Цели:
- формировать умения различать приставки и предлоги, и правильно писать их на письме;
- развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, воображение;
- воспитывать интерес к предмету.
Оборудование:
- учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина "Русский язык", 2 класс;
- таблицы "Правописание приставок", "Правописание предлогов";
- иллюстрации сказочных героев;
- музыка для физминутки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ну-ка, проверь, дружок!
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке: ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Дети проверяют посадку, готовность к уроку. Открывают тетради. Записывают число, классная работа.
II. Словарная работа.
- Найдите ошибки и напишите правильно.
Висёлый воробей, руский народ, душистые ягады, жыву в Москве.
- С чем в написании вы не согласны? Почему?
- Прочитайте последнее словосочетание.
- Добавьте приставки про- и под- к словам. Что получилось?
(Проживаю в Подмосковье.)
- Запишите, выделите приставки.
III. Подготовка к изучению нового материала.
- Что такое предлог, приставка?
- Зачем нужны приставки, предлоги?
- Приведите примеры предлогов, приставок?
IV. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы будем учиться писать приставки и предлоги со словами.
V. Сравнение приставок и предлогов. Наблюдение.
1. Упр. 137, стр. 86.
- Чтение 1-го и 2-го столбиков слов.
- Чтение по строчкам.
- Сколько слов на строчке в 1-м столбике? А во 2-м?
- Какая часть слова выделена в словах 1-го столбика? А во 2-м столбике?
- Запишите слова.
- Что нового узнали о приставках и предлогах?
(Бывают одинаковые, но пишутся по-разному со словом.)
- Как отличить предлог от приставки?
(Между словом и предлогом можно поставить другое слово или вопрос.)
- Докажите, что во 2-м столбике предлоги.
(По (широкому) полю, про (диких) зверей, до (нового) дома, от (маленькой) станции, с (высокой) горки.)
VI. Физминутка (под музыку).
Раз подняться, потянуться.
Два согнуться, разогнуться.
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - на место тихо сесть.
2. Упр.138, стр. 86.
- Запишите сочетания слов.
(Дети записывают словосочетания, выделяют приставку и подчёркивают пробел между предлогом и словом.)
- Почему приставку пишем слитно со словом, а предлог раздельно?
- Поставьте вопросы к первым словам в сочетаниях. (Что сделал?)
- Что обозначают эти слова? (Действие.)
- У них есть предлоги? (Нет.)
Вывод: у слов-действий (у глаголов) нет предлогов. У них есть приставки.
VII. Работа над правилом.
- Попробуйте самостоятельно сформулировать правило: чем приставки отличаются от предлогов.
- Прочитайте правило на стр. 87. Чему оно учит?
(Правописанию предлогов и приставок со словами.)
- Сравните это правило с вашим.
- Что такое приставка, предлог?
- Как отличать приставки и предлоги?
- Вот и на рисунке вы видите петухов и кур. Они похожи, но в то же время разные. Сидят в разных клетках. Так и предлоги с приставками: похожи, но разные и пишутся по-разному.
VIII. Игра "Угадай сказочного героя".
- Послушайте подсказку и запишите имя героя. Что встретили - предлог или приставку? Обозначьте приставку.
1) Смерть у него была в яйце. (Кощей Бессмертный.)
2) Этот мальчик был так мал, что умещался в кармане. (Мальчик с пальчик.)
3) Была очень красивой, умной. (Елена Прекрасная или Василиса Премудрая.)
IX. Итог урока.
- Что такое приставка, предлог?
- Как отличить предлог от приставки?
X. Домашнее задание.
- стр.56, упр.116 ("Дидактический материал");
- стр.87, правило.
Комментирование оценок за урок.