Для чего нужен читательский марафон
Изучение языка более эффективно, если у ребенка есть возможность погрузиться в языковую среду. К сожалению, обеспечить такую возможность путем выездов в страны изучаемого языка можно далеко не всегда. Однако, один из способов погружения в язык у нас всегда под рукой - это чтение на иностранном языке. Читая, дети расширяют свой кругозор, повышают социокультурную компетенцию. Через чтение развивается чувство языка, расширяется лексический запас, повышается интерес к изучению языка в целом. Увы, современные дети очень мало читают даже на родном языке. Небольшим подспорьем в этом отношении служат и уроки внеклассного чтения на иностранном языке, которые обычно превращаются в изучение грамматики, лексики и формирование навыков пересказа на материале выбранной книги. А ведь настоящее чтение должно доставлять удовольствие, быть "не в тягость, а в радость". Для того, чтобы увлечь детей чтением на иностранном языке, мы предлагаем такую форму работы, как читательский марафон. Мы неоднократно проводили это мероприятие, и его результаты превзошли наши ожидания.
Для кого проводится читательский марафон
На наш взгляд, оптимальный возраст для проведения данного мероприятия - 6-7 класс. Дети этой возрастной группы восприимчивы к новому, им присущ дух соревнования, их увлекает игра, а уровень языка позволяет самостоятельно читать соответственно подобранные книги.
Как отбирать книги
При выборе книг имеет смысл обратить внимание на:
- уровень сложности (важно помнить, что ученик будет читать книгу без помощи учителя и должен тратить минимум времени на работу со словарем);
- жанры (подборка книг для марафона должна быть разнообразной, чтобы соответствовать разным вкусам);
- соответствие содержания возрасту (некоторые книги адаптированы для чтения с невысоким уровнем языка, но при этом по содержанию ориентированы на взрослую аудиторию).
В нашей практике мы использовали Graded Readers серий Penguin Readers и Macmillan Readers. В 6 классе - уровень 2 (Elementary), в 7 - уровень 3 (Pre-Intermediate).
Организация
Данное мероприятие рассчитано на длительный период времени (мы проводим его с октября по апрель), чтобы учащиеся могли прочитать как можно больше книг из предложенных.
Чем больше времени вы выделяете на читательский марафон, тем большее количество наименований книг вам необходимо. Мы рекомендуем 8-12 наименований. Предположим, что ребенок хочет прочитать все книги. На прочтение каждой выделяется не более 2 недель, таким образом, за 6 месяцев ребенок успеет прочитать все 12.
Количество экземпляров зависит от количества учащихся. Например, на параллель из трех полных классов достаточно 50 книг (10 наименований по 10 экземпляров).
Время, которое ребенок держит на руках книгу, должно быть лимитировано, в противном случае некоторые ученики, взяв книгу, будут держать ее дома месяцами, не приступая к чтению. На наш взгляд, двух недель вполне достаточно ученику, чтобы либо прочитать книгу, либо понять, что она ему неинтересна, и вернуть ее.
Проведение
Основным принципом проведения марафона является добровольность. Учитель не должен наказывать детей за нежелание читать, заставлять дочитывать непонравившиеся книги. Любое принуждение убьет интерес.
С первого дня проведения марафона в классах вывешивается таблица (см. приложение 1). По вертикали перечислены фамилии учеников, по горизонтали - названия книг. Внизу дана цветовая шкала, отражающая впечатления ученика от прочитанной книги (например: красный - really exciting, оранжевый - interesting, желтый - quite interesting, зеленый - a bit boring, синий - awful). Прочитав книгу, ученик закрашивает квадратик на пересечении строчек со своей фамилией и названием книги цветом, соответствующим его впечатлениям.
Описанная выше форма работы преследует две цели:
- стимулирует учащихся к чтению (видя, что у одноклассников закрашено больше клеточек, ребенок стремится не отстать, а, возможно, и обогнать товарищей; кроме того, видя по цветовой шкале, что товарищам понравилась книга, он возьмет ее, надеясь, что понравится и ему.);
- дает информацию учителю о том, насколько активно дети читают и насколько удачны выбранные книги.
Еще одной важной деталью марафона является читательский дневник, представляющий собой тетрадь, в которой каждой прочитанной книге посвящена страница (см. приложение 2). Заполняя предложенный бланк общими сведениями о книге (автор, жанр), ученик обратит внимание на эту важную, но часто игнорируемую детьми информацию. Отвечая на вопросы о своих личных впечатлениях (любимый герой, почему понравилась или не понравилась книга), глубже задумается о прочитанном.
В качестве дополнительного элемента, учитель может организовать контроль понимания прочитанного. Прочитав книгу, ученик не только показывает читательский дневник, но и отвечает на 5 вопросов по содержанию. Учитель должен иметь список вопросов по каждой предложенной книге (см. приложение 3, где приведены вопросы по 2 книгам). Вопросы должны касаться значимых моментов в книге и не требовать ответов в виде распространенного высказывания. Ответы на вопросы, как и заполнение читательского дневника, являются элементом соревнования. Максимально учащийся может заработать за каждую прочитанную книгу 10 баллов (5 баллов за ответы на вопросы и 5 - за правильное заполнение странички дневника).
Подведение итогов
Это - кульминация мероприятия. Подведение итогов должно быть ярким запоминающимся событием и закрепить положительные эмоции, вызванные у учащихся чтением. Провести его можно в разных формах. Мы приводим здесь несколько примеров.
- 1 вариант отбора участников. Для участия в итоговом мероприятии приглашаются все учащиеся, прочитавшие хотя бы одну книгу. Формируются команды (по классам, английским группам) и проводится итоговая игра.
- 2 вариант отбора участников. Подсчитываются баллы, набранные участниками во время марафона. На финальную игру приглашаются учащиеся с наибольшим количеством баллов. При этом остальные участники приглашаются в качестве зрителей, среди которых во время игры будут проведены отдельные зрительские конкурсы.
Финальная игра представляет собой викторину по прочитанным книгам, но задания могут быть очень разнообразными. Форма, которую мы опробовали, выглядит следующим образом. На доске помещены ряды карточек (см. приложение 4). К учащимся обращена та их сторона, где написано название книги. На обратной стороне (обращенной к доске), напечатан вопрос и, для удобства ведущего учителя, ответ на него (см. приложение 5). Участники поочередно выбирают категорию и номер вопроса. Ведущий (учитель) снимает карточку с доски и читает вопрос. При правильном ответе участник/команда зарабатывает балл. В противном случае право ответа имеет любой другой участник/команда. Чтобы сделать игру более интересной, можно, например:
- спрятать под карточками с вопросами слова/слоги, из которых участники должны составить английские пословицы, заработав тем самым дополнительные баллы;
- вместо прочитанного учителем вслух вопроса выдать участнику/команде набор предметов и попросить их вспомнить ситуацию в книге, в которой они были использованы, или показать, как они были задействованы;
- включить в игру карточки, на которых вместо названия книги будет обозначение "?". Это - вопрос-сюрприз, который может относиться к любой из прочитанных книг. Ответив на него, учащиеся получают удвоенное количество баллов. Например, на обратной стороне такой карточки может скрываться цитата. Участники должны определить, из какой прочитанной книги она взята, кому из героев принадлежит, и в связи с чем были произнесены эти слова.
Возможностей здесь очень много, источником идей могут служить телевизионные игры, которых сейчас огромное количество.
В конце финальной игры подсчитываются набранные за игру баллы, подводятся итоги и определяются победители.
На наш взгляд, ценность читательского марафона заключается в том, что, будучи организационно несложным, он сочетает в себе целый ряд мотивационных факторов. Соревновательный элемент на протяжении всего мероприятия, яркость и красочность заключительной игры, удовольствие от прочитанных книг (которое обязательно почувствует ребенок, втянувшись в чтение) вкупе создадут мощную мотивацию к чтению на иностранном языке. Наша главная задача заключается в том, чтобы чтение для участников марафона не закончилось с подведением итогов. И если дети после финальной игры спрашивают: "А что еще у можно почитать?", то мы можем считать нашу задачу выполненной.