Цель урока:
- сформировать представление о природных и экономических ресурсах Хакасии и их взаимосвязи.
Задачи урока:
- подчеркнуть необходимость природных ресурсов для экономической деятельности человека и их рационального использования.
- развивать речь, память, мышление.
- воспитывать трудолюбие, любовь к родному краю и бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование:
- карточки с названиями растений, животных, полезных ископаемых,
- сигнальные карточки зелёного и синего цветов,
- макет карты Хакасии,
- магнитофон,
- аудио кассета с записью.
Ход урока
I.Организационный момент.
- Прозвенел звонок — начинается урок экономики.
Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями, улыбнитесь друг другу. Я желаю вам сегодня на уроке быть добрыми,
внимательными, радовать себя и других отличными ответами.
II.Повторение изученного материала.
- Назвать тему урока нам поможет стихотворение хакасского поэта Михаила Кокова.
(Стихотворение написано на доске)
В лесу — и зверь пушной, и птица,
В заимке — скот, в земле — металл.
Недаром Родиной гордится
Хакас, что равноправным стал.
На склонах гор шумит пшеница,
По волнам рек спешат плоты,
И блещут стройки, как зарницы,
Среди полночной темноты.
- О чём говорится в стихотворении? (о Родине)
- Как называется наша Родина?
(На доске справа появляется) Хакасия
- Назовите дату образования нашей республики, её площадь. (На доске справа)
3 июля 1991 год
62тыс. кв.км.
- Ребята, подскажите словами из стихотворения, чем богата наша Хакасия?
(Лесом, зверем, птицей, реками, горами)
- А можно ли всё это отнести к ресурсам? Докажите свой ответ.
(На середине доски появляется)
РЕСУРСЫ
- Что же такое ресурсы? (После ответов детей формулируется понятие)
РЕСУРСЫ – ценности, запасы, необходимые для удовлетворения потребностей человека, для его экономической деятельности.
- А на какие две группы можно поделить ресурсы? (природные и экономические)
III.Изучение нового материала.
- Кто из вас сможет формулировать тему урока?
да, сегодня на уроке мы будем рассматривать природные и экономические ресурсы Хакасии и отношения между ними.
Природные Экономические
- Предлагаю вам разместить в эти два столбика слова, помещённые на информационном поле. (Уголь, золото, рыба, лес, ягоды, река, щука, сосна, журавли, грибы, рубанок, пила, комбайн, экскаватор.
Дети снимают карточки с названиями и помещают в нужный столбик. Учитель контролирует правильность выполнения задания.
|
|
(На правой стороне доски вывешивается информация)
- Видов рыб – 35
- Видов животных – 76
- Видов растений – 1526
- Длина реки Абакан – 514 км.
- Поглядите на левый столбик и сформулируйте, что же такое природные ресурсы. (Те, которые созданы без участия человека)
Это естественные блага, которыми пользуется человек в своей хозяйственной деятельности для создания товаров и услуг.
- Что значит восполнимые природные ресурсы? Как вы думаете? Приведите примеры.
При затруднении детей можно привести такой пример: вырубленный лес. Его можно восстановить? Как? (посадить новый лес) Значит, лес — это восполнимый природный ресурс.
- А уголь, добытый из-под земли, можно восстановить? (Нет) Значит, уголь — невосполнимый природный ресурс.
- Где в Хакасии добывают уголь? (Черногорский угольный разрез, Изыхские копи)
-Каким же образом человек должен использовать природные ресурсы? (бережно, рачительно)
-Правильно, потому что природные ресурсы - ограничены.
- А теперь разберёмся с экономическими ресурсами. Что же это в вашем понимании? (После ответов детей)
Экономические ресурсы – это ресурсы, созданные в процессе экономической деятельности.
Переработанные природные ресурсы становятся экономическими, так как они приобретают определённую ценность. Например, трудно определить какова цена дерева в лесу, но спиленное, очищенное от сучков дерево превращается в древесину, которая имеет определённую ценность.
Экономические ресурсы
IV. Игра “Сигнальщики”
Цель игры: проверить усвоение детьми понятий “природные и экономические ресурсы”
Для игры нужны карточки зелёного и синего цветов. При назывании какого либо объекта, дети сигналят карточкой. Зелёная карточка — природный ресурс, синяя карточка — экономический ресурс.
(Примерный перечень объектов для игры: деревья в лесу, вода в пруду, ягоды в лесу, обработанная древесина, рыба в реке, цветы полевые, рыба на прилавке магазина, швейная машина, золото.)
Природные ресурсы <
>Экономические
ресурсы
(Соответствие устанавливается в процессе обсуждения)
- А сейчас настало время установить между природными и экономическими ресурсами отношения. Как вы думаете, экономические ресурсы зависят от природных? Докажите свой ответ.
- А экономические ресурсы влияют на природные? Каким образом? (В нашей республике есть предприятия, загрязняющие окружающую среду.)
- Ребята, но у нас в республике есть и экологически чистые предприятия.
Материал к размышлению: Известный московский журналист Песков неоднократно посещал нашу республику. Ему удалось сфотографировать журавлей, которые гнездились недалеко от предприятия СААЗ.
- Как вы думаете, о чём говорит этот факт? ( Журавли гнездятся только на экологически чистой территории)
Можем сделать вывод, что СААЗ — экологически чистое предприятие.
V. Релаксационная пауза.
Звучит запись с хакасской музыкой. Один ю учеников читает красивые выражения о природе Хакасии. Остальные учащиеся, положив головы на парты и закрыв глаза, представляют услышанное.
Просторы Хакасии. Порой можно услышать, что степь — скучна. Это не так. Степь дышащая, пахнущая, стрекочущая. Лёгкий ветерок прикасается к тонким стеблям цветов, чистый воздух наполнен ароматом трав. Приложишь ладонь к земле — и ощутишь её ласковое тепло.
Никого не оставляет равнодушным земля бескрайних степей, целебных озёр, чистых рек и суровой тайги. Увидев эту красоту однажды, забыть невозможно. Какой многоцветный ковёр соткала природа. Золотая степь с голубыми глазами озёр, изумрудная зелень тайги, величавые, таинственные горы.
VI. Закрепление изученного материала.
Работа в группах.
Группа №1 — построить цепочки: природный ресурс — экономический ресурс— товар.
Кирпич, водные ресурсы, песок и глина, рыбная продукция, завод по производству кирпича, рыбокомбинат.
Группа №2 — придумать содержание законов.
- Закон чистой реки.
- Закон чистого леса.
Группа №З —
- назвать цветок на гербе г. Абакана.
- животного на гербе республики Хакасия
- известный заповедник Хакасии
Группа № 4 — прочитать отрывок о заповеднике и рассказать всем остальным.
Степной заповедник “Чазы” расположен в северо — восточной части Хакасии. На территории заповедника находятся самые крупные озёра Белё и Иткуль. Лось, косуля, медведь, белка, глухарь, и другие звери и птицы чувствуют себя здесь хорошо. Для маралов, лосей и косуль заготавливают сено и раскладывают соль — лизунец. Для птиц развешивают птичьи домики.
После подготовки все группы по очереди выступают.
VII. Подведение итогов.
- Ребята, я вас просила дома написать письмо природе Хакасии.
Из отрывков ваших писем я составила одно коллективное письмо от учеников 4”В” класса школы №24. (Зачитывается письмо)
- Спасибо вам, я верю, наша природа будет защищена.
VIII. Заключение урока.
А сейчас обратимся к карте Хакасии.
(На доске прикреплён макет карты в схематичном виде.)
- Нравится ли вам эта карта? ( Нет, она бледная, пустая, белая) Вот, если мы не будем бережно использовать природные ресурсы, она будет так выглядеть. Не допустим этого, украсим нашу любимую республику. (Ребята выходят к доске и украшают карту Хакасии заранее нарисованными фигурками животных, изображениями растений.)
-А так как нашу республику называют Солнечной, украсим её лучиками солнца. (Детям раздаются полоски бумаги в виде лучей)
- Напишите на лучиках, что мы должны делать, чтобы наша республика всегда была такой же красивой. (Беречь, любить, украшать, щадить и т.д.)
-Спасибо всем за урок! Урок окончен.