Урок русского языка во 2-м класе по программе УМК "Школа-2100" на тему "Развитие умения различать приставки и предлоги"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать умения различать приставки и предлоги, и правильно писать их на письме;
  • развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, воображение;
  • воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

  • учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина "Русский язык", 2 класс;
  • таблицы "Правописание приставок", "Правописание предлогов";
  • иллюстрации сказочных героев;
  • музыка для физминутки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ну-ка, проверь, дружок!
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке: ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

Дети проверяют посадку, готовность к уроку. Открывают тетради. Записывают число, классная работа.

II. Словарная работа.

- Найдите ошибки и напишите правильно.

Висёлый воробей, руский народ, душистые ягады, жыву в Москве.

- С чем в написании вы не согласны? Почему?

- Прочитайте последнее словосочетание.

- Добавьте приставки про- и под- к словам. Что получилось?

(Проживаю в Подмосковье.)

- Запишите, выделите приставки.

III. Подготовка к изучению нового материала.

- Что такое предлог, приставка?

- Зачем нужны приставки, предлоги?

- Приведите примеры предлогов, приставок?

IV. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы будем учиться писать приставки и предлоги со словами.

V. Сравнение приставок и предлогов. Наблюдение.

1. Упр. 137, стр. 86.

- Чтение 1-го и 2-го столбиков слов.

- Чтение по строчкам.

- Сколько слов на строчке в 1-м столбике? А во 2-м?

- Какая часть слова выделена в словах 1-го столбика? А во 2-м столбике?

- Запишите слова.

- Что нового узнали о приставках и предлогах?

(Бывают одинаковые, но пишутся по-разному со словом.)

- Как отличить предлог от приставки?

(Между словом и предлогом можно поставить другое слово или вопрос.)

- Докажите, что во 2-м столбике предлоги.

(По (широкому) полю, про (диких) зверей, до (нового) дома, от (маленькой) станции, с (высокой) горки.)

VI. Физминутка (под музыку).

Раз подняться, потянуться.
Два согнуться, разогнуться.
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - на место тихо сесть.

2. Упр.138, стр. 86.

- Запишите сочетания слов.

(Дети записывают словосочетания, выделяют приставку и подчёркивают пробел между предлогом и словом.)

- Почему приставку пишем слитно со словом, а предлог раздельно?

- Поставьте вопросы к первым словам в сочетаниях. (Что сделал?)

- Что обозначают эти слова? (Действие.)

- У них есть предлоги? (Нет.)

Вывод: у слов-действий (у глаголов) нет предлогов. У них есть приставки.

VII. Работа над правилом.

- Попробуйте самостоятельно сформулировать правило: чем приставки отличаются от предлогов.

- Прочитайте правило на стр. 87. Чему оно учит?

(Правописанию предлогов и приставок со словами.)

- Сравните это правило с вашим.

- Что такое приставка, предлог?

- Как отличать приставки и предлоги?

- Вот и на рисунке вы видите петухов и кур. Они похожи, но в то же время разные. Сидят в разных клетках. Так и предлоги с приставками: похожи, но разные и пишутся по-разному.

VIII. Игра "Угадай сказочного героя".

- Послушайте подсказку и запишите имя героя. Что встретили - предлог или приставку? Обозначьте приставку.

1) Смерть у него была в яйце. (Кощей Бессмертный.)

2) Этот мальчик был так мал, что умещался в кармане. (Мальчик с пальчик.)

3) Была очень красивой, умной. (Елена Прекрасная или Василиса Премудрая.)

IX. Итог урока.

- Что такое приставка, предлог?

- Как отличить предлог от приставки?

X. Домашнее задание.

  • стр.56, упр.116 ("Дидактический материал");
  • стр.87, правило.

Комментирование оценок за урок.