Цель урока: познакомиться с растениями-переселенцами, которые выращивают на территории Кировской области - нашем родном крае.
Задачи урока: развивать познавательную активность; умение работать с дополнительной литературой; воспитывать бережное отношение к природе; умение работать в группах.
Оборудование: физическая карта полушарий, кроссворд, цветные иллюстрации растений, правила для посадки растений на карточках, овощи для борща, фрукты для компота, две завязки для глаз.
План урока.
- Организационный момент.
- Повторение пройденного материала.
- Работа над новой темой.
- Физкультминутка.
- Работа по теме урока (продолжение).
- Итог урока. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята, вы знаете, что многие растения пришли к нам из различных «заморских стран»? Сегодня мы познакомимся с растениями-переселенцами, которые выращивают на территории Кировской области - нашем родном крае. Вспомним отрасли растениеводства и что необходимо выполнять для того, чтобы вырастить экологически чистые овощи и фрукты.
2. Повторение пройденного материала.
- Что такое растениеводство? (выращивание культурных сельскохозяйственных растений).
- Назовите отрасли растениеводства? (овощеводство, полеводство, цветоводство, плодоводство).
- Отгадайте кроссворд «Узнай растение». Я буду загадывать загадку, а вам необходимо назвать растение и определить к какой отрасли растениеводства относится.
(по ходу отгадывания загадок появляются иллюстрации растений).
По горизонтали: |
||
2. В огороде вырастаю. |
||
3. Телятки гладки, |
||
4. Жёлтая курица |
||
5. Свет-Светочек |
||
6. Сто одёжек |
||
По вертикали: |
||
2. Маленькие, жёлтенькие |
||
3. Как на поле, на кургане |
||
4. На тоненьком, |
||
5. Сидит баба на грядках |
||
6. На солнце я похожий, |
||
7. Стоит урода |
3. Работа над новым материалом
Вступительная беседа.
- Испокон веков человек связан с природой неразрывными узами, его окружает богатый и разнообразный мир растений. За долгий период человеческой цивилизации из числа наиболее полезных для него растений образовалась группа так называемых культурных растений, которая в настоящее время насчитывает около 1500 наименований. Многие из них являются жизненно необходимыми для всего населения земного шара, они сопутствуют нам в повседневной жизни, и потому кажутся совсем обычными. Мы не задумываемся, откуда родом пшеница и рожь, свёкла и капуста, арбуз и огурец и как давно они возделываются человеком. Оказывается, что родина многих культурных растений находится далеко за пределами нашей страны. История их переселения связана с интереснейшими историческими событиями, сухопутными и морскими путешествиями, и в первую очередь с эпохой великих географических открытий.
Ребята, сейчас мы разделимся на группы. Каждая группа получит задание:
- прочитать текст на карточке и рассказать о растении-переселенце;
- показать на физической карте полушарий родину растения;
- придумать рекламу о пользе растения для человека.
(группам раздаются задания и даётся 3-5 минут на подготовку)
4. Физкультминутка
Потрудились - отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
5. Работа по теме урока (продолжение)
Сообщения о растениях по группам и показ реклам:
- I группа – картофель
- II группа – помидор
- III группа – свёкла
- IV группа – подсолнечник
- V группа – петрушка
К А Р Т О Ф Е Л Ь
Родина картофеля – Южная Америка. Слух о чудесных клубнях, «земляных яблоках», разнёсся тогда по Европе, но не везде новинка пришлась по вкусу. Кое-где пытались есть клубни сырыми или ещё хуже – пробовали есть ядовитые зелёные плоды, после чего уже ни за что не хотели сажать это растение.
В Россию картофель был завезён при Петре I, но «заморского гостя» тоже встретили в штыки. Дурная молва о растении как источнике проказы, туберкулёза, рахита настолько цепко держались в народе, что сажать «чёртовы яблоки» наотрез отказались. Начались «картофельные бунты», которые жестоко подавлялись.
Сейчас картофель у нас по праву называют вторым хлебом.
П О М И Д О Р
Помидор – популярнейший овощ. Родина предков обыкновенных томатов – Южная Америка.
В России помидоры появились в царствование Екатерины II вместе со слухом, что они ядовиты и их нельзя употреблять в пищу. Только в 1850 году наши соотечественники узнали, что плоды этого растения не опасны, а даже полезны и вкусны. Начав свой путь в Крыму, Грузии, Нижнем Поволжье, томаты стали распространяться в более северные районы России.
В настоящее время известно несколько сот сортов помидоров. После картофеля помидоры – самая распространённая культура. В России их выращивают в открытом и защищённом грунте почти повсеместно. Так «заморский плод» стал излюбленным овощем многих людей.
С В Ё К Л А
Свёкла – древний овощ, как полагают, родом из Средиземноморья. У персов это растение считалось символом ссоры и сплетен. А вот в Древнем Риме она пользовалась большим почётом.
Это двулетнее растение с толстым мясистым корнем. 14-15 веке свёклу завезли в Россию. Из красной свёклы варят борщ, винегрет. Из сахарной свёклы получают сахар.
П О Д С О Л Н Е Ч Н И К
Соцветие подсолнечника очень похоже на маленькое солнце, а жёлтые язычковые цветки – на солнечные лучи. Родина подсолнечника – юг Северной Америки.
В Россию попал в 1703 году и был украшением садов. Лишь в 1829 году крестьянин Бокарёв смастерил пресс и стал выжимать из семян масло. Подсолнечное масло употребляется не только в пищу. Оно используется при выработке маргарине, мыла и масляных красок.
П Е Т Р У Ш К А
Петрушка – наиболее распространённое огородное растение со специфическим ароматом зелени и корней.
Родина петрушки – Средиземноморье. Свежая сухая зелень – обязательный компонент салатов и заливных рыб, овощных маринадов и горячих мясных супов. Петрушка украшает наш стол. Она не только ароматизирует пищу, но самое главное – витаминизирует её.
Изучал культурные растения всего мира выдающийся учёный- ботаник Николай Иванович Вавилов. Он очень много путешествовал и собрал крупнейшую в мире коллекцию семян культурных растений, которой и сейчас гордятся учёные нашей страны (показать портрет и книгу о Н. И. Вавилове).
- Что необходимо для того, чтобы вырастить экологически чистые овощи и фрукты?
( ребята называют правила и на доске появляются карточки с надписями).
- Садить семена в незагрязнённую почву
- Поливать чистой водой
- Вносить удобрения по норме
- Не ловить насекомых-опылителей
- Правильно распахивать поля
- Поля обсаживать деревьями, чтобы не сдувался от ветра верхний плодородный слой земли
- Заболевшие растения убирать, чтобы не заразить другие
- Игра «Овощи- фрукты»
Помочь маме сварить «борщ» и «компот» (2 человека одновременно раскладывают закрытыми глазами овощи для борща, а фрукты для компота ).
6. Итог урока
- С какими растениями-переселенцами познакомились и где их родина?
- Что особенно запомнилось?
Спасибо за урок.
Домашнее задание: стр. 206, ответы на вопросы рубрики «Проверь себя».