Урок русского языка в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели. Познакомиться с правилом  написания  гласных а, о  в приставках про-, пра-, по-, па-; развивать познавательную самостоятельность через наблюдения, сравнения и выводы; активизировать словарный запас учащихся; воспитывать коммуникативную культуру учащихся.

Учебные материалы. Учебник «Русский язык. 3 класс» (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина); карточки со словами; с гласными буквами а, о; образец работы на обратной стороне доски;  чистые листы бумаги по количеству бригад; маркеры.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

Учитель. Начать сегодня урок мне хочется с загадки.

С корнем я дружу, друзья,
Перед ним стою всегда.
А работа моя такова:
Образовывать новые слова.

      У. О чём речь?
Дети. Это приставка.
У. Что вы знаете о приставке?
Д. Приставка – это часть слова; она стоит перед корнем и служит для образования новых слов; со словом приставка пишется слитно; безударную гласную в ней  можно проверить, подобрав проверочное слово с такой же ударной приставкой; приставки мы учили наизусть.
У. Чтобы мне убедиться, что вы хорошо знаете приставки, я предлагаю игру «Кто больше?». Работать будем в паре. Учащиеся  I  варианта  пишут приставки с гласной буквой о, а  II – c гласной а. Какая пара вспомнит  таких приставок больше за 2 минуты.
(1 пара работает на крыльях  доски с обратной стороны)
Подведение итогов. (кто записал 10 и более приставок, поставьте на полях +)
- Сравните приставки двух столбиков. В написании каких приставок легко ошибиться? Почему?
Д.  - В написании приставок про- и пра-.
- Они похожи. Непонятно, когда писать про-, а когда пра-
У. Чем же будем заниматься на уроке?
Д.  Учиться понимать, когда писать про-, а когда пра-
У. Сформулируйте тему урока
Д.  «Правописание приставок про- и пра-»

III. Поиск решения.

У. Прочитайте слова на доске. Запишите их в тетрадь, вставляя пропущенные гласные в приставках.

Пр…внук, пр…мах, пр…гульщик, пр…бабушка, пр…читал, пр…родители

(2-ое учащихся выполняют задание самостоятельно на доске)

Проверка:

правнук
промах
прогульщик
прабабушка
прочитал
прородители

правнук
промах
прогульщик
пробабушка
прочитал
прородители

У. Отнеситесь к выполненному заданию.
Д. Не могут быть в одном и том же слове (прабабушка) разные приставки.
У. Попросим ребят объяснить свой выбор.
Д. - Я читал это слово и запомнил, как пишется
- А я думаю, что там приставка про-
У. Возникла проблема, обозначим её вопросом. Как быть?
Д. Посмотреть в словаре или спросить у взрослого.
У. Я знаю, как пишутся эти слова и помогу вам. (вставляю гласные в приставки)

 правнук, промах, прогульщик, прабабушка, прочитал, прародители

Д. (удивлённо) Мы почти все написали слово «прародители» неправильно.
У. Теперь вы знаете, в каких случаях пишется приставка пра-?
Д. Когда предметы одушевлённые.
Д. - А слово «прогульщик» тоже одушевлённое.
Пауза.
У. Разбейте слова на 2 группы.
(дети выполняют задание).
Проверка:
У. По какому признаку распределили слова в группы?
Д. 1 ст. – про- 2 ст. – пра-
У. Теперь вы получили ответ?
Д. - мне не понятно
- а может это словарные слова и их надо запомнить?
- а может есть всё-таки какое-то правило?
У. Поработайте в группах, исследуйте слова 2 столбика. Выслушайте мнение каждого и выберите наиболее верную версию. Попробуйте составить опорную схему.
(Дети работают в группах).
Бригадир обосновывает точку зрения своей бригады и защищает схему.
(все схемы вывешиваются на доску)
У. Уточните значение слов.          
Д. Они все родственники. Прабабушка – мама бабушки или дедушки,  правнук – сын внука.
У. А прародитель – это кто?
(ответы учащихся не точны)
У. Прародитель- предок, от которого ведёт своё начало род.
Какую схему берём за основу?

ПРА-  родственники
 ПРО-    во всех остальных словах

У. Ребята этой бригады поставьте себе  за работу «+».
- Попробуйте сформулировать правило.
Д. Приставка пра- пишется в словах, которые имеют родственные связи, во всех остальных случаях пишется приставка про-.
У. Родственные связи или указывают на степень родства.
- Повторите правило про себя, осмыслите.

IV.   Физкультминутка.

V.   Постановка второй учебной задачи.

У.  Пока мы отдыхали с вами, слова,  которые  я приготовила  для вас, рассыпались. Помогите их собрать.

ПО                       СЫНОК                        ПО
ЛЕТЕЛ                   ХОД                                ПА

У.  Запишите слова в тетради, выделите корень, приставку и поставьте знак ударения.
- Какие слова получились?
(Дети выходят к доске и собирают слова, выделяют части слова, ставят ударение).
Д.  Полетел, поход …сынок.
У. Осталась ещё 1 часть.
Д. -Но приставки па-  нет в русском языке
- (несмело)Есть слово пасынок. Это неродной сын отцу или матери.(составляют слово)
У. Верно, так бывает в жизни, когда кто-то один из родителей умирает, другой – женится  во второй раз, и сын для него – пасынок .
- Назовите вторую тему урока, сформулируйте задачу.
Д. Тема «Правописание приставки па- и по-».
- Узнать, когда пишется приставка па-.

VI.  Поиск решения.

У. Ребята, как  думаете, почему вы даже не знали о существовании приставки па?
Д.Таких слов, наверное, очень мало в русском языке.
У. Вы правы. Их мало, но они всё-таки есть.
- Подумайте, может, вспомните такие слова.
Д. Золушку в сказке называют падчерица. Она ведь неродная дочь мачехе.
У. Верно. Запишите это слово, выделите части.
- Какие ещё слова вспомните?
- Как называют приём пищи перед ужином? Раньше это слово часто употребляли.
Д. Паужин.
У. Поработайте снова в бригадах, исследуйте слова и составьте опорную схему.
(Дети работают в  бригадах. Представитель от каждой бригады  озвучивает результаты)
У.Какую модель берём за основу? (Ребята этой бригады ставят себе «+»)

ПА-  под ударением
ПО-  в безударном положении

 - Сформулируйте правило.
Д. Под ударением пишется приставка ПА-, в безударном положении -  ПО-.

VII. Первичное закрепление.

У. Теперь вы уверены в правописании этих приставок? Хотите проверить себя?
-Прочитайте слова на доске и определите, в каких словах в приставке пропущена  гласная А, в каких-  О?

п…ход,   пр…дед,    пр…слушал,    п…губный,    пр…внучка,   п…водок.

У. В тетради  напишите  только гласные буквы, в том  же порядке, в котором их  надо вставить в приставки.
 (Дети выполняют задание в тетради самостоятельно).
 - Проверим работу. Сначала вставьте карточку с гласной А.
(учащийся выходит к доске и вставляет карточку в слово и объясняет свой выбор)
Д. - Прадед – это отец дедушки.(А)
- Пагубный – приставка под ударением (А).
- Правнучка – дочь внука или внучки (А)
- Паводок – под ударением приставка (А) .
- Поход (О)
- Прослушал (О).
(в течение проверки уточняется значение каждого слова)
ОБРАЗЕЦ:  о   а   о   а   а    а
У. У кого буквы вставлены, верно, поставьте на полях  «+».

VIII. Итог.

У.- Какие задачи поставили для себя на этом уроке?
(ответы учащихся)
- Как вы считаете, вы решили эти задачи?
(ответы учащихся)
- Оцените свою деятельность на уроке по «линии оценки»

IX. Домашнее задание.

У. Выполните  упр. 4  на с.110.
- Кто сможет, найдите и запишите другие слова с приставками ПРА- и ПА-.

X. Рефлексия.

У. Урок подошёл к концу. Мы много поработали.
А сейчас давайте поделимся впечатлениями о нашем уроке.
- Что, на ваш взгляд, было самым главным на уроке?
- А зачем мы этим занимались?
- Какие открытия сделали сегодня  для себя на уроке?
- В чём продвинулись?