Цели:
Оборудование:
- таблица для минутки чистописания;
- карточки для словарной работы;
- таблица с графическим рисунком;
- карточки для самостоятельной работы;
- БунеевР Н. , Бунеева Е. В. , Пронина О. В. Русский язык. Учебник для 4-го класса. Часть 1. изд. 3-е, перераб. -М. : Баласс, 2007.
- Комиссарова Л. Ю. Дидактический материал к учебнику Русский язык 4-ый класс. Баласс 2006г.
1. Организационный момент
2. Минутка чистописания
- Букву, которую мы будем писать на минутке чистописания, вы определите, если установите закономерность подбора букв в данных группах.
-Какую вы видите закономерность? Какую букву мы будем писать на уроке? (С)
3. Словарная работа.
Знакомство с новым словарным словом
-Новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы определите, внимательно слушая и выполняя задания.
На доске изображены квадраты разных цветов:
Каждому квадрату соответствует определенная буква. Мысленно расположите квадраты по цветам радуги, соедините между собой соответствующие им буквы, и вы узнаете слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово?
(Свобода)
Запишите его. Определите ударный слог. Подчеркните гласную, которую нужно запомнить.
Что означает слово? Работа с толковым словарем.
Запишите однокоренные слова.
- свободно
- освободитель
- освобождение
- свободушка
- высвобождать
-Выделите корень.
4. Повторение изученного о падежах. Игра "Узнай падеж".
(Учитель называет вопросы, или вспомогательное слово, или предлоги, дети должны определить падеж)
а) кому? (Д. п. )
б) на, за, под, через, про, в (В. п. )
в) нет (Р. п)
г) "щедрый падеж" (Д. п. )
д) без предлога не употребляется (П. п. )
е) подлежащее (И. п. )
ж) "падеж-работяга"(Т. п)
з) кого? (В. п. ,Р. п. )
и) два предлога (Д. п. )
к) что? (И. п. , В. п. )
л) о, об (П. п. )
5. Самостоятельная работа в парах. (У каждого на столе лежит лист с заданием)
-Определите падеж и род имен существительных. Выделите грамматическую основу.
Зимняя ночь.
Наступила ночь в лесу. По стволу толстого дерева постукивает мороз, хлопьями осыпается легкий иней. В темном небе рассыпались яркие, но далекие звезды. Вот хрустнула и сломалась мерзлая ветка. Это пробежал под деревьями заяц. Вот ухнул, захохотал и закричал филин.
Проверка - фронтальная
- Какое предложение лишнее? Почему?
Составьте схему этого предложения.
Актуализация знаний.
-Прочитайте название раздела.
- Значение какого слова вам не совсем понятно? Подберите однокоренные слова. (склониться, поклон, склоненный)
-Судя по названию раздела, имя существительное склоняется. Что это значит? Попробуем ответить на все эти вопросы.
Постановка проблемы. Сообщение темы и цели урока.
О сестр... и дочер...
- Что можно сказать об окончаниях? (Возможно, они одинаковые.)
Какие? (Предположения детей)
О сестр... и дочер...
- Почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего зависит правописание гласной в окончании?
6. Тема урока.
- Используя схему, определите тему урока.
Вывод: У имен существительных женского и мужского рода одинаковые окончания в начальной форме.
(Устно дети изменяют по падежам существительные женского рода страна, земля, вписывают окончания и сравнивают их.)
Аналогично дети наблюдают за падежными окончаниями остальных групп имен существительных, и делается вывод: в русском языке 3 группы имен существительных, у которых однотипные окончания в одинаковых падежах.
- Как иначе можно назвать эти группы слов? Прочитаем определение на с. 123-124.
(Чтение вслух текста определения. Ответы на вопросы учебника после текста с. 124)
7. Динамическая музыкальная пауза.
8. Закрепление.
Проверка. Работа с сигнальными карточками.
- Найдите потерянные окончания.
Ученики показывают букву, которую они вставили.
Играть на площадк___
Шел по деревн_______
Около избушк_______
Писал в тетрадк________по математик_______
На краю деревн________
Помогал дяд______ Миш_________
9. Упр. 164(устно)
Проверка. Формирование устного высказывания.
10. Самостоятельная работа в группах.
Рефлексия.
-На сколько вы были внимательны на уроках, мы сейчас проверим.
Каждая группа получила лист с заданиями.
Выполните его:
-Укажите столбик: а), б), в), г), цифры которого соответствуют склонению данных существительных:
а) | б) | в) | г) | |
на улице | 1 | 2 | 3 | 1 |
ночью | 3 | 2 | 1 | 3 |
камышом | 2 | 3 | 1 | 3 |
в окне | 2 | 3 | 1 | 3 |
а) | б) | в) | г) | |
по алле: | и | е | и | е |
в деревн: | и | е | е | и |
в ине: | е | е | и | и |
на собрани: | е | и | и | е |
-Какую букву нужно вставить?
Проверка.
11. Игра "Узнай слово".
-Здесь спрятались слова разных склонений. Узнайте их по подсказке и запишите:1-е скл. Знак препинания. (Точка)
2-е скл. Начало сказки. (Зачин)
3-е скл. Все, что говорит и пишет человек. (Речь)
Итог урока.
- Что такое склонение? Какие опорные слова нужны для определения склонения у имен существительных. (И. п., ед. ч., род, окончание.)
12. Домашнее задание: Выучить определение на с.123-124.
Упр. 1, кн. 2, с 11.