чернь" – гребцы, матросы и рулевые военных кораблей, плотники, крутильщики корабельных канатов, лодочники, а также трактирщики в Пирее и Афинах, земледельцы Аттики.
Весь этот в массе своей небогатый люд управлял Афинским государством.
Ни одно помещение не могло вместить всех афинских граждан. Народное собрание для решения государственных дел собиралось на Пниксе – пологом холме под открытым небом в западной части города.
Верховная власть в Афинском государстве принадлежала Народному собранию – высшему органу власти, выражавшему волю народа. (Карточка с новым словом)
2. Работа со схемой “Афинское народное собрание”
– Пользуясь схемой , объясните структуру Народного собрания (слайд № 22):
– Как часто собиралось Народное собрание для решения государственных дел?
– Кто не участвовал в Собрании?
Учитель: – Переселенцы, женщины, а тем более рабы ни под каким предлогом не могли даже присутствовать на собрании.
– Кого выбирало Собрание?
(Народное собрание выбирало каждый год 10 стратегов. Граждане поднятием рук выражали свою волю. В обязанности первого стратега входило руководить армией и флотом, ведать отношениями Афин с другими государствами. Заметьте, если бы стратег совершил ошибку, потерял доверие демоса, то не был бы избран на новый срок.)
3. Работа в группах.
Пользуясь учебником на стр. 184-185 , заполните схему “Функции Народного собрания” (Слайды №23-24)
– Какие функции выполняло Народное собрание?
(Тайным голосованием – подачей белых или чёрных камешков – собрание объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы, распоряжалось казной, утверждало расходы стратегов.)
4. Работа с электронным учебником
А) Постановка проблемы перед просмотром сюжета:
– Почему же стратега выбирали открытым голосованием, в то время как должности – судей, сборщика налогов, смотрителя рынка – жеребьёвкой, а решения принятия законов, вопроса войны и мира тайным голосованием?
Б) Просмотр видеосюжета "Афины при Перикле"
В) Решение проблемного задания
-Афиняне считали, что не каждый обладает талантом полководца
Знаменитым вождём афинского демоса на протяжении нескольких десятилетий был Перикл.15 раз Народное собрание выбирало Перикла на главную в Афинах должность первого стратега.
Г) Постановка проблемного вопроса перед просмотром сюжета
– Какие мероприятия, предложенные Периклом, способствовали расцвету демократии в Афинах? (просмотр сюжета Тема № 7 (3) , 17 мин – 4.17мин)
Д) Проверка усвоения материала и решение проблемного задания. Слайд № 25
(Мероприятия Перикла, приведшие к дальнейшей демократизации афинского государственного строя:
- проведение жеребьёвки при избрании большинства должностных лиц;
- введение оплаты должностным лицам;
- создание специального фонда для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра;
- строительство общественных зданий, дававшее работу многим гражданам.)
V. Закрепление материала
1. Инсценирование и анализ ситуации.
Все в Афинах знали о безукоризненной честности Перикла, который ни на одну драхму не увеличил оставленного ему отцом состояния.
Но враги Перикла – завистники и недоброжелатели из числа знатных – воспользовались тем, что на строительство и создание статуй были затрачены огромные деньги, взятые из казны. Первый стратег был обвинён в неумелой трате громадной суммы.
– Как Перикл сумел убедить Народное собрание в утверждении своих расходов?
Инсценирование:
Народное собрание: – Сколько денег потрачено зря!
Перикл: – Находят ли граждане, что истрачено больше, чем нужно?
Народное собрание: – Да! Да! Слишком много!
Перикл: – Хорошо. Я верну в казну всё, что было потрачено на строительство. Продам всё, что имею, но возмещу расходы. А когда это сделаю, то прикажу на каждой постройке, на каждой статуе написать: "Построено Периклом! Построено на деньги Перикла! Возведено Периклом!"
Народное собрание: – Ещё чего! Да не хотим мы этого! Постройки украшают наш город. Каждый, кто приезжает в Афины, первым делом идёт любоваться храмами и статуями. Это наши постройки, мы гордимся ими!
Перикл: – В таком случае утвердите мои расходы. Тогда все постройки и статуи будут ваши.
Народное собрание: – Мы согласны! Распоряжайся по своему усмотрению деньгами Афинской казны.
– Какие качества стратега Перикла отразились в этом эпизоде?
(Перикл мог убедить в своей правоте любого, обладал красноречием, искусством оратора – карточка с новым словом).
-Могла ли возникнуть подобная ситуация в любой другой стране Древнего мира? О чём это говорит?
– Чем можно объяснить популярность Перикла?
Проводимая им политика отвечала интересам большинства афинских граждан. При нём Афины являлись крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром эллинистического мира.
Личные качества политика: ораторский талант, понимание потребностей народных масс, были востребованы в Афинах.
. – Можно ли считать Афинское государство образцовым?
(Нет, нельзя, т. к. правами и свободами в Афинах владело меньшинство населения. Женщины, рабы, метеки их не имели. Кроме того, Афины грабили своих союзников по морскому союзу).
2. Игра "Да-нет” (работа в группах по 4 человека)
(Слайды № 26)
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
- Верно ли, что в Афинах в 5 веке до н.э. любой гражданин – богат он или беден, знатен или незнатен – способен участвовать в управлении государством? (да)
- Верно ли, что власть в Афинах принадлежала демосу, поэтому греки называли управление в своей стране “демократией”? (да)
- Верно ли, что в Народном собрании участвовали все жители Афин, начиная с 20-летнего возраста? (нет)
- Верно ли, что первого стратега Народное собрание выбирало тайным голосованием: подачей белых или чёрных камешков? (нет)
- Верно ли, что оратор – это человек, умеющий говорить кратко, давать точные и меткие ответы? (нет)
- Верно ли, что впервые в истории при Перикле была введена плата за исполнение выборных должностей? (да)
- Верно ли, что на всех афинских статуях и постройках Периклом была сделана надпись “Воздвигнуто Периклом на его собственные деньги”? (нет)
- Верно ли, что проводимая Периклом политика отвечала интересам большинства афинских граждан, т.е. демосу? (да)
- Верно ли, что во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром? (да)
Проверка:
(Слайд № 27)
+ | + | _ |
_ | _ | + |
_ | + | + |
VI. Подведение итогов. Рефлексия
– Что нового узнали на уроке?
– Какие впечатления у вас от сегодняшнего урока?
– Какие задания были трудными? Лёгкими? Какие задания вам понравилось выполнять? Почему?
VII. Домашнее задание
§ 40., вопросы 1–4, карточки-сорбонки с новыми словами
Творческое задание: подготовить сообщение на тему: “Перикл и его друзья”,
“Перикл-человек и политик”, “Политический портрет Перикла”.