Цели исследовательской работы:
- Постановка проблемы
- Поиск решения
- Итоги
Постановка учебной проблемы (см. Приложение) .
Доказать правдивость высказывания Пушкина А.С. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» с целью научить детей думать, аргументировать, доказывать.
Решение проблемы:
- Подводящий к теме урока диалог:
а) Знакомство со сказками. Цель: учить детей классифицировать сказки по содержанию, по авторской принадлежности, воспитывать интересы и любовь к чтению, способствовать формированию личного отношения к прочитанному.
б) Иллюстрирование любимых сказок на уроке изобразительного искусства. Цель: развить представление о способах изображения персонажей, о средствах создания образов в изобразительном искусстве.
в) Ролевая игра. Цель: активизация творческих способностей детей, воспитание у детей доброжелательности, внимания и чуткости по отношению друг к другу. - Составление кроссвордов, сочинение сказок.
- Обобщающий урок по теме.
Подводящий к теме урока диалог.
А) Выставка «Мои любимые сказки» (обсуждение персонажей и их роли, почему сказка любима, чему она учит). Деление сказок по авторской принадлежности(авторские и народные) и по содержанию(волшебные, бытовые, о животных).
Б) Иллюстрирование сказок «Я рисую эту сказку, потому что…» на уроке изобразительного искусства. Знакомство с художниками-иллюстраторами, показ книги «Русские народные сказки», выполнение работы. Дети показывают рисунки, объясняя, каков намек сказки и чему она учит.
Ролевая игра «Лиса».
Цель – воспроизвести роль лисы в разных сказках, объяснить мотивы ее поведения, постичь народную мудрость, заключенную в образе. Задание: попробовать изобразить своего героя с помощью мимики, жестов, движения. Обсуждение инсценировки, диалог с классом. Удалось ли артистам показать характер своего героя? Доказательство этого. А как вы бы повели себя в этой ситуации, какие есть пожелания нашим артистам?
Проверка домашнего задания.
Составление кроссвордов. Цель –
расширение кругозора, обобщение знаний о
сказках. Сочинение сказок. Цель – привить
любовь к сказкам, расширить кругозор,
показать ложь и правдивость героев
придуманных сказок, ответить на вопрос
«Чему учит моя сказка?».
Постановка учителем проблемы «Нужны ли людям сказки?».
А) предъявление противоречивых фактов (сказки
нужны людям или не нужны)
Б) столкновение мнений учеников
Ребята делятся на две группы, доказывают свою точку зрения, приводя примеры из жизни. Дети пришли к выводу, что сказки нужны людям. Они учат, воспитывают, помогают жить.
Итог – понимание каждым учеником значимости сказок.
Итог исследовательской работы.
С помощью исследовательского метода обучения дети систематизировали знания о русских народных сказках, попробовали себя в роли сказителя, постигая народные мудрости, заключенные в сказках, учились аргументировать, отстаивать свое мнение. Учащиеся доказали высказывание А.С. Пушкина «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Ответили на вопрос «Нужны ли людям сказки?».
Оборудование:
- выставка детских работ
- «волшебные» предметы
- карточки с названиями сказок
- иллюстрации Ю.А.Васнецова
- атрибуты для сценки
- кроссворды учащихся
- презентация к уроку
Список литературы:
- Методические разработки уроков чтения. О.В. Пронина, А.В. Аркадьева
- Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.- Просвещение, 1990г.
- Журнал «Начальная школа» №5, 2006г.