Природные и экономические ресурсы Хакасии

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • сформировать представление о природных и экономических ресурсах Хакасии и их взаимосвязи.

Задачи урока:

  • подчеркнуть необходимость природных ресурсов для экономической деятельности человека и их рационального использования.
  • развивать речь, память, мышление.
  • воспитывать трудолюбие, любовь к родному краю и бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование:

  • карточки с названиями растений, животных, полезных ископаемых,
  • сигнальные карточки зелёного и синего цветов,
  • макет карты Хакасии,
  • магнитофон,
  • аудио кассета с записью.

Ход урока

I.Организационный момент.

- Прозвенел звонок — начинается урок экономики.

Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями, улыбнитесь друг другу. Я желаю вам сегодня на уроке быть добрыми,

внимательными, радовать себя и других отличными ответами.

II.Повторение изученного материала.

- Назвать тему урока нам поможет стихотворение хакасского поэта Михаила Кокова.

(Стихотворение написано на доске)

В лесу — и зверь пушной, и птица,
В заимке — скот, в земле — металл.
Недаром Родиной гордится
Хакас, что равноправным стал.
На склонах гор шумит пшеница,
По волнам рек спешат плоты,
И блещут стройки, как зарницы,
Среди полночной темноты.

- О чём говорится в стихотворении? (о Родине)

- Как называется наша Родина?

(На доске справа появляется) Хакасия

- Назовите дату образования нашей республики, её площадь. (На доске справа)

  • 3 июля 1991 год

  • 62тыс. кв.км.

- Ребята, подскажите словами из стихотворения, чем богата наша Хакасия?

(Лесом, зверем, птицей, реками, горами)

- А можно ли всё это отнести к ресурсам? Докажите свой ответ.

(На середине доски появляется)

РЕСУРСЫ

- Что же такое ресурсы? (После ответов детей формулируется понятие)

РЕСУРСЫ – ценности, запасы, необходимые для удовлетворения потребностей человека, для его экономической деятельности.

- А на какие две группы можно поделить ресурсы? (природные и экономические)

III.Изучение нового материала.

- Кто из вас сможет формулировать тему урока?

да, сегодня на уроке мы будем рассматривать природные и экономические ресурсы Хакасии и отношения между ними.

Природные                                Экономические

- Предлагаю вам разместить в эти два столбика слова, помещённые на информационном поле. (Уголь, золото, рыба, лес, ягоды, река, щука, сосна, журавли, грибы, рубанок, пила, комбайн, экскаватор.

Дети снимают карточки с названиями и помещают в нужный столбик. Учитель контролирует правильность выполнения задания.

  • уголь,
  • золото,
  • рыба,
  • лес,
  • ягоды,
  • река,
  • щука,
  • сосна,
  • журавли,
  • грибы
         
  • рубанок,
  • пила,
  • комбайн
  • экскаватор,
  • швейная машина,
  • электрическая плита

(На правой стороне доски вывешивается информация)

  • Видов рыб – 35
  • Видов животных – 76
  • Видов растений – 1526
  • Длина реки Абакан – 514 км.

- Поглядите на левый столбик и сформулируйте, что же такое природные ресурсы. (Те, которые созданы без участия человека)

Это естественные блага, которыми пользуется человек в своей хозяйственной деятельности для создания товаров и услуг.

 

- Что значит восполнимые природные ресурсы? Как вы думаете? Приведите примеры.

При затруднении детей можно привести такой пример: вырубленный лес. Его можно восстановить? Как? (посадить новый лес) Значит, лес — это восполнимый природный ресурс.

- А уголь, добытый из-под земли, можно восстановить? (Нет) Значит, уголь — невосполнимый природный ресурс.

- Где в Хакасии добывают уголь? (Черногорский угольный разрез, Изыхские копи)

-Каким же образом человек должен использовать природные ресурсы? (бережно, рачительно)

-Правильно, потому что природные ресурсы - ограничены.

- А теперь разберёмся с экономическими ресурсами. Что же это в вашем понимании? (После ответов детей)

Экономические ресурсы – это ресурсы, созданные в процессе экономической деятельности.

 Переработанные природные ресурсы становятся экономическими, так как они приобретают определённую ценность. Например, трудно определить какова цена дерева в лесу, но спиленное, очищенное от сучков дерево превращается в древесину, которая имеет определённую ценность.

Экономические ресурсы

IV. Игра “Сигнальщики”

Цель игры: проверить усвоение детьми понятий “природные и экономические ресурсы”

Для игры нужны карточки зелёного и синего цветов. При назывании какого либо объекта, дети сигналят карточкой. Зелёная карточка — природный ресурс, синяя карточка — экономический ресурс.

(Примерный перечень объектов для игры: деревья в лесу, вода в пруду, ягоды в лесу, обработанная древесина, рыба в реке, цветы полевые, рыба на прилавке магазина, швейная машина, золото.)

Природные ресурсы  <                                                                        >Экономические ресурсы

(Соответствие устанавливается в процессе обсуждения)

- А сейчас настало время установить между природными и экономическими ресурсами отношения. Как вы думаете, экономические ресурсы зависят от природных? Докажите свой ответ.

- А экономические ресурсы влияют на природные? Каким образом? (В нашей республике есть предприятия, загрязняющие окружающую среду.)

- Ребята, но у нас в республике есть и экологически чистые предприятия.

Материал к размышлению: Известный московский журналист Песков неоднократно посещал нашу республику. Ему удалось сфотографировать журавлей, которые гнездились недалеко от предприятия СААЗ.

- Как вы думаете, о чём говорит этот факт? ( Журавли гнездятся только на экологически чистой территории)

Можем сделать вывод, что СААЗ — экологически чистое предприятие.

V. Релаксационная пауза.

Звучит запись с хакасской музыкой. Один ю учеников читает красивые выражения о природе Хакасии. Остальные учащиеся, положив головы на парты и закрыв глаза, представляют услышанное.

Просторы Хакасии. Порой можно услышать, что степь — скучна. Это не так. Степь дышащая, пахнущая, стрекочущая. Лёгкий ветерок прикасается к тонким стеблям цветов, чистый воздух наполнен ароматом трав. Приложишь ладонь к земле — и ощутишь её ласковое тепло.

Никого не оставляет равнодушным земля бескрайних степей, целебных озёр, чистых рек и суровой тайги. Увидев эту красоту однажды, забыть невозможно. Какой многоцветный ковёр соткала природа. Золотая степь с голубыми глазами озёр, изумрудная зелень тайги, величавые, таинственные горы.

VI. Закрепление изученного материала.

Работа в группах.

 Группа №1 — построить цепочки: природный ресурс — экономический ресурс— товар.

Кирпич, водные ресурсы, песок и глина, рыбная продукция, завод по производству кирпича, рыбокомбинат.

Группа №2 — придумать содержание законов.

  1. Закон чистой реки.
  2. Закон чистого леса.

Группа №З

  • назвать цветок на гербе г. Абакана.
  • животного на гербе республики Хакасия
  • известный заповедник Хакасии

Группа № 4 — прочитать отрывок о заповеднике и рассказать всем остальным.

Степной заповедник “Чазы” расположен в северо — восточной части Хакасии. На территории заповедника находятся самые крупные озёра Белё и Иткуль. Лось, косуля, медведь, белка, глухарь, и другие звери и птицы чувствуют себя здесь хорошо. Для маралов, лосей и косуль заготавливают сено и раскладывают соль — лизунец. Для птиц развешивают птичьи домики.

После подготовки все группы по очереди выступают.

VII. Подведение итогов.

- Ребята, я вас просила дома написать письмо природе Хакасии.

Из отрывков ваших писем я составила одно коллективное письмо от учеников 4”В” класса школы №24. (Зачитывается письмо)

- Спасибо вам, я верю, наша природа будет защищена.

VIII. Заключение урока.

А сейчас обратимся к карте Хакасии.

(На доске прикреплён макет карты в схематичном виде.)

- Нравится ли вам эта карта? ( Нет, она бледная, пустая, белая) Вот, если мы не будем бережно использовать природные ресурсы, она будет так выглядеть. Не допустим этого, украсим нашу любимую республику. (Ребята выходят к доске и украшают карту Хакасии заранее нарисованными фигурками животных, изображениями растений.)

-А так как нашу республику называют Солнечной, украсим её лучиками солнца. (Детям раздаются полоски бумаги в виде лучей)

- Напишите на лучиках, что мы должны делать, чтобы наша республика всегда была такой же красивой. (Беречь, любить, украшать, щадить и т.д.)

-Спасибо всем за урок! Урок окончен.