Растениеводство в нашем крае. Растения-переселенцы. (Окружающий мир, 4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: познакомиться с растениями-переселенцами, которые выращивают на территории Кировской области - нашем родном крае.

Задачи урока: развивать познавательную активность; умение работать с дополнительной литературой; воспитывать бережное отношение к природе; умение работать в группах.

Оборудование: физическая карта полушарий, кроссворд, цветные иллюстрации растений, правила для посадки растений на карточках, овощи для борща, фрукты для компота, две завязки для глаз.

План урока.

  • Организационный момент.
  • Повторение пройденного материала.
  • Работа над новой темой.
  • Физкультминутка.
  • Работа по теме урока (продолжение).
  • Итог урока. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

 Ребята, вы знаете, что многие растения пришли к нам из различных «заморских стран»? Сегодня мы познакомимся с растениями-переселенцами, которые выращивают на территории Кировской области - нашем родном крае. Вспомним отрасли растениеводства и что необходимо выполнять для того, чтобы вырастить экологически чистые овощи и фрукты.

2. Повторение пройденного материала.

- Что такое растениеводство? (выращивание культурных сельскохозяйственных растений).
- Назовите отрасли растениеводства? (овощеводство, полеводство, цветоводство, плодоводство).
- Отгадайте кроссворд «Узнай растение». Я буду загадывать загадку, а вам необходимо назвать растение и определить к какой отрасли растениеводства относится.
(по ходу отгадывания загадок появляются иллюстрации растений).

По горизонтали:
1.Под землёй птица
 Гнездо свила,
 Яиц нанесла (картофель)

   

2. В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят (помидор)

   

3. Телятки гладки,
Привязаны к грядке (огурец)

   

4. Жёлтая курица
Под тыном дуется (тыква)

   

 5. Свет-Светочек
В сыру землю зашёл,
Синю шапку нашёл.
Из земли вырастал
Весь мир одевал (лён)

   

6. Сто одёжек
И все без застёжек (капуста)

   

По вертикали:
1. Красная девица,
Сидит в темнице,
А коса на улице (морковь)

   

 2. Маленькие, жёлтенькие
Зёрнышки, а вместе (кукуруза)

   

 

3. Как на поле, на кургане
Стоит курочка с серьгами (овёс)

   

4. На тоненьком,
На зелёненьком –
Мал-малышка
Золотая кубышка (просо)

     

5. Сидит баба на грядках
Вся в заплатках.
Кто ни взглянет,
Тот заплачет (лук)

   

6. На солнце я похожий,
И солнце я люблю,
За солнцем поворачиваю
Я голову свою (подсолнух)

   

7. Стоит урода
Посреди огорода,
На всех зла,
А всем мила (редька)

   

3. Работа над новым материалом
Вступительная беседа.
 - Испокон веков человек связан с природой неразрывными узами, его окружает богатый и разнообразный мир растений. За долгий период человеческой цивилизации из числа наиболее полезных для него растений образовалась группа так называемых культурных растений, которая в настоящее время насчитывает около 1500 наименований. Многие из них являются жизненно необходимыми для всего населения земного шара, они сопутствуют нам в повседневной жизни, и потому кажутся совсем обычными. Мы не задумываемся, откуда родом пшеница и рожь, свёкла и капуста, арбуз и огурец и как давно они возделываются человеком. Оказывается, что родина многих культурных растений находится далеко за пределами нашей страны. История их переселения связана с интереснейшими историческими событиями, сухопутными и морскими путешествиями, и в первую очередь с эпохой великих географических открытий.

 Ребята, сейчас мы разделимся на группы. Каждая группа получит задание:

  • прочитать текст на карточке и рассказать о растении-переселенце;
  • показать на физической карте полушарий родину растения;
  • придумать рекламу о пользе растения для человека.

(группам раздаются задания и даётся 3-5 минут на подготовку)

4. Физкультминутка

Потрудились - отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

 5. Работа по теме урока (продолжение)

Сообщения о растениях по группам и показ реклам:

  • I группа – картофель
  • II группа – помидор
  • III группа – свёкла
  • IV группа – подсолнечник
  • V группа – петрушка

К А Р Т О Ф Е Л Ь

 Родина картофеля – Южная Америка. Слух о чудесных клубнях, «земляных яблоках», разнёсся тогда по Европе, но не везде новинка пришлась по вкусу. Кое-где пытались есть клубни сырыми или ещё хуже – пробовали есть ядовитые зелёные плоды, после чего уже ни за что не хотели сажать это растение.
В Россию картофель был завезён при Петре I, но «заморского гостя» тоже встретили в штыки. Дурная молва о растении как источнике проказы, туберкулёза, рахита настолько цепко держались в народе, что сажать «чёртовы яблоки» наотрез отказались. Начались «картофельные бунты», которые жестоко подавлялись.
Сейчас картофель у нас по праву называют вторым хлебом.

П О М И Д О Р

            Помидор – популярнейший овощ. Родина предков обыкновенных томатов – Южная Америка. 
В России помидоры появились в царствование Екатерины II вместе со слухом, что они ядовиты и их нельзя употреблять в пищу. Только в 1850 году наши соотечественники узнали, что плоды этого растения не опасны, а даже полезны и вкусны. Начав свой путь в Крыму, Грузии, Нижнем Поволжье, томаты стали распространяться в более северные районы России.
В настоящее время известно несколько сот сортов помидоров. После картофеля помидоры – самая распространённая культура. В России их выращивают в открытом и защищённом грунте почти повсеместно. Так «заморский плод» стал излюбленным овощем многих людей.

С В Ё К Л А

            Свёкла – древний овощ, как полагают, родом из Средиземноморья. У персов это растение считалось символом ссоры и сплетен. А вот в Древнем Риме она пользовалась большим почётом.
Это двулетнее растение с толстым мясистым корнем. 14-15 веке свёклу завезли в Россию. Из красной свёклы варят борщ, винегрет. Из сахарной свёклы получают сахар.

П О Д С О Л Н Е Ч Н И К

            Соцветие подсолнечника очень похоже на маленькое солнце, а жёлтые язычковые цветки – на солнечные лучи. Родина подсолнечника – юг Северной Америки.
В Россию попал в 1703 году и был украшением садов. Лишь в 1829 году крестьянин Бокарёв смастерил пресс и стал выжимать из семян масло. Подсолнечное масло употребляется не только в пищу. Оно используется при выработке маргарине, мыла и масляных красок.

П Е Т Р У Ш К А

            Петрушка – наиболее распространённое огородное растение со специфическим ароматом зелени и корней.
Родина петрушки – Средиземноморье. Свежая сухая зелень – обязательный компонент салатов и заливных рыб, овощных маринадов и горячих мясных супов. Петрушка украшает наш стол. Она не только ароматизирует пищу, но самое главное – витаминизирует её.

 Изучал культурные растения всего мира выдающийся учёный- ботаник Николай Иванович Вавилов. Он очень много путешествовал и собрал крупнейшую в мире коллекцию семян культурных растений, которой и сейчас гордятся учёные нашей страны (показать портрет и книгу о Н. И. Вавилове).
- Что необходимо для того, чтобы вырастить экологически чистые овощи и фрукты?
( ребята называют правила и на доске появляются карточки с надписями).

  • Садить семена в незагрязнённую почву
  • Поливать чистой водой
  • Вносить удобрения по норме
  • Не ловить насекомых-опылителей
  • Правильно распахивать поля
  • Поля обсаживать деревьями, чтобы не сдувался от ветра верхний плодородный слой земли
  • Заболевшие растения убирать, чтобы не заразить другие

 
- Игра «Овощи- фрукты»

 Помочь маме сварить «борщ» и «компот» (2 человека одновременно раскладывают закрытыми глазами овощи для борща, а фрукты для компота ).

6. Итог урока
- С какими растениями-переселенцами познакомились и где их родина?
- Что особенно запомнилось?
Спасибо за урок.

Домашнее задание: стр. 206, ответы на вопросы рубрики «Проверь себя».