Тема: Разбор глагола по составу.
Цели урока:
- Совершенствовать навыки морфемного разбора глаголов.
- Закреплять умение писать безударную гласную в окончании глагола.
- Развивать визуальную память, наблюдательность и практические навыки, творческие способности.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: “Проездной билет” – алгоритм определения гласной в личном окончании глагола, карточки со схемами слов, ребус, текст телеграммы, толковый словарь.
I. Организационный момент.
Запись числа, работы.
II. Сообщение темы урока.
– Сегодня будем совершенствовать навыки разбора глагола по составу, и говорить на тему “Земля – наш общий дом”. И для этого мы отправимся в путешествие в город Глагольск на автобусе.
– Получите “проездные билеты” (алгоритм написания гласной в личном окончании глагола.)
III. Лексическая работа.
– Запишите тему: “Земля – наш общий дом”.
– Каково значение слова земля?
Один из учащихся ищет значение слова в “Школьном толковом словаре русского языка”.
Другие учащиеся прописывают соединения букв.
ем ля
Трактование слова земля: 1. Третья от Солнца планета. 2. Суша. 3. Страна, государство. 4. Территория с угодьями. 5. Верхний слой земной коры, почва.
– Какое из перечисленных значений подходит?
IV. Работа по теме.
Остановка “Проверяйка”
– В домашнем задании вы должны были правильно написать безударное личное окончание глагола.
– Кто с заданием справился самостоятельно?
– Кому было трудно?
– Возьмите проездные билеты.
Проездной билет
Задание: За 1 минуту вставьте недостающие слова, чтобы получился алгоритм написания безударной гласной в личном окончании глагола.
1.Ставлю ударение и определяю, какое окончание – ударное или безударное.
2. Если ударное – пишу…(гласную под ударением)
3. Если безударное, 1) ставлю глагол в … (неопределённую форму); 2) смотрю, какой …(суффикс) перед… (суффиксом – ть -); 3) если – и – – …(II спр.) пишу в окончаниях гласную …(и) и – ат (- ят); 4) если не – и – – … (I спр.),пишу в окончаниях гласную …(е) и – ут(- ют); 5) обозначаю орфограмму.
Проверка.
Остановка “Вспоминайка”.
– Вспомним правило о разборе глагола по составу.
Работа в парах.
- Определяем, в какой… (форме) стоит глагол.
- Находим и выделяем … (окончание и суффиксы), которые не входят в основу.
- Выделяем … (основу) слова.
- В составе основы находим и выделяем …(корень).
- Находим и выделяем … (приставку, суффикс).
Остановка “Выбирайка”.
Выборочный диктант.
– Выбрать и записать только глаголы. Чтение текста учителем.
Первые цветы.
Наступает ранняя весна. Солнце льёт на землю тёплые лучи. Появляются первые весенние цветы. Есть любители собирать их в большие букеты. Из года в год всё меньше цветов распускает свои пышные головки. Необходимо сохранять и оберегать первые цветы.
– Какие первые весенние цветы вы знаете? (Подснежник, мать – и – мачеха, пострел и др.)
– Согласны ли вы, что первые цветы нужно сохранять? Почему?
– Какие глаголы вы выписали (наступает, льёт, появятся, собирать, распускает, сохранять, оберегать)? Орфографическое чтение.
Задание: Подберите глаголы к схемам и разберите их по составу.
1 | 2 | 3 |
– Что нужно помнить, разбирая глаголы по составу (алгоритм разбора.)?
Один из ребят разбирает слова у доски.
– Какие глаголы к схемам не подошли (льёт, сохранять)?
– Слово льёт разобрать фонетически. Один из учащихся разбирает слово у доски. Проверка.
Физкультминутка
Упражнения для глаз и плечевого пояса.
– Посмотрели вверх, вправо, вниз, влево (5 раз).
– Круговые движения плечами вперёд, назад, попеременно (4 раза).
Остановка “Словознайка”.
– Как понимаете слово сохранять?
Сохранять – синонимы (беречь, не разглашать).
Однокоренные слова: сохранный, охрана, охраняемый, охранять, хранить.
– Запишите предложение с этим словом. Например: Необходимо сохранять и оберегать первые цветы.
– Сделайте синтаксический разбор предложения.
Остановка “Поиграйка”.
– Угадайте ребус 100 нет (стонет).
– Запишите морфологический разбор этого слова.
Стонет – (что делает?) гл., н. ф. стонать, наст. вр., 3 л., ед. ч., I спр., действие, сказуемое.
Проверка.
Остановка “Составляйка”.
– Что общего у глаголов каждой группы? (Общее качество, связано с оружием, с особенностями организма, с обучением.)
– Как называются такие глаголы? (Антонимы – слова противоположные по значению.)
– Выполним последнее задание: Антонимы разобрать по составу.
– Что вам поможет при выполнении этого задания? (Алгоритм.)
I вариант. | II вариант |
Бледнеть – бледнела; | Заболеть – заболели; |
краснеть – краснеешь; | поправиться – поправишься; |
вооружать – вооружает; | разучишься – разучилась; |
разоружать – разоружаешь. | научиться – научишься. |
Проверка.
– Встаньте те, кто выполнял I вариант. Сравните свои записи с ответом на доске.
– Встаньте те, кто выполнял II вариант. Проверьте задание.
V. Подведение итога.
– Путешествие по городу Глагольску подошло к концу. Что же мы должны знать, чтобы правильно разбирать глагол по составу? (Алгоритм разбора глагола по составу.)
Домашнее задание.
– Ребята, а вы знаете, что многие слышали про то, что мы с вами работаем по теме: “Земля – наш общий дом”? И вот в школу пришла телеграмма:
“Мы – первая зелень, и за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А чего хорошего? Всё равно сломают. Помогите нам!
Ваши верные друзья: Ива, Черёмуха, Лесная Сирень”.
– Как, вы думаете, почему телеграмма пришла именно в школу?
– Дома составьте свою телеграмму от имени того, кто весной нуждается в помощи. 2–3 глагола разберите по составу.