Игровой подход в обучении изобразительному искусству в общеобразовательном учреждении

Разделы: МХК и ИЗО


История возникновения игры как возможность решить трудные ситуации или передачу информации о реальной деятельности для обучения, средства для состязания или развлечения, эстетического совершенства человека отражена и рассмотрена во многих исследовательских работах. Так, например Д.Б Эльконин в книге "Психология игры" рассматривает два варианта возникновения игровой деятельности человека. В тот период, когда охота занимала центральное место в жизни первобытно-общинного общества, могли иметь место ситуации, требующие имитации действий охотников. Если некая несогласованность коллектива приводила к неудаче, то возникала необходимость отработки навыков и действий. Другой вариант предполагал пересказ и воспроизведение удачной охоты, где главную роль играло уже система отношений между участниками. Таким образом, можно сказать, что первые игровые формы выступали как средство обучения, передачи информации, коллективообразования. И в дальнейшем с развитием общества ритуалы и обряды, как часть игровой деятельности, играют важную роль. Деятельность человека в игре характеризуется возможностью интерпретировать человеческую жизнь. Постепенно игра становится важной частью досуга народа.

Долгое время распространенной формой игры была - детская игра. В многочисленных трудах ученых Выгодского, Ушинского, Сухомлинского Шмакова и др. игра выступает как источник духовного развития детей, как вид развивающейся деятельности, как форма освоения социального опыта.

В настоящее время благотворное влияние игры и на обучение детей, уже никто не будет отрицать.

Совершенно очевидно, что ребенок, играя, добьется гораздо больших результатов в любой деятельности, в том числе и изобразительной, потому что у большинства детей ведущим был и остается ауто-моторный образ мышления.

А.В Луначарский в книге "Основные принципы единой трудовой школы" писал "Предметы эстетические: лепка, рисование, пение и музыка - отнюдь не являются чем-то второстепенным: Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента было бездушным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда и науки." Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место скорее в воспитании учащихся. Уроки изобразительного искусства дают широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей. Это объясняется тем, что с одной стороны занятия требуют творческой активности; с другой для занятий изобразительным искусством характерна выраженная эстетическая направленность. Испытываемые ребенком радость и наслаждение от встречи с прекрасным, от процесса творчества, способствует воспитанию в нем доброты, сопереживания и сочувствия окружающему его миру. Для успешного развития самостоятельности, инициативы и творчества в процессе обучения, необходимо применение различных методов работы, в том числе и игры.

Имея в методической копилке большое количество разнообразных игр и игровых ситуаций, учитель может быть уверен в эффективности и результативности обучения. Ведь материал усваивается учащимися непринужденно, и имеет сильную степень запоминания, позволяя на каждом уроке изобразительного искусства фантазировать, изобретать, творить. Кроме этого интерес к предмету возрастает, а страх предстоящей работы уходит.

Чтобы научить детей умению вести игру по запланированной форме, педагог может по отдельным темам игр предложить свой сюжет, который затем в процессе игры будет дополняться учащимися. Планируя применение творческих игр учителю необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей.

В данной статье представлен лишь остов, имея который каждый творческий педагог сможет расширить и усовершенствовать данный материал, наполнив его новым содержанием. Возможно, что мой опыт работы пригодится учителям сельских школ, которым приходится вести предмет изобразительного искусства как дополнительный к основной своей специальности.

Безусловно, основы овладения изобразительной грамотностью закладываются в младшем школьном возрасте.

Одним из главных направлений изобразительной деятельности является обучение свободному владению цветом. Выполнению. данной задачи могут способствовать различные игровые ситуации, применяемые педагогом на уроках. Например: игра " Три феечки".

Проговаривая стихотворение, учитель знакомит детей с героинями - феями, прикрепляя их фигурки и леечки к доске. Таким образом, закрепляется цветовой опорный сигнал для запоминания основных цветов: красного, желтого, синего.

 "Жили-были феечки, они имели леечки.

Красная феечка - красную леечку,

Синяя феечка - синюю леечку,

Желтая феечка - желтую леечку.

Фея красного цвета была прекрасна как лето,

Фея желтого цвета, солнцем теплым согрета,

Фея синего цвета в шелка небесные одета.

Решили феи пошалить, краской из леек землю полить.

Но краски все перемешались, цвета их тут же поменялись.

Сказали феи: "Как прекрасно, мы лили краски не напрасно,

И вышло все чудесно, и очень интересно!"

После прочтения стихотворения педагог предлагает детям "пошалить" вместе с феями, чтобы узнать, что же такого интересного произошло, когда краски перемешались. Данная игра не требует особой подготовки и может занять не более 5 минут. Можно к заданию подходить вариативно и смешивать не все цвета, а только по два. Все зависит от времени запланированным педагогом. Смешав и получив составной цвет, педагог предлагает вспомнить предметы этого цвета и раскрасить его на заранее приготовленных заготовках.

Одним из важных разделов по цветоведению является изучение художественных особенностей холодной, теплой гаммы цвета и контрастные цвета. Умение свободно пользоваться ими позволяет учащимся создавать эмоциональные по восприятию работы в программе 6 класса по теме пейзажа и в программе пятого класса (по программе Б.М.Неменского) по декоративно- прикладному искусству. Для знакомства и закрепления полученного материала можно детям младших классов предложить две игры.

Игра "У кого какой характер?" предполагает цветовое заполнение уже приготовленных учителем заготовок с не раскрашенными силуэтами сказочных героев. Педагог предлагает посмотреть на баночки с красками на парте и ответить на вопросы:

" Если бы вам надо было раскрасить общительного, веселого человека, какие цвета вы бы применили? А какие цвета вы использовали бы для раскрашивания человека замкнутого, не общительного, который не любит быть среди людей?" Далее учитель корректирует ответы учащихся и все выполняют упражнение по раскрашиванию 2 силуэтов одного и того же героя, работая над поставленной учителем задачей - изобразить общительного и замкнутого человека, используя теплую и холодную цветовую гамму. Данное упражнение позволит учителю. затронуть на уроке и воспитательные моменты.

Следующая игра может быть использована педагогом, как в индивидуальной, так и в коллективной форме тоже для закрепления материала. На доске книжка-раскладушка, состоящая из трех страниц. На каждой изображены берлоги, раскрашенные в различные цвета теплой, холодной гаммы. В руках у учителя или ученика фигурки медвежат, в тех же цветовых гаммах, что и берлоги. Учитель прежде, чем приступить к самой игре, вместе вспоминают цвета теплые, холодные и контрастные. Затем предлагается задание.

"Мы Мишки-плутишки (показывая детям фигурки медвежат)
Целый день играли,
И совсем устали.
Уложи нас спать в берлоги,
Ох. устали лапы-ноги,
Но клади нас спать молю,
Только в комнатку свою".

Учитель дает задание - положить медвежат раскрашенных в одной гамме в такие же берлоги. Затем, усложняя задание, предлагает разложить по контрастным цветам.

 

Не менее интересно проходит игра по цветоведению, когда дети уже познакомились и хорошо знают не только основные и составные, но и сложносоставные цвета. Данное задание - игра может служить для учителя итоговым занятием по цвету. Называется она " Я на радуге живу".

В начале всем учащимся выдаются конверты с карточками. Каждая имеет свой сложный или простой цвет: лиловый, бежевый, сиреневый алый, синий, желтый, розовый, фиолетовый, белый, вишневый. Если дети не знают, как получать сложные цвета, то лучше предварительно провести занятие по их получению. Если же вы располагаете временем, то это можно сделать в процессе игры, рассказывая детям какие цвета надо смешать, чтобы получить сложный. Приступая к игре, учитель читает текст стихотворения, дети в это время из общего количества карточек выбирают те, что были названы учителем, и откладывают в сторону.

"Не во сне, а наяву -
Что же здесь такого? -
Я на радуге живу, в домике лиловом.
Выбегаю по утру в бежевых сапожках,
Ем в сиреневом бору алую морошку.
С листьев падает роса в темно синей чаще,
Филин желтые глаза на меня таращит.
Там где свищут соловьи в закоулках бора,
Пробираются ручьи к розовым озерам.
Машет белка за кустом фиолетовым хвостом.
Белорыбицы плывут под вишневый мостик,
Я на радуге живу, приходите в гости!"

Далее детям предлагается раскрасить перечисленными цветами заранее приготовленную заготовку или придумать и раскрасить свой сюжет.

Работа учащегося

Игра почти всегда предполагает небольшое количество затраченного времени, поэтому учитель имеет возможность каждый урок разнообразить игрой или игровой ситуацией, интересным вопросом, порождающим творческую инициативу учащихся. Почти всегда в классе найдутся дети, у которых на уроке отсутствует творческая устремленность. Они не собранны, излишне болтливы, начинают мешать другим. У учителя обязательно, для такой ситуации должны быть припасены несколько игр, способных "расшевелить" ученика. Например: "Цветовушка". На бумагу наносятся (это может сделать и учитель и ученик ) несколько цветовых пятен и лист складывается пополам. Затем разворачивается в исходное положение. Ученик должен внимательно рассмотреть полученный отпечаток и постараться увидеть какой-то образ. Следующий этап - обвести контуры увиденного образа.

Программа по изобразительному искусству средней школы имеет более серьезные цели и задачи, но и в ней можно найти место игре.

При изучении темы "Гербы и эмблемы" я задаю детям на дом узнать и записать в тетради по изобразительному искусству понятии следующих слов: рыцарь, турнир, герольд, замок, оруженосец. К следующему уроку готовиться изображение герба разрезается на части(по количеству заданных слов) и на каждой части с обратной стороны пишется по слову. На доске все части помещаются в беспорядке. Учащимся дается задание угадать тему урока. Для этого им надо отгадать значения слов. После правильного ответа учитель переворачивать часть герба со словом лицевой стороной, и постепенно выстраивая изображение герба целиком на доске. После этого дети без труда называют тему урока.

При изучении темы " Натюрморт" необходимо познакомить учащихся с основными правилами построения композиции. Лучше такое, достаточно сложное задание тоже выполнять в игровой форме, т.е каждое правило обыгрывать тут же наглядно. Например: сказав определение понятия

"натюрморт" можно составить таковой из веника, яблока и вазы. При этом спросить все ли устраивает зрителей в данной постановке, и если нет, то что, и почему? Таким образом, переходя от одного правила к другому, педагог дает опорные зрительные сигналы к запоминанию. В заключении учитель может предложить потренироваться у доски учащимся, чтобы закрепить полученные знания. На металлической доске устанавливается лист бумаги. Ученик составляет

композицию с помощью различных нарисованных предметов (чтобы они крепились к доске, достаточно приклеить небольшие магнитики с обратной стороны каждого ). Остальные учащиеся наблюдают за тем как соблюдаются правила постановки натюрморта и исправляют по ходу урока.

При изучении темы "Портрет" наибольшую сложность в передаче характера человека представляет мимика лица. Изображая лицо мамы например ребенок редко может заметить и изобразить на бумаге особенности самого лица: улыбку, морщинки у глаз, губ, прищуренные глаза и т.д.

Как облегчить детям эту задачу? Необходимо сложное превратить в простое. И этого можно достигнуть с помощью игровой ситуации. Назовем игру "Инопланетяне". Можно придумать историю о том, что в школьной столовой стали пропадать пирожки. Работники не успели схватить воров, но сумели составить их словесные портреты. Свидетели нарисовал эти портреты на листах бумаги. Потом пригласили учителя изобразительного искусства. Он посмотрел на нарисованные портреты и сделал вывод, что они не соответствуют действительности, потому что не отражают сути. Оказывается, у воров были клички, которые четко отражали их индивидуальность. Их звали: Нытик, Весельчак "У", Злодей. На доске появляются портреты преступников. Основная особенность состоит в том , что каждый портрет разделен на три составные части, которые подходят каждому из представленных лиц. Но при этом четко разделены по мимике - плачущий, веселый, злой. Перед учащимися появляются три не правильно составленных портрета с нарушением мимики лица. Задача детей путем перестановки составных частей собрать правильные портреты.

В содержание и развитие игровой ситуации дети всегда вкладывают свой личностный смысл. Поэтому очень важно, чтобы в игре принимало как можно больше учащихся: пусть каждый выскажется хотя бы несколькими фразами, но обязательно примет участие в игровой ситуации. Данный прием способствует воспитательному моменту, а именно развитию коллективизма. Каждый участник передает свои знания, опыт и радость находки сверстникам. Даже если он ошибается. Само действо выбора, стремление найти правильное решение, что-то взять полезное из увиденного, дает развитие самооценки ребенка и формирует оценку сверстников.

В настоящее время, благодаря национальному проекту "Образование", многие школы уже снабжены интерактивными досками, которые дают возможность перейти от примитивных методов к более совершенным. Замечу, что все игры, которые были перечислены выше, вполне могут быть обработаны на компьютере и применимы с помощью современных технологий.

Методической литературы в помощь учителю изобразительного искусства к сожалению сегодня очень мало. При этом не раз встречала полемические статьи о том, каким должен быт урок по искусству? Точки самые различные. Кто-то упирает больше на профессиональную подготовку учащихся, кто-то наоборот стремиться к нравственному и духовному воспитанию личности. Наверно сколько хороших педагогов столько и мнений. И всякая точка зрения имеет место быть, если она полезна для детей. Но лично мне близки слова К.Акопяна из г.Нижнего Новгорода который сказал: ":никакой урок по искусству, если дается настоящим профессионалом, не сводится к уроку в его школьном понимании. Это обязательно особая атмосфера творчества, которая мобилизует, стимулирует способности ученика: Поэтому, если художественные занятия превращаются в школьный урок в примитивном понимании смысла этого слова, то вряд ли тогда можно вообще говорить об искусстве".

Учителю просто необходимо в современной школе применять различные методики, технологии, усовершенствования, с тем, чтобы повысить качество знаний и творческую направленность учащихся на уроках изобразительного искусства, относясь к ним не по остаточному принципу, а как к равному среди всех школьных предметом. В исполнении задуманного большую помощь может оказать и игровой подход в обучении.