"Химические уравнения"

Разделы: Химия


Форма урока: урок объяснительно-иллюстративный.

Задачи урока:

  • Образовательная: научить учащихся писать уравнения реакций.
  • Развивающая: привить навыки самостоятельной работы во время выполнения лабораторных опытов и тренировочных упражнений. Учащиеся должны воспринимать уравнение химической реакции как модель химической реакции.
  • Воспитательная: дать понятие о превращении веществ, как химической форме движения материи, заключающейся в перегруппировке атомов, результатом чего является образование веществ с новым набором свойств.

Оборудование:

  • графопроектор, видеокурс для 8 класса по базовому уровню обучения (авторы: Суровцева Р.П. и Гузей Л.С.),
  • инструкции по проведению лабораторных опытов,
  • чашки Петри,
  • реактивы для проведения демонстрационных и лабораторных опытов: цинк, соляная кислота, растворы гидроксида натрия, сульфата меди (II), карбоната натрия, сульфата железа (II), красной кровяной соли.

ХОД УРОКА

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Повторение опорных понятий.

А. Почему для объяснения химических явлений следует руководствоваться понятием не только о молекулах, но и об атомах?

Б. Что показывает химическая формула? Как определить число атомов химического элемента по формуле?

На доске на бумажных листах висят задания:

Лист 1 (1-й ученик)
Определите число атомов кислорода:
Лист 2 (2-й ученик)
Определите число атомов водорода:
CO2

4H2SO4

2SO3

3Ca3(PO4)2

4Zn(NO3)2

2CO + O2

2SO2 + O2

4NO2 + 2H2O + O2

CH4

7H2O

6NaOH

Zn(OH)2

2Al(OH)3

NaOH + HCl

NH3 + H2O

2NH3 + H2SO4

Ответы ученики записывают рядом с формулами, правильные ответы заранее нанесены на кодопленку и демонстрируются с помощью графопроектора.

2. Проверочная работа (на карточках, два варианта, время выполнения 10 минут).

1-й вариант
Определите число атомов водорода:
2-й вариант
Определите число атомов водорода:
5СН4 3NH3
2H2O 10H2
3Cu(OH)2 4Al(OH)3
CH4 + H2O 2NaOH + H2
2KOH + H2SO4 Fe(OH)2
H3PO4 + 3NH3 2Al(OH)3 + 3H2SO4

 

Определите число атомов кислорода: Определите число атомовкислорода:
2H2O + 3CO2

Na2SO4 + H2O

Cu(OH)2 + 2HNO3

2H2O + P2O5

SO3 + H2O

Al(OH)3 + 3HNO3

После взаимопроверки можно предложить ученикам выставить друг другу оценки (правильные ответы и критерии оценки можно продемонстрировать также с помощью графопроектора).

3. Дайте формулировку закона сохранения массы веществ и пояснения с точки зрения атомно-молекулярного учения.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учащиеся просматривают фрагмент видеофильма - горение магния в кислороде.

Фрагмент заканчивается новой для учащихся условной записью хода химической реакции посредством знаков и формул - вводится понятие о химическом уравнении. Учитель объясняет поэтапное составление уравнения горения магния в кислороде с образованием оксида магния. Вводит термины: схема превращения веществ (реакции), коэффициенты, левая и правая часть уравнения. На магнитной доске во время обсуждения из отдельных магнитных аппликаций собирается уравнение.

Учитель предлагает вспомнить продемонстрированный опыт и записать словами схему реакции, а затем под названиями веществ проставить формулы:

В левой части схемы должно быть столько же атомов каждого элемента, сколько и в правой. Поэтому перед формулой оксида магния следует поставить коэффициент 2 ("уравнять" число атомов кислорода) и затем перед формулой магния также поставить коэффициент 2 ("уравнять" число атомов магния). Следовательно, реакцию горения магния можно записать так:

2Mg + O2 = 2MgO

Теперь надо проверить, соблюдается ли в нашей записи закон сохранения атомов. Это легко установить, если подсчитать число атомов каждого элемента до и после реакции. Полученная запись называется химическим уравнением, она показывает, что в процессе горения каждых из двух атомов магния и одной молекулы кислорода получается две молекулы оксида магния.

Умение расставлять коэффициенты отрабатываем на упражнениях, совмещенных с лабораторными опытами. При этом, видя реальный процесс, учащиеся не относятся к написанию уравнений формально. Привыкают записывать формулы исходных веществ и продуктов реакции в соответствующей части уравнения. Каждый лабораторный опыт проводится сначала учителем в чашке Петри, размещенной на поверхности графопроектора, и проецируется на экран. Учащиеся называют признаки протекания каждой реакции, самостоятельно повторяют опыты и записывают уравнения.

Перед проведением лабораторных опытов необходимо провести краткий инструктаж по технике безопасности и напомнить алгоритм действий при записи уравнений.

  1. Правильно записать формулы веществ, вступающих в реакцию и образующихся после реакции, не менять местами правую и левую часть уравнения.
  2. Формулы в левой и правой частях уравнения соединить знаком +.
  3. Учесть закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Для этого необходимо подсчитать количество атомов каждого элемента в левой и правой частях уравнения и при помощи коэффициентов уравнять их.
  4. Проверить правильность расставленных коэффициентов.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ (Краткие инструкции)

1. К двум-трем гранулам цинка добавьте 1 мл соляной кислоты HCl.

Допишите уравнение реакции

2. Поместите в пробирку 1 мл гидроксида натрия NaOH, добавьте несколько капель фенолфталеина и прилейте соляную кислоту HCl

3. К 1 мл раствора гидроксида натрия NaOH добавьте раствор сульфата меди (II)

4. К 1 мл раствора карбоната натрия Na2CO3 прилейте раствор соляной кислоты HCl

5. К 1 мл раствора сульфата железа (II) добавьте раствор гидроксида натрия NaOH

6. К 1 мл сульфата железа (II) добавьте раствор красной кровяной соли K3[Fe(CN)6]