Цель урока: дать представление о второй стороне экономики, влиянии экономики на окружающую среду.
Задачи урока:
Образовательные:
- Закрепление знаний по теме “Экономика”. Повторить такие понятия, как “потребности”, “услуги”, “природные богатства”, “капитал”, “труд”.
- Показать, как экономика отрицательно влияет на окружающую среду. Найти причины и пути решения данной проблемы.
- Формирование творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий.
Развивающие:
- Развивать умение сравнивать, выделять главное, систематизировать большой объём знаний в виде таблиц.
- Развитие творческого мышления, памяти, внимания учащихся.
- Обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора.
Воспитательные:
- Воспитание бережного отношения к природе.
- Воспитание культуры поведения учащихся в коллективной деятельности.
- Воспитание товарищества, ответственности, гуманного отношения друг к другу.
- Создание атмосферы радости от совместного труда.
План урока
I-й этап урока. Организационный.
Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность в группах сменного состава.
1. Мозговой штурм
-Ребята, перед вами 3 кита. Что это за “киты”? Основой чего они служат? (экономики)
-Для чего необходима экономика? (для удовлетворения потребностей людей)
-Какие возникают потребности у людей с момента его рождения?
2. Ледокол
-Повернитесь друг к другу и расскажите своему собеседнику, какие потребности для вас являются самыми важными.
II-й этап урока. Повторение пройденного материала.
Цель этапа: повторить знания об имени прилагательном.
1. Методика “6 X 6 X 6”. I этап.
_Сегодня на уроке мы с вами продолжим работать над темой “Экономика”.
-Ещё раз назовите три кита экономики.
-У меня на столе разные киты. Возьмите себе по киту и разделитесь на группы:
1 группа – кит “Природные богатства”,
2 группа – кит “Капитал”,
3 группа – кит “Труд”.
2.Работа с терминами “китов”.
-У вас на столах карточки. Соедините их так, чтобы высказывания стали верными.
1-я группа:
2-я группа:
3-я группа:
3. Работа с термином “Экономика”.
-А что случится, если исчезнет хоть один “кит”? (экономика перестанет работать)
-У вас на столах карточки. Соедините цепи экономики так, чтобы ваша экономика “заработала”. Не забывайте о том, что должны присутствовать все три “кита”.
После обсуждения ребята зачитывают вслух свою цепь экономики.
1 группа: почва>зернохранилище>агроном.
2 группа: руда>завод>металлург
3 группа: вода>гидроэлектростанция>инженер
- К какой отрасли экономики относится каждая цепь? (сельское хозяйство, металлургия, электроэнергетика).
III-й этап урока. Изучение нового материала.
Цель этапа: изучить отрицательное влияние экономики на окружающую среду.
1.Сообщение темы урока.
–Сегодня на уроке мы поговорим с вами о двух сторонах экономики.
-Первую сторону вы уже назвали в начале урока. Для чего нам необходима экономика?
-Вторую сторону экономики вы назовёте сейчас сами.
-Использует ли эти предметы человек для удовлетворения своих потребностей? (бутылка, салфетка, пакет)
-Как?
-Что сделает человек с этими предметами, когда их использует?
-Куда выбросит?
-Все ли люди так поступают?
-Что произойдёт с планетой, если все будут разбрасывать мусор?
-Так какая вторая неприятная и опасная сторона экономики?
2. Изучение нового материала.
-Все отрасли экономики в той или иной степени приносят не только пользу, но и вред окружающей среде.
-Давайте посмотрим, какие экологические беды приносит нам экономика.
а) просмотр презентации “Экологическая катастрофа” (приложение 1).
б) чтение текста (А.А.Плешаков “Мир вокруг нас” 3 класс, с. 82-83)
3.Методика “Дерево решений”.
-У нас существует проблема – загрязнение окружающей среды. Попробуем выявить причины этой проблемы и найти пути решения
-Вам даны таблицы. Выявите плюсы и минусы отраслей промышленности.
Ребята работают в группах. После – защита работ.
-Опасно ли жить с такой экономикой?
-Сделайте вывод. Какой должна быть экономика?
Экономика должна быть безопасной.
-Это является одной из важнейших задач XXI века.
4. Методика “6 X 6 X 6”. I этап.
- Можем ли мы с вами сделать экономику безопасной?
-Люди какой профессии занимаются защитой окружающей среды?
-А промышленники могут помочь в проблеме загрязнения окружающей среды?
-Давайте разделимся на следующие группы:
5. Ковёр идей. II этап – поиск решения. (I этап – выявление проблемы прошёл параллельно с методикой “Дерево решения”)
-Предложите свои идеи в решении проблемы:
Как сделать экономику безопасной?
Ребята обсуждают в группах и записывают свои идеи на цветных полосках бумаги и наклеивают на общий групповой плакат. После работы трёх групп сопоставляются.
-Обратите внимание, что ваши идеи во многом совпадают.
-Скажите, а могут ли в отдельности промышленники, экологи, население сделать экономику безопасной?
-Мы можем это сделать это только вместе, сотрудничая друг с другом.
IV-й этап урока. Систематизация знаний.
Цель этапа: систематизировать полученные знания в творческой работе.
Методика “6 X 6 X 6”. II этап – трёхстороннее сотрудничество.
-Давайте объединимся в группы сотрудничества и покажем, что только вместе и промышленники, и экологи, и население смогут решить проблему загрязнения окружающей среды.
Деление на группы (по цветам китов):
-Приступаем к творческому заданию. Вам необходимо составить экологически чистые проекты: 1 группа – “Эко-город”, 2 группа – “Эко-село”, 3 группа – “Эко-лес”.
(Группам выдаются рисунки-плакаты с объектами на липкой основе, из которых ребята составляют свои проекты.)
После группы защищают свои проекты.
V-й этап урока. Подведение итогов.
Цель: этапа: обобщить знания поученные на уроке, сделать соответствующие выводы.
1. Ковёр идей. III этап – индивидуализация деятельности.
-Ребята, мы с вами теперь знаем причины загрязнения окружающей среды (из “Дерева решений”) и знаем, что можно сделать, чтобы изменить существующую ситуацию (из “Ковра идей” II этап).
-А теперь попробуйте ответить самому себе:
Что лично я сделаю, чтобы изменить существующую ситуацию?
Какие конкретно действия сделаю?
Ученики пишут на индивидуальных листочках свои идеи и вывешивают их на “Ковре идей”.
2. Ковёр идей. IV этап – эвалюация деятельности (оценивание идей)
-Ребята, вы наше будущее и оттого, как вы будете учиться, а в дальнейшем работать промышленниками, экологами, учителями, водителями зависит будущее нашего города, нашей страны, нашей планеты.
-И чтобы спасти нашу планету от экологической катастрофы необходимо в первую очередь начать с себя.
-Наш урок подошёл к концу. Вы услышали много идей.
Оцените их и решите для себя:
-Не спешите, внимательно прочитайте все идеи и сделайте для себя важный вывод в решении проблемы загрязнения окружающей среды.