Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "[Ж] — всегда твердый согласный звук"

Разделы: Начальная школа


Тема: [Ж] – всегда твердый согласный звук.

Цель: Закрепить знания о звуке[ж], сочетании ЖИ, упражнять в чтении слогов, слов, развивать речь, внимание, мышление; воспитывать через сказку интерес к чтению.

Оборудование: картинки животных, птиц, ТСО “Гуси”, сказочные герои, схемы слова, карточки, слоги.

I. Орг. класса.

Добрую сказку помню я с детства.
Хочу, чтобы сказку послушал и ты.
Пусть подкрадется к самому сердцу
И зародит в вас зерно доброты.

II. Сообщение темы и цели урока.

– Все дети с детства любят слушать и читать сказки. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса. И сегодня нас с вами ожидает встреча с героями сказок. Закрепим знания о букве Ж и сочетании ЖИ.

III. Инсценировка.

– Ква! Ква! Поели! Поспали! Поспали! Поели! Надоело.

Как зовут меня?

– Из какой сказки пришла к нам ЖАБА? (“Дюймовочка”.) (Кукла, картинка, ТСО.)

Жабы крупнее лягушек, мордочка не такой острой формы. Когда жабе угрожает опасность, она раздувается до таких размеров, чтобы змея не могла ее проглотить.

IV. Звукобуквенный анализ слова

ЖАБА

V. Чтение слогов.

ры-ри
вы-ви
зы-зи

ЖА ЖИ ЖУ

– Какой звук [Ж]?

VI. Игра “Лишний” предмет.

– Назовите предметы, в которых есть слог ЖИ.

(ежи, стрижи, ужи, жираф)

– Назовите “лишний” предмет.

(Стрижи – птицы. Жираф – один предмет.)

Стриж ест и даже спит на лету. Он питается мухами и стрижами.

VII. Словарная работа. С. 53.

– Как начинаются сказки?

(Жили-были… )

ЖИЛ ЖИВ ЛЫ-ЖИ
ЖИ-ЛА ЖИ-ВЫ НО___
ЖИ-ЛИ ЖИ-ВОЙ ЛУ___

ВЫВОД: ЖИ пиши с буквой И.

VIII. Физкультминутка под музыку “Жили-были гуси”.

IХ. Загадка.

БЕЛАЯ ЗВЕЗДОЧКА С НЕБА УПАЛА,

МНЕ НА ЛАДОШКУ ЛЕГЛА –

И ПРОПАЛА. (Снежинка.)

– Посмотрите, какие снежинки. Они все разные, но красивые.

Х. Инсценировка по сказке “12 месяцев”

Учитель: Уважаемая принцесса! Как пишется слово “СНЕЖИНКИ” с И или с Ы?

Принцесса: С Ы или И. Пусть будет с И.

Учитель: Почему с И.

Принцесса: Что неправильно? Не знаю я, не знаю. Отстань от меня. Спроси у детей.

– Дети, поможем Принцессе. Как пишется слово СНЕЖИНКИ?

(СНЕЖИНКИ. ЖИ ПИШИ С И.)

ХI.Физкультминутка.

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок –
Получается снежок.
Мы деревья побелили –
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.

ХII. Работа по учебнику. Многозначность слова МОРЖИ.

Моржи – люди, которые купаются зимой в проруби.

Моржи – близкие родственники тюленей. Живут в Арктике и Антарктике.

У них 2 клыка, которые они используют при драках, и чтобы выбраться на лед для отдыха. Морж съедает до 3000 моллюсков в день.

ХIII. * Чтение. Карточки у каждого на столе.

МО-РО-ЗЫ Ли-за
РО-ЗЫ Зи-на

На-ста-ла зи-ма. За ок-ном мо-роз. Ли-за и Зи-на иг-ра-ли. У Ли-зы сан-ки.

У Зи-ны лы-жи.

ХIV. Театр.

– Отгадайте, кто пел песенку?

Инсценировка сказки “Колобок”.

(Песенка Колобка).

– Как начинается сказка?

(Предложение в учебнике.)

Ж…ли – были старик со старухой…

– Какое правило вы встретили?

(Правило ЖИ с И)

– Впишите имена героев сказки.

ХV. Итог урока.

– Какой звук [Ж]?

– Как пишется сочетание ЖИ?