Урок русского языка по теме "Знаки препинания в предложениях с прямой речью"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить детей с особенностями строения и пунктуацией предложений с прямой речью на примере простейшей конструкции;
  • сформировать умение обосновывать постановку знаков препинания и построение графических схем к предложениям с прямой речью;
  • развитее наблюдательности детей, способности видеть различные способы классификации и обобщения;
  • развитие элементов творческой деятельности, беглости и гибкости мышления, развитие навыков групповой самоорганизации.

Тип урока: урок введения нового знания.

Технология: проблемно–диалоговая.

Методы обучения:

  • проблемные «классические» и «сокращенные»;
  • репродуктивные (повторение изученного);
  • словесные (информационное сообщение учителя, стихи, беседа);
  • наглядные (работа с таблицами и схемами);
  • частично–поисковый (исключение лишнего, определение темы, постановка УЗ);
  • исследовательский (выбор рационального способа).

Методы стимулирования и мотивации:

  • стимулирование интереса детей через сюжет «Золотая осень».

Методы контроля и самоконтроля:

  • устный контроль;
  • сверка с образцом;

КСМ:

  • планшеты для письма;
  • магнитная доска с графическими знаками;
  • карточки для индивидуальной и групповой работы;
  • схемы простого и сложного предложения;
  • графическое оформление предложений с прямой речью;
  • цифры 1, 2, 3, 4;
  • карточки для организации словарной и каллиграфической работы;
  • таблицы для проверки индивидуальной работы;
  • рисунки листьев, деревьев и т. д.;
  • два шкафа с тремя полками;
  • мягкие игрушки;
  • календари;
  • учебник русского языка;
  • бейджики с пунктуационными знаками для инсценирования.

I. Организационно–мотивационный.

Релаксационная игра «Убежище» (звучит музыка).

У.: Представьте, что у вас надежное убежище, в котором вы можете оказаться в любой момент. Это ваше выдуманное место, уголок природы. Представьте хижину в горах, шалаш, лесную поляну, которую кроме вас никто не знает. Мысленно окажитесь там, рассмотрите, что вас окружает. Вы знаете, что вы здесь хозяин и король, вас никто не обидит. Вы слушаете приятную музыку. Вам хорошо и спокойно в этом укромном месте, вас ничто не может напугать и разозлить, вы успокаиваетесь и расслабляетесь.

Теперь мысленно возвращайтесь в реальность, в класс, вы чувствуете уверенность в себе, вам хорошо и спокойно, вы готовы работать и учится, вам ничего не угрожает, вы сильные и счастливые.

II. Актуализация опорных знаний

1. Работа в тетради

У.: Запишите дату, вид работы.

2. Графический диктант

(3 человека работают на индивидуальных карточках, остальные дети на планшетах.)

У.: Я предлагаю выполнить графический диктант. (Диктую, дети записывают ответ.)

– пунктуационный знак, похожий на действие деление

– глухой, согласный, парный [з]

– сколько хвостов у рыбы

– в слове тонна удвоенная

– в народе говорят «Ум хорошо, а сколько лучше»

– буква похожая на окружность

– в слове земля безударная гласная

– у существительных женского рода после шипящих на конце

:

с

1

н

2

о

е

ь

У.: Давайте проверим: сверка с образцом.

3. Работа в микрогруппах

У.: Я предлагаю разделить на группы (классификация по признаку).

2 1
числа

с н е о ь :
графические знаки

с н е о ь
буквы
:
пунктациоонный знак

4. Каллиграфическая минутка

У.: В тетради предлагаю прописать только буквы.

снеоь  снеоь

У.: Из данных букв составьте слово, запишите его (работа в парах).

У.: Какое слово составили?

Осень

У.: Найдите орфограмму в данном слове, как называется тип орфограммы? (Безударная гласная.) Сегодня упражнения, выполняемые на уроке, будут посвящены осенней тематике, за каждое задание буду прикреплять осенний символ.

5. Словарная работа

У.: Назовите осенние месяцы, их название запишите в тетрадь.

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

У.: Что общего в записи данных слов? (Орфограммы, непроверяемые безударные гласные.)

У.: Ребята, по астрологическому календарю осенью считают еще и 3 недели декабря.

6. Работа с предложением

У: Посмотрите на доску. Что записано? (Предложение, пословица.)

В ноябре зима с осенью борется.

У.: Какую работу вы можете выполнить с данным предложением? (Схема, основа.)

У.: Давайте запишем предложение в тетрадь и сделаем полный синтаксический разбор.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.)

У.: Какое это предложение по конструкции? (Простое.)

У.: А если в предложении две и более грамматических основ? (Сложное.)

П. п.

С. п.

III. Постановка проблемы

1. Подводящий диалог

У.: Я его записала вот так:

У.: А можете ли вы оформить его графически, как предыдущие?

У: Ребята, данный тип предложений называется – предложения с прямой речью.

– Умеете ли вы грамотно записывать их? А что для этого нужно? Хотите узнать, научиться?

2. Определение темы

У.: Поработайте в группах и попробуйте определить тему урока и поставить учебную цель.

IV. «Открытие» детьми нового знания

У.: Когда мы используем такие предложения? Сколько частей в данном предложении? О чем говорится в первой части? А во второй?

У.: Такие предложения состоят из слов автора и прямой речи. Попробуйте найти и прочитать слова автора, прямую речь. Как записаны слова автора, прямая речь? Что заметили? Здесь есть особый секрет.

1. Работа в парах постоянного состава

У: Хотите узнать этот секрет? Откройте карточку № 1.

Приложение 1

2. Фиксация алгоритма – работа с учебником

У.: Какой вывод о постановке знаков вы сможете сделать? Есть дополнения? Где мы можем проверить свои предположения ? (В учебнике.)

У.: Откройте учебники на странице 57 и прочтите правило. Мы на правильном пути?

3. Графическое оформление

У.: Можно ли объяснить орфограмму графически? Подумайте как? (Работают в парах сменного состава на планшетах, выбираем варианты, вывешиваю.)

А

1

:

2

« П

3

.!? »

   4

Закон четырех знаков

V Физминутка. (Звучит музыка.)

Руки подняли и покачали – это
Деревья в лесу.

Руки согнули, кистями встряхнули – это
Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это
К нам птицы летят.

Как они сядут, мы тоже покажем,
Крылышки сложим назад.

VI. Первичное закрепление

1. Постановка знаков препинания в предложениях c прямой речью.

У.: Хотите поработать сами, попробовать свои силы? Откройте карточку № 2. (У доски с полным объяснением.)

Приложение 2

2. Построение графических схем

У: Ребята, а сейчас я предлагаю построить графические схемы к предложениям. Откройте карточку № 3.

Приложение 3

У.: Давайте проверим: дети выходят с планшетами. Вывешиваю:

А: «П.»

А: «П?»

А: П!»

А: «П.»

У.: Ребята, какое предложение показалось вам интересным, познавательным? А что делают мыши?

3. Творческая работа

а) Звучит музыка – девочка читает стихотворение, которое сочинила сама.

Наступил октябрь,
Улетают птицы,
Желтый лист последний
В воздухе кружится
Распрощалась осень
С золотой листвой
И стучит в окошко
Каплей дождевой.

б) Составление предложений.

Таня его написала сама. А вы хотите побывать авторами? Составьте и запишите предложение об осени с прямой речью. А три человека будут работать по секрету.

в) Инсценирование.

У.: А сейчас, давайте прослушаем ваши предложения, а группа ребят с бейджеками должны выстроиться в том порядке, в зависимости от конструкции предложения, остальные дети выкладывают на парте бейджики с пунктуационными знаками.

VII. Самостоятельная работа с проверкой

Дети выполняют тест с выбором правильного ответа. Проверка – сверка с образцом.

1. б 4. б
2. а 5. б
3. б 6. а

Приложение 4

VIII. Домашнее задание

1. Общее письменное

учебник – страница 57, упр. 85.

2. Творческое по выбору: написать о животных и оформить в предложениях с прямой речью.

3. Принести газету.

IX. Итог.

У.: Что нового узнали на уроке? Какие задания вам были наиболее интересны?

Я узнал...

Я вспомнил...

Я должен знать...

У.: Каково ваше мнение об уроке? (Дети, которые работали по секрету, зачитывают свои предложения об уроке.)

X. Рефлексия

Сенсорная «Состояние моей души».

(Выставляю три шкафа с полками, включаю музыку.)

Дети под музыку выставляют свои игрушки:

Четвертая полка – комфортно, ликующее состояние.

Третья полка – уверены в своих силах.

Вторая полка – хорошо.

Первая полка – скверно, плохо.