Урок русского языка в 4-м классе по теме "Глагол" в экологическом цикле "Земля — наш дом"

Разделы: Начальная школа


Тема: Разбор глагола по составу.

Цели урока:

  1. Совершенствовать навыки морфемного разбора глаголов.
  2. Закреплять умение писать безударную гласную в окончании глагола.
  3. Развивать визуальную память, наблюдательность и практические навыки, творческие способности.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: “Проездной билет” – алгоритм определения гласной в личном окончании глагола, карточки со схемами слов, ребус, текст телеграммы, толковый словарь.

I. Организационный момент.

Запись числа, работы.

II. Сообщение темы урока.

– Сегодня будем совершенствовать навыки разбора глагола по составу, и говорить на тему “Земля – наш общий дом”. И для этого мы отправимся в путешествие в город Глагольск на автобусе.

– Получите “проездные билеты” (алгоритм написания гласной в личном окончании глагола.)

III. Лексическая работа.

– Запишите тему: “Земля – наш общий дом”.

– Каково значение слова земля?

Один из учащихся ищет значение слова в “Школьном толковом словаре русского языка”.

Другие учащиеся прописывают соединения букв.

ем   ля

Трактование слова земля: 1. Третья от Солнца планета. 2. Суша. 3. Страна, государство. 4. Территория с угодьями. 5. Верхний слой земной коры, почва.

– Какое из перечисленных значений подходит?

IV. Работа по теме.

Остановка “Проверяйка”

– В домашнем задании вы должны были правильно написать безударное личное окончание глагола.

– Кто с заданием справился самостоятельно?

– Кому было трудно?

– Возьмите проездные билеты.

Проездной билет

Задание: За 1 минуту вставьте недостающие слова, чтобы получился алгоритм написания безударной гласной в личном окончании глагола.

1.Ставлю ударение и определяю, какое окончание – ударное или безударное.

2. Если ударное – пишу…(гласную под ударением)

3. Если безударное, 1) ставлю глагол в … (неопределённую форму); 2) смотрю, какой …(суффикс) перед… (суффиксом – ть -); 3) если – и – – …(II спр.) пишу в окончаниях гласную …(и) и – ат (- ят); 4) если не – и – – … (I спр.),пишу в окончаниях гласную …(е) и – ут(- ют); 5) обозначаю орфограмму.

Проверка.

Остановка “Вспоминайка”.

– Вспомним правило о разборе глагола по составу.

Работа в парах.

  1. Определяем, в какой… (форме) стоит глагол.
  2. Находим и выделяем … (окончание и суффиксы), которые не входят в основу.
  3. Выделяем … (основу) слова.
  4. В составе основы находим и выделяем …(корень).
  5. Находим и выделяем … (приставку, суффикс).

Остановка “Выбирайка”.

Выборочный диктант.

– Выбрать и записать только глаголы. Чтение текста учителем.

Первые цветы.

Наступает ранняя весна. Солнце льёт на землю тёплые лучи. Появляются первые весенние цветы. Есть любители собирать их в большие букеты. Из года в год всё меньше цветов распускает свои пышные головки. Необходимо сохранять и оберегать первые цветы.

– Какие первые весенние цветы вы знаете? (Подснежник, мать – и – мачеха, пострел и др.)

– Согласны ли вы, что первые цветы нужно сохранять? Почему?

– Какие глаголы вы выписали (наступает, льёт, появятся, собирать, распускает, сохранять, оберегать)? Орфографическое чтение.

Задание: Подберите глаголы к схемам и разберите их по составу.

1 2 3
 

– Что нужно помнить, разбирая глаголы по составу (алгоритм разбора.)?

Один из ребят разбирает слова у доски.

– Какие глаголы к схемам не подошли (льёт, сохранять)?

– Слово льёт разобрать фонетически. Один из учащихся разбирает слово у доски. Проверка.

Физкультминутка

Упражнения для глаз и плечевого пояса.

– Посмотрели вверх, вправо, вниз, влево (5 раз).

– Круговые движения плечами вперёд, назад, попеременно (4 раза).

Остановка “Словознайка”.

– Как понимаете слово сохранять?

Сохранять – синонимы (беречь, не разглашать).

Однокоренные слова: сохранный, охрана, охраняемый, охранять, хранить.

– Запишите предложение с этим словом. Например: Необходимо сохранять и оберегать первые цветы.

– Сделайте синтаксический разбор предложения.

Остановка “Поиграйка”.

– Угадайте ребус 100 нет (стонет).

– Запишите морфологический разбор этого слова.

Стонет – (что делает?) гл., н. ф. стонать, наст. вр., 3 л., ед. ч., I спр., действие, сказуемое.

Проверка.

Остановка “Составляйка”.

– Что общего у глаголов каждой группы? (Общее качество, связано с оружием, с особенностями организма, с обучением.)

– Как называются такие глаголы? (Антонимы – слова противоположные по значению.)

– Выполним последнее задание: Антонимы разобрать по составу.

– Что вам поможет при выполнении этого задания? (Алгоритм.)

I вариант. II вариант
Бледнеть – бледнела; Заболеть – заболели;
краснеть – краснеешь; поправиться – поправишься;
вооружать – вооружает; разучишься – разучилась;
разоружать – разоружаешь. научиться – научишься.

Проверка.

– Встаньте те, кто выполнял I вариант. Сравните свои записи с ответом на доске.

– Встаньте те, кто выполнял II вариант. Проверьте задание.

V. Подведение итога.

– Путешествие по городу Глагольску подошло к концу. Что же мы должны знать, чтобы правильно разбирать глагол по составу? (Алгоритм разбора глагола по составу.)

Домашнее задание.

– Ребята, а вы знаете, что многие слышали про то, что мы с вами работаем по теме: “Земля – наш общий дом”? И вот в школу пришла телеграмма:

“Мы – первая зелень, и за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А чего хорошего? Всё равно сломают. Помогите нам!

Ваши верные друзья: Ива, Черёмуха, Лесная Сирень”.

– Как, вы думаете, почему телеграмма пришла именно в школу?

– Дома составьте свою телеграмму от имени того, кто весной нуждается в помощи. 2–3 глагола разберите по составу.