Интегрированный урок русского языка во 2-м классе "Слова, отвечающие на вопросы КТО? и ЧТО?"

Разделы: Начальная школа


Образовательные цели:

  • Формировать умение классифицировать слова и ставить к ним вопросы;
  • Уточнить представление о словах, обозначающих предметы.

Развивающие цели:

  • Развивать орфографическую зоркость, умение устанавливать сходства, делать выводы

Воспитывающие цели:

  • Воспитывать уверенность в ответах, бережного отношения к зимующим птицам, интерес к предмету.

Оборудование: пианино, грамзапись Чайковский "Времена года", слова на карточках, предметные картины "Зимующие птицы" (чечетка, синица, снегирь, дятел).сигнальные карточки трех цветов (зеленый, красный, желтый)

Ход урока

время Деятельность учителя Деятельность (ответы) ученика
2 мин

1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие "Добрый день".

(учитель музыки Валентина Михайловна играет на пианино)

  - Сегодня у нас необычный урок русского языка и музыки. Хотите учиться на таком уроке?

- Тогда будьте внимательны и активно работайте на уроке.

 

Да! Да!

 

5 мин

2. Подготовка к восприятию нового материала

(ведет учитель музыки)

  - Ребята, вам я сыграю произведение Полины Ивановой. А вы постарайтесь определить настроение музыки?

- Менялась ли музыка?

Какое время года изображает это произведение?

- Произведение называется "Снежинки". Теперь закройте глаза, и послушайте еще раз. Представьте зимнюю картину.

- Вначале играла спокойная тихая музыка.

- Потом музыка меняется.

- Падает снег.

- Падают листья.

1 мин

3. Определение лексической темы урока

  - Вот мы на уроке поговорим о зиме. Ее еще ласково называют зимушка-зима.  
4 мин

Минутка чистописания

  - Закружилась вьюга, намела дорожки, И к нам в класс залетели снежинки. Их я положила вам на парту. Пока они еще не сияют красками. Но вы их нарядите. Ответите правильно на мой вопрос закрасьте одну грань снежинки. В конце урока посмотрим, как работали на уроке.

- Произнесите это слово по слогам.

-Какой первый звук? (характеристика звука)

- Давайте работать в тетради.

- Пишем вместе со мной. (под счет)

- Ритмическая гимнастика.

- Я тетрадочку открою,
И как надо положу.
Спорить я, друзья, не буду -
Ручку я вот так держу.

- Са, са - (поднимают поочередно руки к плечам)

Со,со - (руки вверх),

Су,су - (обратно руки к плечам)

Сы,сы - (руки в сторону)

Си,си - (руки на пояс)

сэ,сэ- (опускают поочередно руки вниз)

5 мин

Словарная работа

  - По небу проплывали облака. Они увидели, как вы здесь занимаетесь. И спустились к нам в класс.

- Прочитайте слова, что надо делать?

(Даны слова: р.бята, Сн.гур.чка, л.са, м.роз, вет.р, д.ревня)

-Надо прочитать по слогам, поставить ударение, найти безударную гласную.

- ре-бя-та, ударение падает на я, пропущена буква е.(Дети разбирают эти слова)

5 мин

Объяснение новой темы.

а) Работа в парах.

  -Будете работать в паре. Разделите эти слова, обозначающие предметы на 2 группы. Докажите свой выбор.

- Ученых, которые изучают русский язык называют филологами. Они называют эти слова одушевленные и неодушевленные.(вывешиваю слова).

-Если что-то не понимаете, то что делаете?

- Тогда еще раз посмотрите, как вы разделили эти предметы.

- Значит, сегодня мы будем учиться ставить вопросы к словам, обозначающим предметы.

Снегурочка, мороз, ветер,

Ребята, лиса, деревня -

так распределили 2 пары. Слова к теме зима, и остальные.

Ребята, Снегурочка, лиса,

мороз, ветер, деревня -

так распределили 4 пары.

Эти слова дышат, а эти не дышат.

- Спрашиваем.

- Кто? и что?

- Отвечают на вопрос что? и кто?

7 мин б) Постановка вопросов  
  - Даны слова: надо правильно поставить вопросы и распределить на вопросы кто? или что?

(на столе лежат слова: гнездо, шуба, метель, деревья, медведь, птицы, девочка, белая, покрывает)

- гнездо - что?

- Шуба - что?

- Метель- что?

- Деревья- что?

- Медведь- кто?

- Птицы- кто?

- Девочка - кто?

- белая - лишнее слово

- покрывает- лишнее слово

1 мин Физминутка  
  - Представьте, что вы снежинки. И вы спокойно кружитесь под музыку.  
  Звучит музыка. На пианино играет учитель музыки. Дети кружатся как снежинки, стоят на кончиках ног, изображают ветер.
5 мин

Закрепление.

а) Работа по учебнику стр. 119 упр. 230

  - Прочитайте про себя. О чем говорится в этом тексте?

- Найдите в тексте предметы, отвечающие на вопрос что?

- Как можно назвать одним словом?

- Найдите предметы, отвечающие на вопрос кто?

- Как можно назвать одним словом?

- Это зимующие птицы. (показываю сюжетную картину "Зимующие птицы"

Живут эти птицы в средней полосе России.

Что надо делать зимой для птиц?

- Чем питаются птицы? Что они едят?

- Питаются семенами деревьев.

- о зиме

- осина, рябина, сосна

- деревья

- cиницы, чечетки, снегири, дятел.

- птицы.

- надо кормить.(хором читают стих)

- хлеб, печенье,

  Снегирь родственник воробью. Только имеет ярко-красную грудь.

Дятел имеет пеструю окраску. Он хорошо лазает по деревьям. В этом ему помогают короткие ноги с цепкими когтями. Его еще называют санитаром леса. Почему?

Синички поедают столько корма сколько весит сама. Многие синички осенью и зимой заготавливают корм про запас.

4 мин б) игра "Превращение слов"  
  Правила игры: - На какой вопрос отвечает это слово?

- Надо изменить одну букву, чтобы слово отвечало на вопрос кто?

Даю слова: коса, мак, капля, дверь, дом

- На вопрос что?

- коза

- рак

- цапля

- зверь

-сом

5 мин в) Составление мини-рассказа о зиме по опорным словам.  
  -А теперь перейдем более сложному заданию.

- Составить рассказ о зиме. Придумать название. Написать 2-3 предложения в тетради. (даю опорные слова и включаю музыку)

Проверка. -Кто хочет прочитать свой текст?

- Пришла зима. Падает белый снег.

- белый снег. Белый снег. Я люблю играть зимой.

- Птицы в лесу. Надели белую шапку.

2 мин

Итог урока. Рефлексия.

  -Что интересного и нового узнали?

Что понравилось?

_Покажите свои снежинки. Кто как работал. (Оценивают свою работу учащиеся)

- По сигнальным кружочкам покажите, как поняли сегодня урок. Зеленый цвет означает, что вы все поняли материал урока, желтый - еще надо поработать, Красный - совсем ничего не понятно.

Домашнее задание.

- Составить рассказ о зиме. Продолжить работу.

- У меня осталась только одна часть. Не успела до конца записать предложение.