Законы и частные свойства сложения

Разделы: Начальная школа


Цели: актуализировать знания о частных свойствах сложения, познакомить с буквенной записью свойств сложения; формировать устные и письменные вычислительные навыки; продолжить развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, способности к преобразованию в соответствии с заданным условием; совершенствовать умение работать с задачами; развивать коммуникативные навыки.

Оборудование. Учебник «Математика», 2-ой класс в 2-х частях, часть I (авт. И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина). Самара: Изд-во «Учебная литература» Издательский дом «Федоров», 2008г.; разрезанные треугольники; презентация (Приложение 1).

I. Организационный момент.

У. Руки? (На месте.)

Ноги? (На месте.)

Локти? (У края.)

Спина? (Прямая.)

На уроке продолжим работу с задачами, получите новые знания, сделаете новые открытия для себя. Перед вами «Карта путешествий открывателей». С чего хотите начать урок?

Д. С нового материала, т.к.отдохнула на перемене и могу легче понять новое.

Д. С разминки, т.к. это любимый вид работы, подготовит к работе с новымматериалом.

Дети поднимают руки в поддержку одноклассников.

II. Станция «Разминочная» (если дети решили начать с разминки). Презентация.

1).- Запишите число, в котором одна единица и четыре десятка.

- Найди суму чисел 20 и 13.

- Уменьшаемое 14, вычитаемое 5. Найди разность.

- 55 увеличь на 11.

- Я задумала число. Если его увеличить на 10, то получится 30. Какое число я задумала?

Дети записывают числа: 41; 33; 9; 66; 20

2).У. Внимательно рассмотрите данные числа.

Что вы можете о них сказать?

Д. Все числа натуральные.

Д. Их можно разделить на 2 группы: однозначные и двузначные.

Д. Их можно записать в порядке увеличения или в порядке уменьшения.

3). У. Выпишите самое большое и самое маленькое двузначные числа.

Дети выписывают числа 20 и 66.

У. Что вы можете сказать об этих числах?

Д. В числе20–2десятка и 0 единиц,

В числе 66 – шесть десятков и шесть единиц.

Д. Числа можно сравнить. Можно записать неравенства.

Д. Числа можно записать в порядке возрастания и в порядке убывания.

Д. С ними можно составить различные математические записи, не только

неравенства.

4).У. Замечательно. Выполните задание, которое предложил Максим и сделайте записи в тетради.

Дети записывают в тетрадях: 20+66, 66-20, 66+20.

5).У. Какое задание теперь можете предложить?

Д. Я предлагаю найти значения выражений.

У. Давайте выполним задание, которое предложила Женя. Проверим.

6).У. Можно я предложу вам задание?

Д. Конечно, очень интересно, что ещё можно сделать.

У. Подчеркните сумму, в которой первое слагаемое больше второго.

Взаимопроверка. Дети подчеркнули сумму: 66+20

7).У. А теперь объясните, как данное равенство поможет найти значения других выражений.

66+30, 66+19, 65+19

(Если ст. Разминочная после ст. Новотемская, то можно предложить следующее задание: - Составьте равенства, используя полученные знания.

20+66=66+20

III. Станция «Новотемская». Презентация

У. Сравните выражения:

32+43…43+32

74+25…25+74

61+18…18+61

Д. Можно сравнить не считая, сразу поставить знак «=».

У. А кто думает по-другому?

Д. Мы знаем правило: от перестановки слагаемых сумма не меняется. На первой строчке слагаемые одинаковые, только их поменяли местами, на второй и на третьей строчке так же.

У. В математике это свойство имеет своё название. Кто знает?

Дети высказываются.

У. Правильно, это переместительное свойство сложения. А можно ли его записать?

Дети предлагают записать свойства.

У. Молодцы! Можно записать текст переместительно свойства сложения, но не всегда это удобно в математике. Какие ещё будут предложения?

Дети предлагают образцы из чисел.

У. Откройте учебник на стр. 104, найдите номер 218 и внимательно его прочитайте. Если вам что-то непонятно, обратитесь к другу или поднимите руку.

Дети читают.

У. О чём узнали?

Д. Я узнал о том, что переместительное свойство сложения можно записать буквами, но не как на уроке русского языка, а буквами латинского алфавита. Это для меня новое.

У. Запишите на доске и в тетради.

а+в=в+а

Д. Буквы в равенстве обозначают любые числа.

Д. Эту запись тоже можно прочитать: «сумма а и в равна сумме в и а, от перестановки слагаемых сумма не изменяется».

У. Запишите несколько равенств с натуральными числами, которые подчиняются этому свойству.

У. Какие ещё новые знания получили?

Д. Мы раньше знали это свойство: если к числу прибавить нуль, то получится то же самое число. Новое то, что это свойство можно записать: а+0=а

У. Запишите несколько равенств с натуральными числами, которые подчиняются данному свойству.

Д. Мы знаем ещё одно свойство сложения – сочетательное: при сложении нескольких чисел можно рядом стоящие слагаемые заменить значением их суммы и при этом общий результат сложения не изменится. Новое то, что это свойство можно записать буквами латинского алфавита: (а+в)+с=а+(в+с)

У. Запишите несколько равенств с натуральными числами, которые подчиняются этому свойству.

Дети записывают несколько равенств.

У. Назовите тему урока.

Д. Мы учились записывать свойства сложения буквами латинского алфавита.

Д. Я думаю, что тема урока « Свойства сложения».

У. Правильно. Тема урока «Законы и частные свойства сложения». Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужны все эти свойства сложения?

Д. Эти свойства нам нужны для того, чтобы легче было считать.

Д. А сейчас я предлагаю отправиться на станцию «Зарядкино», ведь мы хорошо потрудились и нам надо размяться.

IV. Станция «Зарядкино».

Это - правая рука,
Это - левая рука.
Справа – шумные березы,
Слева – быстрая река.
Повернулись, раз и два.
Слева- шумные березы,
Справа – быстрая река.

Д. А сейчас предлагаю отправиться на станцию «Задачкино». Мне нравится решать задачи.

V. Станция «Задачкино». Презентация.

У. А сейчас найдите номер 219.

У. Прочитайте. Это задача? Объясни.

Д. Это не задача, т.к. просят узнать то что известно.

У. Ваши предложения.

Д. Чтобы этот текст стал задачей, надо изменить вопрос.

Д. А можно вопрос оставить , а изменить условие.

У. Измените вопрос.

Д. Сколько пирожков было у Алёнушки?

У. Запишите условие задачи, как вам удобно и решите её.

1 ученик работает у доски.

Даша. Я запишу условие задачи с помощью отрезка.

Кирилл. Мне удобнее кратко записать условие.

Даша. Да, можно и кратко записать условие, но мне нравится с помощью отрезка.

Даша. Мне известно, что отдала 9 пирожков, осталось 27 пирожков.

Мне надо узнать, сколько пирожков было.

Чтобы узнать, сколько пирожков было, для этого надо к 27 прибавить 9.

Решение: 27+9=36(п.)

Ответ: 36 пирожков было.

Саша. А можно и дугой вопрос составить к этому условию. Я предлагаю

узнать, на сколько больше пирожков осталось, чем отдала.

У. У доски решишь задачу?

Саша. Я запишу краткое условие задачи и вопрос.

Отдала- 9п.

Осталось – 27п.

на ? п. больше

Саша. А я знаю правило: чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, для этого надо из большего числа вычесть меньшее, значит надо из 27 вычесть 9.

Решение: 27-9=18(п.)

Ответ: на 18 пирожков больше.

Д. Предлагаю вернуться на станцию Зарядкино.

VI. Станция «Зарядкино».

Д. Предлагаю отправиться на станцию «Повторяйкино» и повторить изученное.

VII.  Станция «Повторяйкино». Презентация. Игра «найди сою пару».

У. У вас на партах часть геометрической фигуры. Найди свою пару на своём ряду.

Дети находят свою пару. Рассаживаются по парам, меняясь местами.

У. Какая геометрическая фигура получилась?

Д. Треугольник.

У. Что знаете о треугольнике?

Д. Я знаю, что в зависимости оттого, какие углы есть в треугольнике, треугольники бывают: тупоугольные, прямоугольные, остроугольные.

Д. А я знаю, что треугольники бывают равносторонние и равнобедренные.

Д. Я могу сказать, что треугольник, у которого все стороны равны, называется равносторонним, а треугольник, у которого две стороны имеют одинаковую длину, называется равнобедренным.

У. Какое задание можете предложить?

Д. Проведите отрезок так, чтобы он разделил данный треугольник на два треугольника.

Д. Я предлагаю измерить длины сторон треугольников.

Д. Если мы узнаем длины сторон треугольников, то сможем назвать, к какой группе он относится: равнобедренный или равносторонний.

У. Выполните это задание.

Дети работают в парах.

У. Встаньте те, у кого на парте равнобедренный треугольник. Садитесь.

А теперь встаньте те, у кого равносторонний треугольник. Садитесь.

Д. У нас треугольник, у которого все стороны разной длины, т.е. простой.

Мы его назвали – разносторонний.

У. Прочитайте задание, написанное на ваших треугольниках: №220, №221.

Выберите то из них, которое больше нравится. Выполните.

Дома закончите работу. Ваши работы будут оценены.

Итог.

У. Наш урок заканчивается. Что на нем было самым главным?

Д. Самой главной была работа с буквами, мы учились записывать свойства сложения буквами, этому мы учились, этого мы еще не умели.

У. Что вам больше всего понравилось?

Д. Мне понравилась игра «Найди свою пару».

Д. Мне все понравилось. У нас на уроках всегда интересно.

Приложение