Образовательная программа "Занимательная математика" для детей 11–13 лет

Разделы: Внеклассная работа


Цель: создать условия для овладения методами и приёмами решения нестандартных и занимательных задач, содействовать развитию абстрактного и логического мышления.

Задачи: развивать математические способности, смекалку, устойчивый интерес к математике.

Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:

  • принцип системности;
  • принцип наглядности.

Для достижения поставленных целей и реализации программы важен выбор форм проведения занятий. Это могут быть:

  • практические работы;
  • творческие задания;
  • участие в математических играх.

Необходимо постоянно придерживаться принципов образования и воспитания, учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.

ПЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Математика всегда была неотъемлемой и существенной составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важным компонентом развития личности. Очень часто под основными целями математического образования подразумевают подготовку к будущей профессии, к поступлению в ВУЗ. Но не менее важно развивать в человеке способность понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать. Иначе говоря, математика нужна для интеллектуального развития личности.

Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся. Важно учить школьников самостоятельно строить определения и их отрицания, показывать, что в математике почти ничего не нужно зазубривать - следует понять и научиться применять, и тогда всё запомнится само собой.

Современный заказ общества на образовательные услуги претерпевает множество изменений. Одним из таких изменений является требование к реализации компетентностного подхода в процессе обучения - то есть от педагогов требуется научить детей тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки, которыми современный ученик сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни.

Существуют различные толкования слова "компетентность". Компетентность - это способность действовать на основе полученных знаний. Компетенция - это то, что порождает умение. Компетенция это те знания, умения и навыки, которыми ученик овладевает в школе и использует их во всех сферах своей дальнейшей жизнедеятельности. Повысить интерес к предмету побудило меня создать программу внеклассных занятий по математике, задачами которой стали:

  • активизация мыслительной деятельности;
  • формирование у учащихся навыков самостоятельной работы;
  • воспитание коллективизма, духа соревнования

Для сильных учащихся - возможность решать нестандартные задачи. Ведь решение таких задач очень полезно для развития гибкости ума, выработки навыков нешаблонного мышления.

В дальнейшем, задачи решаемые на занятиях могут пригодиться школьникам в интеллектуальных играх, которые сейчас стали очень популярны. В конце года планируется провести выставку лучших работ учащихся по отдельным темам. Это могут быть доклады, математические игры, сказки, составленные детьми.

Презентация

Я предлагаю тематическое планирование занятий.

№ п/п ТЕМА Кол-во часов Дата
  ЦИФРОВЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ 3  
1 Кроссворды 1  
2 Чайнворды 1  
3 Криптограммы 1  
  РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ 15  
4 Решение занимательных задач (Из старинной рукописи "Арифметика Магницкого") 4  
5 Решение занимательных задач. (Задачи из книг, изданных В 18 веке) 4  
6 Решение Олимпиадных задач 7  
7 Задачи-шутки и задачи-загадки 1  
  МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ФОКУСЫ 15  
8 Числовые фокусы (Угадывание задуманных чисел) 15  
9 Обманы зрения 1  
10 Построение фигур из данных частей 3  
11 Игры с числами 1  
12 Разрезание фигур 3  
13 Математическая игра 1  
14 О фигурах, вычерчиваемых одним росчерком 1  
15 Лабиринты 2  
16 Упражнения с куском бумаги 1  
17 Развлечения со спичками 1  
18 Итоговое занятие (Игра КВМ) 1  
  Всего 34 часа  

ТЕМА 1.КРОССВОРДЫ. 1 час.

  • Кроссворд - переплетение слов. Научить разгадывать кроссворды математического содержания.

ТЕМА 2. ЧАЙНВОРДЫ. 1 час.

  • Чайнворд - цепочка слов, которая разгадывается " по лабиринту". Научить разгадывать чайнворды математического содержания.

ТЕМА 3. КРИПТОГРАММЫ. 1 час.

  • Криптограмма - шифрованное письмо. Разгадывание криптограмм способствует лучшему усвоению математических терминов. Научить разгадывать криптограммы.

ТЕМА 4. РЕШЕНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ. 4 часа.

  • Элемент занимательности облегчает обучение. Занимательные задачи- задачи с интересным содержанием, занятными формулировками, нестандартными способами решения.

ТЕМА 5. РЕШЕНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ С ИНТЕРЕСНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ.4 часа.

  • Решение задач по книге "Детский гостинец", в предисловии которой сказано, что чтобы усвоение было привлекательным, его надо представлять как забаву, а не скучную должность.

ТЕМА 6. РЕШЕНИЕ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ. 7 часов.

  • Дать представление и прорешать задачи, которые включены в тексты городских и школьных Олимпиад.

ТЕМА 7.ЗАДАЧИ-ШУТКИ И ЗАДАЧИ- ЗАГАДКИ. 1час.

ТЕМА 8. ЧИСЛОВЫЕ ФОКУСЫ. 1 час.

  • Учить по задуманным числам, проделывая определённые операции, угадывать то число, которое задумали.

ТЕМА 9. ОБМАНЫ ЗРЕНИЯ. 1 час.

  • Познакомить учащихся с интересными явлениями, встречающимися при вычерчивании отдельных фигур.

ТЕМА 10.ПОСТРОЕНИЕ ФИГУР ИЗ ДАННЫХ ЧАСТЕЙ. 3 час.

  • Решение задач на разрезание и складывание фигур.

ТЕМА 11. ИГРЫ С ЧИСЛАМИ. 1 час.

  • Учить при помощи занимательных упражнений проделывать определённые операции с числами.

ТЕМА 12. РАЗРЕЗАНИЕ ФИГУР. 3 часа.

  • Дать понятие о фигурах на плоскости. Развивать глазомер, способность к конструированию.

ТЕМА 13 МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА 1 час

  • Проводится в форме соревнования между тремя командами. Содержание игры включает в себя занимательные задания.

Текст игры.

ТЕМА 14. О ФИГУРАХ, ВЫЧЕРЧИВАЕМЫХ ОДНИМ РОСЧЕРКОМ. 1 час.

  • Познакомить с фигурами, которые можно начертить, не отнимая карандаша от бумаги, не удваивая ни одной линии.

ТЕМА 15.ЛАБИРИНТЫ. 2 часа.

  • Познакомить учащихся с понятием " лабиринт", геометрической сетью, по которой можно пройти и на бумаге.

ТЕМА 16. УПРАЖНЕНИЯ С КУСКОМ БУМАГИ. 1 час.

  • Показать, как из простой полоски бумаги, получаются замысловатые фигуры.

ТЕМА 17. РАЗВЛЕЧЕНИЯ СО СПИЧКАМИ. 1час

  • Показать, как с помощью коробка спичек, можно решить ряд забавных и остроумных задач, развивающих сообразительность и смышленость.

ТЕМА 18 ИГРА КВМ ( КЛУБ ВЕСЁЛЫХ МАТЕМАТИКОВ) 1 час

Текс КВМ.

Презентация.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Худодатова С.С. " Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах". Школьная пресса. 2002 год.
  2. Олехник С.Н. " Старинные занимательные задачи".Наука.1988 год.
  3. Доморяд А.П. " Математические игры и развлечения" М. 1961 год.
  4. Ройтман П.Б. " Повышение вычислительной культуры учащихся" Просвещение 1980 год.
  5. Игнатьев Е.И. " В царстве смекалки, или арифметика для всех" М. 2003 год.