Твердые и мягкие согласные звуки. Сочетания "ча"—"ща"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • закрепление навыка правописания изученных сочетаний;
  • развитие умения распознавать шипящие звуки;
  • развитие орфографической зоркости;
  • развитие внимания, мышления;
  • обогащение словарного запаса и развитие речи учащихся;
  • закрепление знаний о предложении, как единицы речи, выражающей законченную мысль.

Оборудование:

  • карточки с гласными буквами; перфокарты;
  • таблицы с сочетаниями ча-ща, жи-ши, чу-щу;
  • снежинки; картинки мышек, Незнайки, чаек, зимующих птиц;

Ход урока

1. Организационный момент.

Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте
Все ль в порядке
Ручка, книжка и тетрадка?
А еще проверьте, детки,
Есть линейка? Карандаш?

2. Минутка чистописания.

Вступительная беседа:

Отгадайте загадку:

Серебристы и легки сказочной зимой,
Что за чудо мотыльки кружат над тобой?
(Снежинки.)

– А какая буква похожа на снежинку? (Ж.)

Стала снежинка буквою “ж”
Солнце ее не растопит уже.

– Давайте сначала нарисуем узоры, как мороз.

1. Жжж

2. А теперь слова.

Ужи лыжи чижи снежинка

– Подчеркните буквы на месте твердых согласных звуков.

– Разделите слова на слоги.

– Найдите слово, которое мы не можем перенести? Почему?

3. Словарная работа.

Но, ребята, я в растерянности:

Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг погрызли мышки
От слов начало откусили
Из книжки в норку утащили.

– Вот они, шаловливые мышки, они теперь и сами призадумались, да не могут вспомнить, что это были за слова.

– Давайте покажем мышкам, что мы знаем эти слова и сейчас их запишем.

Дети “по-цепочке” пишут слова на доске и в тетради.

“... рона,...рока,...робей,...тел, за...ц, м...ведь, м...роз.

– Поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные.

– Какое слово лишнее? Почему?

– Какая орфограмма спряталась в словах? Почему эти слова надо запомнить?

4. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем повторять правила:

1. Правописание сочетаний жи-ши.

– Как они пишутся?

2. Правописание сочетаний ча-ща.

– А они как пишутся?

5. Письмо под диктовку.

– Запишите предложение:

У Жени на рукаве лежат пушистые снежинки.

– Какие правила встретились при написании предложения?

1 .Поставьте ударения в словах.

2. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

6. Звуко-буквенный разбор слова снежинка.

Один ученик делает у доски. Проверка.

Составьте и запишите предложение с этим словом. Ответы детей.

7. Физминутка.

Ты уж матушка-зима
Ты с морозами пришла.
(Потирают плечи, постукивают ногой об ногу.)

Ветер воет, вьюга воет.
(Качают руками над головой.)
Вдоль по улице метет.
(Повороты в сторону.)
А мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся
(имитация езды с горки – приседают, руки сзади)
Снег, снег, белый снег
Мчимся мы быстрее всех,
Потом в лес побежали.
И в снежки играть мы стали
(имитируют игру в снежки)
Снег пошел.

– Как называется явление, когда идет снег? (Снегопад.)

– Посмотрите, к нам залетело несколько снежинок!

8. Игра. “ Кто больше всех запомнит слов?”

Письмо по памяти.

Это снежинка принесла нам следующее задание.

– Запишите по памяти все слова с сочетаниями ча-ща.

Ча и ща, ча и ща,
Роща, чаща и свеча.
Пища, туча, Саранча.
С буквой а и ча и ща
Чадо, чаща, роща, куча
Саранча, кочан и туча.
Дача, гуща и свеча
Все слова на ча и ща.

 Взаимопроверка тетрадей.

– Кто больше – снежинка.

Подчеркните сочетания ча-ща.

9. Работа по учебнику.

– А эта снежинка залетела к нам учебник и предлагает вам поработать с упражнением 169 на с. 129.

– Составьте и запишите слова с сочетаниями ча и ща. (“цепочкой”).

Подчеркните сочетания ча и ща.

10. Скороговорка.

А эта снежинка предлагает нам вставить буквы в слова и прочесть скороговорку.

– Подогрела ч..йка ч..йник

Пригласила восемь ч..ек.

– Какой шипящий звук слышится много раз в каждой строке?

– Какие буквы пишем после шипящих?

(Буквы на столе, на снежинках, дети вставляют их в слова, повторяя правило.)

11. Бесед а о зимующих птицах.

Картинки: чайки над морем, дети кормят птиц у кормушки зимой.

Ребята, где вы видели чаек?

Летом хорошо. Есть корм птицам.

А зимой птицам надо помогать.

– Как мы помогаем зимой птицам?

Ответы детей.

– Составьте по картинке рассказ.

12. Физминутка.

Все захлопали в ладоши
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки
Громче и быстрей!
По коленочкам ударим–
Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем
Выше, выше, выше
Завертелись наши ручки,
Снова опустились
Мы на месте покрутились
И остановились.

13. Работа над деформированным текстом.

А эта снежинка встретилась с Незнайкой. Был текст, были предложения.

Он рассыпал слова и теперь не может восстановить предложения. Поможем ему.

Трещат, морозы
Тишина, в, лесу, в, стоит.
По, стучат, дятлы, стволу
Ищут, они, пищу, корой, под.

Слабым детям – карточка-помощник.

Карточка:

Что делают морозы?

Что стоит в лесу?

Кто стучит по стволу?

Что они ищут под корой?

Дети составляют предложения.

14. Игра “Раздели по группам”

А эта снежинка запуталась в словах.

Запишите слова по правилам:

1-й вариант: жи-ши
крыши
чаща
роща
стрижи
живет
2-й вариант: ча-ща
лужи
чайник
щавель
ежи
часы

 Взаимопроверка тетрадей. Подчеркните сочетания жи-ши,ча-ща.

15. Самостоятельная работа.

1 ур. Запишите слова в два столбика по правилам.

  1. Жи-Ши
  2. Ча-Ща.

Встреч...,лыж...,ш...на, куч..., ш.. .шки, щ...вель.

2 ур. Подберите подходящее слово по смыслу. Вьщелите орфограммы.

Коровы...
Сороки...
Мыши...

Проверка работ.

16. Итог – рефлексия.

  1. Какие виды работ вам понравились?
  2. Написание каких правил повторяли и закрепляли?
  3. Оценки. Урок закончен.

Учебник закрыть нам пора.
С ним узнали мы много слов,
И много всяких всячин,
И если ты запомнил их,
Не зря урок наш был потрачен!