Цели урока:
Обучающие:
- охарактеризовать государственные реформы Петра I,
- определить цель и итоги реформирования государственного управления.
Развивающие:
- развивать умение делать выводы,
- обобщать исторический материал,
- работать с картой и историческим источником.
Воспитательные:
- развитие чувства патриотизма и толерантности.
Задачи:
- усвоить понятия: абсолютизм, Синод, Сенат, коллегии.
Оборудование:
- мультимедийный проектор,
- экран,
- учебник Данилов “История России для учащихся 7 класса”,
- презентация по теме урока (приложение 6),
- тесты.
Ход урока
I Организация класса.
- Сегодня на уроке мы продолжим изучение Эпохи Петра I. Мы уже познакомились с его преобразованиями в армии. Но даже во время Северной войны Петр не прекращал работу по реформированию государства. О ней пойдёт разговор.
II Работа по теме.
1. Актуализация знаний.
-Вспомните, какой была система государственного управления при Алексее Михайловиче и в первые годы правления Петра I? (схема гос. системы) на доске
- В чём неудобство данной системы?
(Могли ли сотни приказов, между которыми не было чёткого разграничения полномочий, стать существенным подспорьем Петру в его преобразованиях?)
- Петру нужен был такой аппарат управления, который быстро и качественно мог исполнять его волю, тем более в условиях Северной войны.
2. Постановка целей и задач урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с преобразованиями Петра I в области государственного управления (запись темы) слайд 1
- В ходе изучения материала мы должны ответить на вопрос
Была ли новая система более эффективной? слайд 2
3.Работа с документами и схемой.
А. Император.
- Итак, возвратимся к схеме. Назовите уже известное вам изменение в данной схеме (император с 1721года) слайд 3
- В результате каких событий введено это изменение?
Б.Сенат.
- Постепенно Боярская дума потеряла своё значение
-Почему Боярская дума потеряла своё значение? Почему Пётр перестал с ней считаться?
- Пётр задумал избавиться от неё и ввёл новый орган управления.
- Прочитайте отрывок из сочинения историка С.М. Соловьёва и ответьте на вопросы.
1) С какой целью учреждён Сенат?
2) Как решались дела в Сенате?
3) Какую роль играл Сенат в системе государственного управления?
Приложение 1 слайд 4
- Контроль над деятельностью Сената осуществлял генерал – прокурор. Первым генерал – прокурором был П.И. Ягужинский. Слайд 5
- Внесите изменения в нашу схему. Слайд 6
В. Коллегии
- Не устраивала Петра и система приказов. Проследим его действия.
- Прочитайте отрывок из полного собрания законов Российской империи, ответьте на вопросы.
- Кто автор этого указа?
- Назовите дату учреждения коллегий в России?
- Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?
- Кто входил в состав коллегий?
- Объясните, что входит в понятие “Генеральный регламент”?
Приложение 2 Слайд 7
- За каждой коллегией были закреплены определённые обязанности.
Приложение 3 Слайд 8- В 1721 г. Учреждена Вотчинная коллегия – ведала землями дворянства.
- Приказ тайных дел был переименован сначала в Преображенский приказ, а затем в Тайную канцелярию, которая занималась политическим сыском.
- В 1720 г. был введён Главный магистрат, которому были подчинены местные магистраты. Они управляли городским населением.
- Внесите изменения в схему. Слайд 9
Г. Церковная реформа.
- В 1721г. Была создана ещё одна особая коллегия. Слайд 10
- О ней вы узнаете, прочитав пукт учебника “Церковная реформа” стр.118.
- Ответьте на вопросы.
1) Как называлась эта коллегия?
2) Кто входил в неё?
3) Какова роль императора в этой коллегии?
4) Кто руководил Синодом?
5) Чего добился Пётр I, проведя эту реформу?
- Внесите изменения в схему. Слайд 11
Д. Областная реформа.
-В условиях Северной войны, к сожалению, первой отказала система местного управления. Тогдашние уезды охватывали огромные пространства, равные нескольким современным областям. Петр I принимает решение об образовании губерний. Прочитайте об этом в учебнике стр. 117.
Заполните схему местного управления. Слайд 12
- В сущности, Петром была проведена децентрализация управления. Новые руководители губерний, ими стали ближайшие сподвижники царя, сосредоточили в своих руках огромную власть над некоторыми старыми уездами.
Е. Табель о рангах.
- Вспомните, по какому принципу назначались на службу чиновники в допетровские времена.
- В чём недостаток этой системы?
- Проведение реформ требовало много талантливых людей. Пётр старался привлечь таких людей к государственной службе. Для усиления их положения в обществе и государстве были приняты в 1714г. Указ о единонаследии и 1722г. Табель о рангах.
- Изучим эти документы и выясним, какие возможности открывались перед служилым человеком.
- На стр.121 прочитайте выдержку из указа о Единонаследии.
Приложение 4 Слайд 13
-С какой целью был издан этот указ?
-К каким последствиям привело бы сохранение родовых имений в руках одного наследника?
-Какое обеспечение получали остальные дети?
- В чьих интересах принят указ? Кто мог быть недоволен?
- Рассмотрите Табель о рангах.
Приложение 5 Слайд 14-15
- О чём этот документ?
- Представьте себя служилым человеком. Вы военный, рядовой Преображенского полка. Вы умны, прилежны в службе, проявляете смекалку и инициативу. Вас заметил командир. Какие возможности продвижения по службе открываются перед вами?
- Теперь старая и новая аристократия уравнивалась в служебном положении. Согласно новому закону всякий получивший чин 8 класса становился потомственным дворянином. Чины с 9 по 14 давали личное дворянство без права передачи по наследству. За свою службу чиновники получали земли и крестьян, а так же денежное содержание.
- Историческое значение Табели о рангах состояло в систематизации административной службы. Все слои общества, в том числе и высшие, были поставлены на службу государству. Табель закрепила отделение воинской службы от гражданской.
Ж.Анализ
В целом это все основные изменения в системе государственного управления.
- Докажите, что эта система государственного управления будет работать эффективнее предыдущей. Слайд 16
- Определите форму государственного правления.
Самодержавие – стр.55 учебника.
Абсолютизм - государственное устройство, при котором власть монарха не ограничена какими-либо учреждениями.
- Каково значение петровских преобразований государственного управления?
IV Закрепление изученного.
- Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.
1. Вместо Боярской думы был образован ............., ставший высшим правительствующим учреждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными полномочиями.
2. Вместо нескольких громоздких приказов были созданы .................., работа которых была более эффективной.
3. Вместо патриарха делами Русской православной церкви ведал .................... .
4. Страна была разделена на 8 .................., которые, в свою очередь, были поделены на провинции.
5.С принятием в 1722 году ............................, все слои общества, в том числе и высшие, были поставлены на службу государству. Она закрепила отделение воинской службы от гражданской.
- Взаимопроверка. Ответы на слайде 17
1. правительствующий Сенат
2. Коллегии
3. император (царь)
4. Табель о рангах.
V Рефлексия
- Что было трудно?
- Что легко?
- Общая оценка работы класса на уроке.