Цели урока:
Тип урока: урок введения нового знания.
Технология: проблемно–диалоговая.
Методы обучения:
- проблемные «классические» и «сокращенные»;
- репродуктивные (повторение изученного);
- словесные (информационное сообщение учителя, стихи, беседа);
- наглядные (работа с таблицами и схемами);
- частично–поисковый (исключение лишнего, определение темы, постановка УЗ);
- исследовательский (выбор рационального способа).
Методы стимулирования и мотивации:
- стимулирование интереса детей через сюжет «Золотая осень».
Методы контроля и самоконтроля:
- устный контроль;
- сверка с образцом;
КСМ:
I. Организационно–мотивационный.
Релаксационная игра «Убежище» (звучит музыка).
У.: Представьте, что у вас надежное убежище, в котором вы можете оказаться в любой момент. Это ваше выдуманное место, уголок природы. Представьте хижину в горах, шалаш, лесную поляну, которую кроме вас никто не знает. Мысленно окажитесь там, рассмотрите, что вас окружает. Вы знаете, что вы здесь хозяин и король, вас никто не обидит. Вы слушаете приятную музыку. Вам хорошо и спокойно в этом укромном месте, вас ничто не может напугать и разозлить, вы успокаиваетесь и расслабляетесь.
Теперь мысленно возвращайтесь в реальность, в класс, вы чувствуете уверенность в себе, вам хорошо и спокойно, вы готовы работать и учится, вам ничего не угрожает, вы сильные и счастливые.
II. Актуализация опорных знаний
1. Работа в тетради
У.: Запишите дату, вид работы.
2. Графический диктант
(3 человека работают на индивидуальных карточках, остальные дети на планшетах.)
У.: Я предлагаю выполнить графический диктант. (Диктую, дети записывают ответ.)
– пунктуационный знак, похожий на
действие деление – глухой, согласный, парный [з] – сколько хвостов у рыбы – в слове тонна удвоенная – в народе говорят «Ум хорошо, а сколько лучше» – буква похожая на окружность – в слове земля безударная гласная – у существительных женского рода после шипящих на конце |
: с 1 н 2 о е ь |
3. Работа в микрогруппах
У.: Я предлагаю разделить на группы (классификация по признаку).2 1 числа |
с н е о ь : |
с н е о ь буквы |
: пунктациоонный знак |
4. Каллиграфическая минутка
У.: В тетради предлагаю прописать только буквы.снеоь снеоь
У.: Из данных букв составьте слово, запишите его (работа в парах).У.: Какое слово составили?
Осень
У.: Найдите орфограмму в данном слове, как называется тип орфограммы? (Безударная гласная.) Сегодня упражнения, выполняемые на уроке, будут посвящены осенней тематике, за каждое задание буду прикреплять осенний символ.5. Словарная работа
У.: Назовите осенние месяцы, их название запишите в тетрадь.
Сентябрь, октябрь, ноябрь.У.: Что общего в записи данных слов? (Орфограммы, непроверяемые безударные гласные.)
У.: Ребята, по астрологическому календарю осенью считают еще и 3 недели декабря.
6. Работа с предложением
У: Посмотрите на доску. Что записано? (Предложение, пословица.)
В ноябре зима с осенью борется.
У.: Какую работу вы можете выполнить с данным предложением? (Схема, основа.)
У.: Давайте запишем предложение в тетрадь и сделаем полный синтаксический разбор.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.)
У.: Какое это предложение по конструкции? (Простое.)
У.: А если в предложении две и более грамматических основ? (Сложное.)
П. п.
С. п.
III. Постановка проблемы
1. Подводящий диалог
У.: Я его записала вот так:
У.: А можете ли вы оформить его графически, как предыдущие?
У: Ребята, данный тип предложений называется – предложения с прямой речью.
– Умеете ли вы грамотно записывать их? А что для этого нужно? Хотите узнать, научиться?
2. Определение темы
У.: Поработайте в группах и попробуйте определить тему урока и поставить учебную цель.
IV. «Открытие» детьми нового знания
У.: Когда мы используем такие предложения? Сколько частей в данном предложении? О чем говорится в первой части? А во второй?
У.: Такие предложения состоят из слов автора и прямой речи. Попробуйте найти и прочитать слова автора, прямую речь. Как записаны слова автора, прямая речь? Что заметили? Здесь есть особый секрет.
1. Работа в парах постоянного состава
У: Хотите узнать этот секрет? Откройте карточку № 1.
2. Фиксация алгоритма – работа с учебником
У.: Какой вывод о постановке знаков вы сможете сделать? Есть дополнения? Где мы можем проверить свои предположения ? (В учебнике.) У.: Откройте учебники на странице 57 и прочтите правило. Мы на правильном пути?3. Графическое оформление
У.: Можно ли объяснить орфограмму графически? Подумайте как? (Работают в парах сменного состава на планшетах, выбираем варианты, вывешиваю.)А 1 |
: 2 | « П3 | .!? » 4 |
Закон четырех знаков |
V Физминутка. (Звучит музыка.)
Руки подняли и покачали – это
Деревья в лесу.
Руки согнули, кистями встряхнули – это
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это
К нам птицы летят.
Как они сядут, мы тоже покажем,
Крылышки сложим назад.
VI. Первичное закрепление
1. Постановка знаков препинания в предложениях c прямой речью.
У.: Хотите поработать сами, попробовать свои силы? Откройте карточку № 2. (У доски с полным объяснением.)
2. Построение графических схем
У: Ребята, а сейчас я предлагаю построить графические схемы к предложениям. Откройте карточку № 3.
У.: Давайте проверим: дети выходят с планшетами. Вывешиваю:
А: «П.»
А: «П?»
А: П!»
А: «П.»
У.: Ребята, какое предложение показалось вам интересным, познавательным? А что делают мыши?
3. Творческая работа
а) Звучит музыка – девочка читает стихотворение, которое сочинила сама.
Наступил октябрь,
Улетают птицы,
Желтый лист последний
В воздухе кружится
Распрощалась осень
С золотой листвой
И стучит в окошко
Каплей дождевой.
б) Составление предложений.
Таня его написала сама. А вы хотите побывать авторами? Составьте и запишите предложение об осени с прямой речью. А три человека будут работать по секрету.
в) Инсценирование.
У.: А сейчас, давайте прослушаем ваши предложения, а группа ребят с бейджеками должны выстроиться в том порядке, в зависимости от конструкции предложения, остальные дети выкладывают на парте бейджики с пунктуационными знаками.
VII. Самостоятельная работа с проверкой
Дети выполняют тест с выбором правильного ответа. Проверка – сверка с образцом.
1. | б | 4. | б |
2. | а | 5. | б |
3. | б | 6. | а |
VIII. Домашнее задание
1. Общее письменное
учебник – страница 57, упр. 85.
2. Творческое по выбору: написать о животных и оформить в предложениях с прямой речью.
3. Принести газету.
IX. Итог.
У.: Что нового узнали на уроке? Какие задания вам были наиболее интересны?
Я узнал...
Я вспомнил...
Я должен знать...
У.: Каково ваше мнение об уроке? (Дети, которые работали по секрету, зачитывают свои предложения об уроке.)X. Рефлексия
Сенсорная «Состояние моей души».
(Выставляю три шкафа с полками, включаю музыку.)
Дети под музыку выставляют свои игрушки:
Четвертая полка – комфортно, ликующее состояние.
Третья полка – уверены в своих силах.
Вторая полка – хорошо.
Первая полка – скверно, плохо.