Цель: создать условия для овладения методами и приёмами решения нестандартных и занимательных задач, содействовать развитию абстрактного и логического мышления.
Задачи: развивать математические способности, смекалку, устойчивый интерес к математике.
Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:
- принцип системности;
- принцип наглядности.
Для достижения поставленных целей и реализации программы важен выбор форм проведения занятий. Это могут быть:
- практические работы;
- творческие задания;
- участие в математических играх.
Необходимо постоянно придерживаться принципов образования и воспитания, учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.
ПЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Математика всегда была неотъемлемой и существенной составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важным компонентом развития личности. Очень часто под основными целями математического образования подразумевают подготовку к будущей профессии, к поступлению в ВУЗ. Но не менее важно развивать в человеке способность понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать. Иначе говоря, математика нужна для интеллектуального развития личности.
Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся. Важно учить школьников самостоятельно строить определения и их отрицания, показывать, что в математике почти ничего не нужно зазубривать - следует понять и научиться применять, и тогда всё запомнится само собой.
Современный заказ общества на образовательные услуги претерпевает множество изменений. Одним из таких изменений является требование к реализации компетентностного подхода в процессе обучения - то есть от педагогов требуется научить детей тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки, которыми современный ученик сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни.
Существуют различные толкования слова "компетентность". Компетентность - это способность действовать на основе полученных знаний. Компетенция - это то, что порождает умение. Компетенция это те знания, умения и навыки, которыми ученик овладевает в школе и использует их во всех сферах своей дальнейшей жизнедеятельности. Повысить интерес к предмету побудило меня создать программу внеклассных занятий по математике, задачами которой стали:
- активизация мыслительной деятельности;
- формирование у учащихся навыков самостоятельной работы;
- воспитание коллективизма, духа соревнования
Для сильных учащихся - возможность решать нестандартные задачи. Ведь решение таких задач очень полезно для развития гибкости ума, выработки навыков нешаблонного мышления.
В дальнейшем, задачи решаемые на занятиях могут пригодиться школьникам в интеллектуальных играх, которые сейчас стали очень популярны. В конце года планируется провести выставку лучших работ учащихся по отдельным темам. Это могут быть доклады, математические игры, сказки, составленные детьми.
Я предлагаю тематическое планирование занятий.
№ п/п | ТЕМА | Кол-во часов | Дата |
ЦИФРОВЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ | 3 | ||
1 | Кроссворды | 1 | |
2 | Чайнворды | 1 | |
3 | Криптограммы | 1 | |
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ | 15 | ||
4 | Решение занимательных задач (Из старинной рукописи "Арифметика Магницкого") | 4 | |
5 | Решение занимательных задач. (Задачи из книг, изданных В 18 веке) | 4 | |
6 | Решение Олимпиадных задач | 7 | |
7 | Задачи-шутки и задачи-загадки | 1 | |
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ФОКУСЫ | 15 | ||
8 | Числовые фокусы (Угадывание задуманных чисел) | 15 | |
9 | Обманы зрения | 1 | |
10 | Построение фигур из данных частей | 3 | |
11 | Игры с числами | 1 | |
12 | Разрезание фигур | 3 | |
13 | Математическая игра | 1 | |
14 | О фигурах, вычерчиваемых одним росчерком | 1 | |
15 | Лабиринты | 2 | |
16 | Упражнения с куском бумаги | 1 | |
17 | Развлечения со спичками | 1 | |
18 | Итоговое занятие (Игра КВМ) | 1 | |
Всего | 34 часа |
ТЕМА 1.КРОССВОРДЫ. 1 час.
- Кроссворд - переплетение слов. Научить разгадывать кроссворды математического содержания.
ТЕМА 2. ЧАЙНВОРДЫ. 1 час.
- Чайнворд - цепочка слов, которая разгадывается " по лабиринту". Научить разгадывать чайнворды математического содержания.
ТЕМА 3. КРИПТОГРАММЫ. 1 час.
- Криптограмма - шифрованное письмо. Разгадывание криптограмм способствует лучшему усвоению математических терминов. Научить разгадывать криптограммы.
ТЕМА 4. РЕШЕНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ. 4 часа.
- Элемент занимательности облегчает обучение. Занимательные задачи- задачи с интересным содержанием, занятными формулировками, нестандартными способами решения.
ТЕМА 5. РЕШЕНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ С ИНТЕРЕСНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ.4 часа.
- Решение задач по книге "Детский гостинец", в предисловии которой сказано, что чтобы усвоение было привлекательным, его надо представлять как забаву, а не скучную должность.
ТЕМА 6. РЕШЕНИЕ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ. 7 часов.
- Дать представление и прорешать задачи, которые включены в тексты городских и школьных Олимпиад.
ТЕМА 7.ЗАДАЧИ-ШУТКИ И ЗАДАЧИ- ЗАГАДКИ. 1час.
ТЕМА 8. ЧИСЛОВЫЕ ФОКУСЫ. 1 час.
- Учить по задуманным числам, проделывая определённые операции, угадывать то число, которое задумали.
ТЕМА 9. ОБМАНЫ ЗРЕНИЯ. 1 час.
- Познакомить учащихся с интересными явлениями, встречающимися при вычерчивании отдельных фигур.
ТЕМА 10.ПОСТРОЕНИЕ ФИГУР ИЗ ДАННЫХ ЧАСТЕЙ. 3 час.
- Решение задач на разрезание и складывание фигур.
ТЕМА 11. ИГРЫ С ЧИСЛАМИ. 1 час.
- Учить при помощи занимательных упражнений проделывать определённые операции с числами.
ТЕМА 12. РАЗРЕЗАНИЕ ФИГУР. 3 часа.
- Дать понятие о фигурах на плоскости. Развивать глазомер, способность к конструированию.
ТЕМА 13 МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА 1 час
- Проводится в форме соревнования между тремя командами. Содержание игры включает в себя занимательные задания.
ТЕМА 14. О ФИГУРАХ, ВЫЧЕРЧИВАЕМЫХ ОДНИМ РОСЧЕРКОМ. 1 час.
- Познакомить с фигурами, которые можно начертить, не отнимая карандаша от бумаги, не удваивая ни одной линии.
ТЕМА 15.ЛАБИРИНТЫ. 2 часа.
- Познакомить учащихся с понятием " лабиринт", геометрической сетью, по которой можно пройти и на бумаге.
ТЕМА 16. УПРАЖНЕНИЯ С КУСКОМ БУМАГИ. 1 час.
- Показать, как из простой полоски бумаги, получаются замысловатые фигуры.
ТЕМА 17. РАЗВЛЕЧЕНИЯ СО СПИЧКАМИ. 1час
- Показать, как с помощью коробка спичек, можно решить ряд забавных и остроумных задач, развивающих сообразительность и смышленость.
ТЕМА 18 ИГРА КВМ ( КЛУБ ВЕСЁЛЫХ МАТЕМАТИКОВ) 1 час
ЛИТЕРАТУРА.
- Худодатова С.С. " Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах". Школьная пресса. 2002 год.
- Олехник С.Н. " Старинные занимательные задачи".Наука.1988 год.
- Доморяд А.П. " Математические игры и развлечения" М. 1961 год.
- Ройтман П.Б. " Повышение вычислительной культуры учащихся" Просвещение 1980 год.
- Игнатьев Е.И. " В царстве смекалки, или арифметика для всех" М. 2003 год.