Образовательные цели:
Развивающие цели:
- Развивать орфографическую зоркость, умение устанавливать сходства, делать выводы
Воспитывающие цели:
- Воспитывать уверенность в ответах, бережного отношения к зимующим птицам, интерес к предмету.
Оборудование: пианино, грамзапись Чайковский "Времена года", слова на карточках, предметные картины "Зимующие птицы" (чечетка, синица, снегирь, дятел).сигнальные карточки трех цветов (зеленый, красный, желтый)
Ход урока
время | Деятельность учителя | Деятельность (ответы) ученика |
2 мин | 1. Организационный момент. Музыкальное приветствие "Добрый день". (учитель музыки Валентина Михайловна играет на пианино) |
|
- Сегодня у нас необычный урок русского
языка и музыки. Хотите учиться на таком уроке? - Тогда будьте внимательны и активно работайте на уроке. |
Да! Да!
|
|
5 мин | 2. Подготовка к восприятию нового материала (ведет учитель музыки) |
|
- Ребята, вам я сыграю произведение
Полины Ивановой. А вы постарайтесь определить
настроение музыки? - Менялась ли музыка? Какое время года изображает это произведение? - Произведение называется "Снежинки". Теперь закройте глаза, и послушайте еще раз. Представьте зимнюю картину. |
- Вначале играла спокойная тихая музыка.
- Потом музыка меняется. - Падает снег. - Падают листья. |
|
1 мин | 3. Определение лексической темы урока |
|
- Вот мы на уроке поговорим о зиме. Ее еще ласково называют зимушка-зима. | ||
4 мин | Минутка чистописания |
|
- Закружилась вьюга, намела дорожки, И к
нам в класс залетели снежинки. Их я положила вам
на парту. Пока они еще не сияют красками. Но вы их
нарядите. Ответите правильно на мой вопрос
закрасьте одну грань снежинки. В конце урока
посмотрим, как работали на уроке. - Произнесите это слово по слогам. -Какой первый звук? (характеристика звука) - Давайте работать в тетради. - Пишем вместе со мной. (под счет) - Ритмическая гимнастика. |
- Са, са - (поднимают поочередно руки к плечам) Со,со - (руки вверх), Су,су - (обратно руки к плечам) Сы,сы - (руки в сторону) Си,си - (руки на пояс) сэ,сэ- (опускают поочередно руки вниз) |
|
5 мин | Словарная работа |
|
- По небу проплывали облака. Они увидели,
как вы здесь занимаетесь. И спустились к нам в
класс. - Прочитайте слова, что надо делать? (Даны слова: р.бята, Сн.гур.чка, л.са, м.роз, вет.р, д.ревня) |
-Надо прочитать по слогам, поставить
ударение, найти безударную гласную. - ре-бя-та, ударение падает на я, пропущена буква е.(Дети разбирают эти слова) |
|
5 мин | Объяснение новой темы. а) Работа в парах. |
|
-Будете работать в паре. Разделите эти
слова, обозначающие предметы на 2 группы.
Докажите свой выбор. - Ученых, которые изучают русский язык называют филологами. Они называют эти слова одушевленные и неодушевленные.(вывешиваю слова). -Если что-то не понимаете, то что делаете? - Тогда еще раз посмотрите, как вы разделили эти предметы. - Значит, сегодня мы будем учиться ставить вопросы к словам, обозначающим предметы. |
Снегурочка, мороз, ветер, Ребята, лиса, деревня - так распределили 2 пары. Слова к теме зима, и остальные. Ребята, Снегурочка, лиса, мороз, ветер, деревня - так распределили 4 пары. Эти слова дышат, а эти не дышат. - Спрашиваем. - Кто? и что? - Отвечают на вопрос что? и кто? |
|
7 мин | б) Постановка вопросов | |
- Даны слова: надо правильно поставить
вопросы и распределить на вопросы кто? или что? (на столе лежат слова: гнездо, шуба, метель, деревья, медведь, птицы, девочка, белая, покрывает) |
- гнездо - что? - Шуба - что? - Метель- что? - Деревья- что? - Медведь- кто? - Птицы- кто? - Девочка - кто? - белая - лишнее слово - покрывает- лишнее слово |
|
1 мин | Физминутка | |
- Представьте, что вы снежинки. И вы спокойно кружитесь под музыку. | ||
Звучит музыка. На пианино играет учитель музыки. | Дети кружатся как снежинки, стоят на кончиках ног, изображают ветер. | |
5 мин | Закрепление. а) Работа по учебнику стр. 119 упр. 230 |
|
- Прочитайте про себя. О чем говорится в
этом тексте? - Найдите в тексте предметы, отвечающие на вопрос что? - Как можно назвать одним словом? - Найдите предметы, отвечающие на вопрос кто? - Как можно назвать одним словом? - Это зимующие птицы. (показываю сюжетную картину "Зимующие птицы" Живут эти птицы в средней полосе России. Что надо делать зимой для птиц? - Чем питаются птицы? Что они едят? - Питаются семенами деревьев. |
- о зиме - осина, рябина, сосна - деревья - cиницы, чечетки, снегири, дятел. - птицы. - надо кормить.(хором читают стих) - хлеб, печенье, |
|
Снегирь родственник воробью.
Только имеет ярко-красную грудь. Дятел имеет пеструю окраску. Он хорошо лазает по деревьям. В этом ему помогают короткие ноги с цепкими когтями. Его еще называют санитаром леса. Почему? Синички поедают столько корма сколько весит сама. Многие синички осенью и зимой заготавливают корм про запас. |
||
4 мин | б) игра "Превращение слов" | |
Правила игры: - На какой вопрос отвечает
это слово? - Надо изменить одну букву, чтобы слово отвечало на вопрос кто? Даю слова: коса, мак, капля, дверь, дом |
- На вопрос что? - коза - рак - цапля - зверь -сом |
|
5 мин | в) Составление мини-рассказа о зиме по опорным словам. | |
-А теперь перейдем более сложному
заданию. - Составить рассказ о зиме. Придумать название. Написать 2-3 предложения в тетради. (даю опорные слова и включаю музыку) Проверка. -Кто хочет прочитать свой текст? |
- Пришла зима. Падает белый снег. - белый снег. Белый снег. Я люблю играть зимой. - Птицы в лесу. Надели белую шапку. |
|
2 мин | Итог урока. Рефлексия. |
|
-Что интересного и нового узнали? Что понравилось? _Покажите свои снежинки. Кто как работал. (Оценивают свою работу учащиеся) - По сигнальным кружочкам покажите, как поняли сегодня урок. Зеленый цвет означает, что вы все поняли материал урока, желтый - еще надо поработать, Красный - совсем ничего не понятно. Домашнее задание. - Составить рассказ о зиме. Продолжить работу. |
- У меня осталась только одна часть. Не успела до конца записать предложение. |