Групповые технологии на уроке "Мир вокруг нас" в 3-м классе по программе А.А. Плешакова

Разделы: Начальная школа


Цель урока: дать представление о второй стороне экономики, влиянии экономики на окружающую среду.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Закрепление знаний по теме “Экономика”. Повторить такие понятия, как “потребности”, “услуги”, “природные богатства”, “капитал”, “труд”.
  2. Показать, как экономика отрицательно влияет на окружающую среду. Найти причины и пути решения данной проблемы.
  3. Формирование творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий.

Развивающие:

  1. Развивать умение сравнивать, выделять главное, систематизировать большой объём знаний в виде таблиц.
  2. Развитие творческого мышления, памяти, внимания учащихся.
  3. Обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора.

Воспитательные:

  1. Воспитание бережного отношения к природе.
  2. Воспитание культуры поведения учащихся в коллективной деятельности.
  3. Воспитание товарищества, ответственности, гуманного отношения друг к другу.
  4. Создание атмосферы радости от совместного труда.

План урока

I-й этап урока. Организационный.

Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность в группах сменного состава.

1. Мозговой штурм

-Ребята, перед вами 3 кита. Что это за “киты”? Основой чего они служат? (экономики)

-Для чего необходима экономика? (для удовлетворения потребностей людей)

-Какие возникают потребности у людей с момента его рождения?

2. Ледокол

-Повернитесь друг к другу и расскажите своему собеседнику, какие потребности для вас являются самыми важными.

02.jpg (14916 bytes)

II-й этап урока. Повторение пройденного материала.

Цель этапа: повторить знания об имени прилагательном.

1. Методика “6 X 6 X 6”. I этап.

_Сегодня на уроке мы с вами продолжим работать над темой “Экономика”.

-Ещё раз назовите три кита экономики.

-У меня на столе разные киты. Возьмите себе по киту и разделитесь на группы:

1 группа – кит “Природные богатства”,

2 группа – кит “Капитал”,

3 группа – кит “Труд”.

2.Работа с терминами “китов”.

-У вас на столах карточки. Соедините их так, чтобы высказывания стали верными.

 1-я  группа:

2-я группа:

3-я группа:

3. Работа с термином “Экономика”.

-А что случится, если исчезнет хоть один “кит”? (экономика перестанет работать)

-У вас на столах карточки. Соедините цепи экономики так, чтобы ваша экономика “заработала”. Не забывайте о том, что должны присутствовать все три “кита”.

После обсуждения ребята зачитывают вслух свою цепь экономики.

1 группа: почва>зернохранилище>агроном.

2 группа: руда>завод>металлург

3 группа: вода>гидроэлектростанция>инженер

- К какой отрасли экономики относится каждая цепь? (сельское хозяйство, металлургия, электроэнергетика).

III-й этап урока. Изучение нового материала.

Цель этапа: изучить отрицательное влияние экономики на окружающую среду.

1.Сообщение темы урока.

–Сегодня на уроке мы поговорим с вами о двух сторонах экономики.

-Первую сторону вы уже назвали в начале урока. Для чего нам необходима экономика?

-Вторую сторону экономики вы назовёте сейчас сами.

-Использует ли эти предметы человек для удовлетворения своих потребностей? (бутылка, салфетка, пакет)

-Как?

-Что сделает человек с этими предметами, когда их использует?

-Куда выбросит?

-Все ли люди так поступают?

-Что произойдёт с планетой, если все будут разбрасывать мусор?

-Так какая вторая неприятная и опасная сторона экономики?

2. Изучение нового материала.

-Все отрасли экономики в той или иной степени приносят не только пользу, но и вред окружающей среде.

-Давайте посмотрим, какие экологические беды приносит нам экономика.

а) просмотр презентации “Экологическая катастрофа” (приложение 1).

б) чтение текста (А.А.Плешаков “Мир вокруг нас” 3 класс, с. 82-83)

3.Методика “Дерево решений”.

-У нас существует проблема – загрязнение окружающей среды. Попробуем выявить причины этой проблемы и найти пути решения

-Вам даны таблицы. Выявите плюсы и минусы отраслей промышленности.

Ребята работают в группах. После – защита работ.

-Опасно ли жить с такой экономикой?

-Сделайте вывод. Какой должна быть экономика?

Экономика должна быть безопасной.

-Это является одной из важнейших задач XXI века.

4. Методика “6 X 6 X 6”. I этап.

- Можем ли мы с вами сделать экономику безопасной?

-Люди какой профессии занимаются защитой окружающей среды?

-А промышленники могут помочь в проблеме загрязнения окружающей среды?

-Давайте разделимся на следующие группы:

5. Ковёр идей. II этап – поиск решения. (I этап – выявление проблемы прошёл параллельно с методикой “Дерево решения”)

-Предложите свои идеи в решении проблемы:

Как сделать экономику безопасной?

 

Ребята обсуждают в группах и записывают свои идеи на цветных полосках бумаги и наклеивают на общий групповой плакат. После работы трёх групп сопоставляются.

-Обратите внимание, что ваши идеи во многом совпадают.

-Скажите, а могут ли в отдельности промышленники, экологи, население сделать экономику безопасной?

-Мы можем это сделать это только вместе, сотрудничая друг с другом.

IV-й этап урока. Систематизация знаний.

Цель этапа: систематизировать полученные знания в творческой работе.

Методика “6 X 6 X 6”. II этап – трёхстороннее сотрудничество.

-Давайте объединимся в группы сотрудничества и покажем, что только вместе и промышленники, и экологи, и население смогут решить проблему загрязнения окружающей среды.

Деление на группы (по цветам китов):

-Приступаем к творческому заданию. Вам необходимо составить экологически чистые проекты: 1 группа – “Эко-город”, 2 группа – “Эко-село”, 3 группа – “Эко-лес”.

(Группам выдаются рисунки-плакаты с объектами на липкой основе, из которых ребята составляют свои проекты.)

После группы защищают свои проекты.

20.jpg (14418 bytes)

V-й этап урока. Подведение итогов.

Цель: этапа: обобщить знания поученные на уроке, сделать соответствующие выводы.

1. Ковёр идей. III этап – индивидуализация деятельности.

-Ребята, мы с вами теперь знаем причины загрязнения окружающей среды (из “Дерева решений”) и знаем, что можно сделать, чтобы изменить существующую ситуацию (из “Ковра идей” II этап).

-А теперь попробуйте ответить самому себе:

Что лично я сделаю, чтобы изменить существующую ситуацию?

Какие конкретно действия сделаю?

Ученики пишут на индивидуальных листочках свои идеи и вывешивают их на “Ковре идей”.

21.jpg (15428 bytes)

2. Ковёр идей. IV этап – эвалюация деятельности (оценивание идей)

-Ребята, вы наше будущее и оттого, как вы будете учиться, а в дальнейшем работать промышленниками, экологами, учителями, водителями зависит будущее нашего города, нашей страны, нашей планеты.

-И чтобы спасти нашу планету от экологической катастрофы необходимо в первую очередь начать с себя.

-Наш урок подошёл к концу. Вы услышали много идей.

Оцените их и решите для себя:

-Не спешите, внимательно прочитайте все идеи и сделайте для себя важный вывод в решении проблемы загрязнения окружающей среды.