Цели: познакомить учащихся со склонением как изменением формы слова; развивать грамотную устную и письменную речь.
Ход урока
1.Словарная работа. (слайд №2 презентации)
Записать, одним словом.
- Сельскохозяйственная машина, которая пашет.
- Дорогой нержавеющий металл жёлтого цвета.
- Человек, который водит комбайн.
- Хлебное растение, из зёрен которого получают пшеничную муку.
- Хлебное растение, из зёрен которого получают ржаную муку.
- Руководитель предприятия или учебного заведения.
В словах поставить ударение, выделить безударную гласную.
Какой частью речи , выражены записанные вами слова? Докажите.
Определить род и окончания существительных.
По роду и окончаниям сущ-ные относятся к 1, 2, 3 склонению.
Указать у данных слов склонение.
2. Что такое имя сущ-ное?
- Что обозначает имя сущ-ное?
- На какие вопросы отвечает?
- Какого рода бывают, к какому склонению относятся?
- Как изменяются?
- Какие ещё части речи знаете?
3. Задание по вариантам.
Придумать и записать однокоренные слова.
1 вариант: -лес-
2вариант: -сад-
Проверить по частям речи.
4. Найти ошибку.
Берег, побережье, по берегу, набережная, на берегу, бережок.
(берег, по берегу, на берегу - это форма одного и того же слова)
5. Составить из слов предложения. (слайд №3 презентации)
- вот, дятел, прилетел, сосновая, принёс, клюв, шишка.
- семена, начал, из, выклёвывать, шишка.
- не, семена, все, в, дятел, рот, попадут.
Что же произойдёт с выпавшими семенами.
- 1 предложение разобрать по членам. Однородные сказуемые.
- Чем выражено подлежащее в предложении?
- Что сделали, для того чтобы собрать из слов предложения?
- Давайте ещё раз вспомним, как изменяются имена сущ-ные?
6. Сегодня мы продолжим работу над формами слова, и вы познакомитесь с очень интересным явлением в русском языке - со склонением имён сущ-ных.
(запись темы)
7. Изменение сущ-ных по вопросам называется изменением по падежам или склонением (падеж имени сущ-ного выражает отношение сущ-ного к другим членам предложения) (слайд №4 презентации)
Сказка про падежи: Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать: Именительным.
Родился- стал Родительным.
Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным,
Но он был большим озорником, за всякие проделки его винили, и но стал Винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложным.
8. Работа по учебнику.
Хором чтение названий падежей и вопросов.
Объяснить, почему к одним сущ-ным задаём вопросы: кто? Кого? Кому? Кого? Кем? О ком?;
а к другим что? чего? Чему? Что? Чем? О чём?
9. Упражнение
Выписать сущ-ное снег с разными окончаниями по вопросам, выделить окончания.
10. Просклонять слова: сосна, лиса.
Почему у этих слов одинаковые окончания (род, склонение)?
На падежную форму слова влияет в предложении предлог.
11. Запись под диктовку.
Скоро наступит зима. Лесные звери уже чувствуют приближение зимы.
Дети рады зиме. А за зимой придёт весна.
-1 предложение разобрать по членам. Определить падеж подлежащего. Сделать вывод: подлежащее всегда стоит в именительном падеже, это начальная форма слова, у именительного падежа никогда не бывает предлогов.
-Определить падеж слова зима во всех предложениях.
-Что для этого нужно? (найти слово от которого оно зависит и задать вопрос)
12. Итог урока. (слайд №5 презентации)
- Как сказать иными словами "изменение по вопросам"?
- Какая часть имени сущ-ного изменяется при склонении?
- Кто может назвать падежи и вопросы к ним?
- Как определить падеж имени сущ-ного?
13. Дома: выучить правило, упр.